«Модель профилактики суицидального поведения школьников в образовательном учреждении».


«Модель профилактики суицидального поведения школьников в образовательном учреждении».
Введение.В школе я учитель биологии . Классный руководитель 9 класса и хочется оградить своих учеников от опасностей современного окружающего мира. Наш мир тоже изменился. С экранов телевизоров и СМИ мы видим волну негатива, разрушающего нашу жизнь. Доступ в информационную сеть интернет позволяет найти в ней любую информацию, не только учебного характера. Отсутствие цензуры позволяет детям самим определять сферу своих интересов. Современному подростку порой нелегко определить приоритеты и оценить правильность и объективность то или иной точки зрения. А в случае сложной жизненной ситуации интернет «поможет» найти выход из тупика, причем непростой выбор может быть сделан в сторону суицида или девиантного поведения.Как легко обратиться за помощью к шарлатанам, обещающим помощь неокрепшей детской психике и несформированным еще убеждениям! На сайтах притаились сторонники ИГИЛ, обещающие «дружескую» поддержку, или религиозные секты, или сайты, рассказывающие о том, как можно «красиво» уйти в мир иной, сделав напоследок прощальное селфи. Как же удержать детей от этого рокового шага? Да, современные подростки в чем- то умнее и продвинутей своих предшественников, но в глубине души они также беззащитны перед внешним миром и также нуждаются в помощи и понимании со стороны взрослых людей. И если это поддержку они не могут отыскать дома, то учитель может поделиться с ними частицей своего сердца, отогреть теплом своей души. Я считаю, что правильней всего это будет сделать классному руководителю, но иногда и учитель предметник может заметить изменения в поведении своего ученик и забить тревогу.По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностный конфликт и т.д. Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.Основная часть.Очень часто дети не хотят, чтобы их проблема стала достоянием общественности, поэтому трудно привлекать всю общественность школы. Это должен быть узкий круг лиц: учитель, завуч, социальный педагог, психолог, директор. Несмотря на то, что у ребенка проблемы, подросток может их упрямо отрицать, не желая предавать гласности, в то время как проблема перестает быть личной и подросток нуждается в коррекции поведения.Давайте определим, что же такое суициадальное поведение? Суицид – это осознанное лишение себя жизни. Однако надо рассматривать не только сам суицид, но и все суицидальное поведение в целом. Суицидальное поведение включает в себя кроме самого суицидального акта еще и покушения, попытки и проявления. К покушению относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента.Суицидальными попытками считаются демонстративные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им средства. Суицидальные попытки молодежи в подавляющем большинстве имеют оттенок манипулятивности, в чем проявляется принципиальное отличие суицидального поведения у лиц этой возрастной категории. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это крик о помощи, и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой. Если в целом соотношение суицидальных попыток и самоубийств 10 к 1, то у молодежи это соотношение достигает 200 или даже 300 к 1, т.е. на каждого человека, покончившего с собой, приходится 200 –300 покушавшихся на самоубийство. Причем, девушки значительно чаще совершают попытки самоубийства, чем юноши. Однако попытки самоубийств у юношей имеют большую вероятность закончиться трагически. Одна из вероятных причин этого заключается в том, что неудачные попытки самоубийства у юношей получают более негативную оценку у окружающих, играет свою роль и выбор способа покончить с жизнью – у девушек это, в основном, передозировка лекарств или наркотиков, а у юношей – повешение. Подростки, совершившие попытки самоубийства, имеют значительно больший риск повторных подобных действий, если 10 – 15 % взрослых людей повторяют попытки совершить суицид, то среди подростков эта цифра достигает 50. Риск повторных действий велик в течении первого года и особенно в первые три месяца.К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намерения, не сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. К подобным проявлениям следует относиться с вниманием и уважением.Суицидальное поведение имеет внешнюю и внутреннюю активность:Внутренние суициадальные проявления включают в себя:- суицидальные мысли, фантазии на тему смерти;- суицидальные замыслы (придумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;- суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.К внешним формам суицидального поведения относят:- суицидальные попытки;- завершенный суицид.В школе я часто вижу проявление таких мыслей, высказывание вслух или записи на странице акаунтов в социальной сети. Однако часто ли учителя придают им значение? Все ли обращают внимание на серьезность намерений? Должен ли учитель присутствовать в социальных сетях и быть в контакте со своими учениками? И наконец, доверят ли ученики свою судьбу вам или мне, как учителю?Рассмотрим, какие же виды самоубийств бывают среди школьников.Академик А.Е.Личко выделяет три типа суицидального поведения у подростков: демонстративное, аффективное и истинное.Демонстративное суицидальное поведение выражает не всегда осознанное подростком стремление привлечь внимание к положению, в котором они оказались, вызвать сочувствие, избежать ожидаемых неприятных последствий за какие-либо проступки, выйти из трудной ситуации (шантаж, угрозы, вымогательство и т.п.).Аффективное суицидальное поведение обычно не обдумывается заранее, а происходит спонтанно, по типу «короткого замыкания». В основе лежит состояние чрезвычайно сильного переживания обиды, острого недовольства окружающими или самим собой, стремление наказать, отомстить за свою обиду. В отличие от демонстративных суицидальных реакций, аффективный суицид совершается в одиночестве. Если смертельный исход не наступил, то подростки, как правило, стыдятся своего поступка, стараются его скрыть, тогда как демонстративная реакция рассчитана на внимание и сочувствие окружающих.При истинном суицидальном намерении подростка покончить с собой нередко долго вынашивается, предпринимаются меры, чтобы никто этому не помешал, 10% попыток истинного суицида возникают вследствие психических заболеваний.