Педагогическая концепция учителя русского языка


Слайд 1
Здравствуйте. Я- Панова Жанна Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Волосовская средняя общеобразовательная школа №2». Представляю свою педагогическую концепцию «Личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы»
Слайд 2
Школа Как много глубины и смысла в этом слове. Как трогательны воспоминания, связанные со школьным временем: одноклассники, праздники, уроки Как хочется порой заглянуть в страну детства, где было столько счастья, радости, тепла и света! Ношкольные годы подходят к концу, и перед нами встаёт первый серьёзный вопрос: «Кем быть?» Для меня ответ был очевиден. Я поступила и окончила педагогический университет, получила диплом и стала учителем. Вот уже 26-ой год работаю в школе и нисколько об этом не жалею. Дети – это радость, настроение, желание что-то делать и к чему-то стремиться, это свежий глоток воздуха и нескончаемый поток энергии, от которой заряжаешься и сердцем, и душой! Желание помочь ребёнку стать личностью, определить собственную позицию в жизни: выбрать значимые для ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им – основа моей педагогической деятельности.
Каждый урок мне представляется мастерской, где формируется мысль подрастающего поколения, его самобытная личность.
Слайд 3
Цель моей педагогической деятельности - заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Слайд 4
В преподавании перед собой ставлю следующие задачи:
развивать творческий, духовно-нравственный, интеллектуальный потенциал каждого обучающегося;
формировать всесторонне-развитую личность, способную самостоятельно принимать решения;
использовать язык с целью поиска необходимой информации для решения учебных и жизненных задач (сравнивать, анализировать, обобщать).
Слайд 5
В педагогической деятельности я опираюсь на принцип личностно – ориентированной педагогики, основанный на любви к ребёнку, который полностью исключают авторитарность учителя и авторитарные методы работы. И он для меня является определяющей ценностью обучения и воспитания. Каждый из моих обучающихся – это личность со своим маршрутом достижения успеха, а этапы у этого пути могут быть разными.
Уникальный опыт ребенка, его индивидуальное видение, эмоциональный отклик становятся центральными. Я всячески выделяю и поддерживаю тонкость наблюдений обучающихся, нахожу «золотое зерно» в ответе.
Поэтому ребята с удовольствием идут на урок. Не боятся быть непонятыми.
Ещё один важный принцип в моей работе – принцип сотрудничества. Эмоционально расположив ребенка, открыв его к познанию нового, я организую совместную деятельность, в процессе которой совершенствуются потребности, интересы, чувства, проявляются способности учащихся, а главное, формируются мотивы учебной деятельности.
Слайд 6
На первый план выдвигаю работу по развитию культурно-нравственных ориентиров и ценностей, главная из которых, на мой взгляд, – это нравственность. Поэтому в содержание программы по русскому языку и литературе включаю ценностно-ориентированный компонент, на основе которого выстраиваю диалог, побуждающий обучающихся не только думать над поставленными вопросами, но и делать нравственный выбор. Здесь я отдаю предпочтение методу проблемного обучения.
Изучая на уроке новый материал, использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над языковыми литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими.
Слайд 7
Традиционно, основной формой учебной деятельности является урок. Урок – часть жизни ученика, реальный результат которого оценить очень сложно. Составляя план урока, всегда думаю, как сделать так, чтобы детям было интересно на моём уроке и, в то же время, чтобы они получили необходимые знания, которые пригодятся им в жизни. Для меня, как учителя, очень важно: что унес с собой школьник с урока? Чем обогатился его интеллектуальный уровень? Сможет ли он в дальнейшем применить полученные знания и умения в учебной деятельности?
Слайд 8
В моей педагогической практике собраны разные технологии, методы, формы преподавания русского языка и литературы, активизирующие учебный процесс.  
При проведении учебных занятий стараюсь использовать нетрадиционные формы и методы обучения: уроки лекционной формы, уроки- путешествия, уроки-исследования, уроки-мастерские, уроки-инсценировки, учебные конференции, интегрированные уроки, практикумы, уроки-диалоги, урок-игра. С их помощью у обучающихся формируется способность к теоретическому мышлению, укрепляется механизмы памяти. Ребёнок так же получает возможность выражать свои чувства в социально приемлемой манере.
Слайд 9
На   уроках для меня важно   создать   атмосферу доброжелательности, сотрудничества, заинтересованности каждого ученика в работе класса, положительный эмоциональный настрой в течение всего урока. Одним из целевых ориентиров моей работы является оказание помощи ученикам в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа учебной деятельности. Раскрытие и развитие индивидуальных познавательных процессов и интересов, а также содействие ребенку в развитии   творческих   способностей, формирование системы знаний на основе ранее приобретенных знаний, умений и навыков – это главный   принцип   личностно- ориентированного урока.
Слайд 10
Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений.
Слайд 11
Результативность учебной деятельности осуществляется с помощью педмониторинга: диагностики, контрольные, диагностические и переводные работы, выпускные экзамены. Система педмониторинга позволяет мне отследить качество усвоения учебного материала. Анализируя полученные данные, ищу пути решения выявленных проблем в обучении.
Показатель эффективности всей моей работы – уровень творческой активности детей, а качество творческих и исследовательских работ – показатель личностного роста обучающихся. В копилке достижений моих учеников - грамоты, дипломы, сертификаты различных предметных олимпиад и творческих конкурсов.
Результат – мои обучающиеся – подростки с активной жизненной позицией и готовностью к достижению поставленных целей, в том числе и образовательных по предмету.
Все ученики разные! У каждого своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое «я». Мы должны об этом всегда помнить – только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными.
Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения.
Слайд 11
Что касается личностного развития – то это стремление стать педагогом-новатором в широком смысле этого слова. Стать, как писал Василий Александрович Сухомлинский, «Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой, - а с этого, по существу, начинается настоящее воспитание и образование».
Своё выступление хочу закончить гениальным, на мой взгляд, высказыванием Льва Николаевича Толстого, в котором и заключена суть моей педагогической концепции: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель...». С моими методическими разработками, статьями, работами обучающихся можно познакомиться на различных информационных сайтах: ВСОШ №2, соцсеть работников образования, портал педагога, учпортфолио. Благодарю за внимание. Всем здоровья, благополучия, профессиональных достижений, радости от достигнутого.








15