Чаще всего суицидальное поведение наблюдается у подростков при депрессивных состояниях, которые имеют различное происхождение. Психологи выделяют несколько типов подростковой депрессии:Делинквентный вариант – проявляется в нарушениях поведения, не свойственных ранее подростку, это может быть нарочитая грубость, непослушание, утрата интереса к учебе, прежним увлечениям, употребление наркотиков и алкоголя, при этом во всех поведенческих проявлениях обнаруживается «налет» отчаяния: подросток словно специально ищет поводов для наказания;Ипохондрический вариант подростковой депрессии характеризуется сочетанием незначительных соматических нарушений с многочисленными жалобами, отражающими сверхценный характер переживаний;Астеноапатичный вариант депрессии у подростков обычно начинается с ухудшения успеваемости в школе вследствие ухудшения внимания и осмысления учебного материала. Ухудшающиеся результаты в учебе приводят подростка в состояние отчаяния, которое еще больше снижает уровень школьной деятельности. Недавно активный, общительный подросток превращается в вялого, унылого и бездеятельного домоседа, утрачивается интерес ко всем прежним увлечениям. На фоне этого состояния возникают мысли о самоубийстве, особенно если обвинения со стороны взрослых становятся невыносимыми или подросток подвергается общественному осуждению.Первым этапом работы учителя в этом направлении я считаю наблюдение за учащимися и их поведением. В их поведении можно выделить следующие особенности:- недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть;- отсутствие четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями;- несоответствием между внешним поводом и реакцией на него, т.е. незначительность, с точки зрения взрослого, мотивов суицидальных попыток – отсюда неожиданность факта.Наиболее типичными мотивами суицидального поведения подростков являются:- переживание обиды, одиночества, отчуждения, невозможности быть понятым;- действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;- переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;- чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;- страх наказания, нежелание принести извинения;- любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;- чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;- желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;- сочувствие или подражание товарищам, героям книг, фильмам, кумирам.Как практику, мне хотелось бы рассмотреть конкретные действия, предотвращающие возможность суицида в школе. Это должны быть целенаправленные действия всей педагогической общественности школы:• Классного руководителя• Учителя предметника• Социального педагога• Педагога психолога• РодителейЭто должна быть система мероприятий, направленных на предотвращение суицида:• Система классных часов• Беседы• Лекторий специалистов• Просмотр видеофильма• Психолого-педагогическая диагностика• Система родительских собранийБольшое значение в теории и практике современной суицидологии придаётся проблеме психологической профилактики суицидальных проявлений. Существует два основных этапа профилактики суицидального поведения: первичная и вторичная.1. Первичная профилактика суицидального поведенияo совершенствование социальной жизни людей;o устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения;o воспитание социально-позитивной, ориентированной личности2. Вторичная профилактика суицидального поведенияo определение факторов риска и выделение групп профилактического учёта;o раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;o медицинская коррекция выявленных заболеваний и психических нарушенийУчитель может наблюдать изменения в поведении ребёнка, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:• недостаток сна или повышенная сонливость• нарушение аппетита• признаки беспокойства, вспышки раздражительности• усиление чувства тревоги• признаки вечной усталости, упадок сил• неряшливый внешний вид• усиление жалоб на физическое недомогание• склонность к быстрой перемене настроения• отдаление от семьи и друзей• излишний риск в поступках• выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах• открытые заявления: ненавижу жизнь; не могу больше этого выносит; жить не хочется; никому я не нужен.Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: дарение ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.В случае подозрения о наличии суицидальных намерений у подростка беседу с ним можно строить следующим образом: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?»В случае открытого суицидального высказывания следует обсудить эту проблему с подростком.Предотвращение суицидальных попыток.• Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.• Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение.• Формирование компенсаторных механизмов поведения.• Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.Часто самое большое влияние на отказ от суицида вызывает не просто душеспасительная беседа с подростком, а показ фильма или фотографий после суицида, их очень волнует как они будут выглядеть и после смерти(выпученные глаза, синий цвет кожи и т п.) Девушек это особенно останавливает.Заключение.За все время моей работы, к счастью, мне не пришлось столкнуться с суицидом лично. Но в работе мы часто сталкиваемся с конфликтными ситуациями, побуждающими детей на это действие. Конечно, мы проводим работу и, очень часто я могу сказать, что не безрезультатно. Я пользуюсь доверием у своих детей, дети делятся со мной душевными переживаниями и тревогами. Для каждого я могу найти время, чтобы поддержать и помочь. И это не пустые слова. В социальных сетях у меня в друзьях много моих учеников, более 300 человек. Это и бывшие ученики, ставшие уже взрослыми людьми и настоящие школьники. Заходя к ним на страницу, или в ленте новостей я ежечасно вижу, что с ними происходит. Были случаи, когда дети писали и о своих проблемах. Самое важное для учителя -это отсутствие равнодушия. Желание прийти на помощь, умение выслушать и понять, не пожалев своего личного времени. Это в первую очередь дает нам возможность предотвратить страшное и только во вторую все, о чем я написала выше. Жизнь человека-это бесценный дар, которым надо распорядиться в лучшую для него сторону.