Доклад на тему «Как открывать знания вместе с учениками?»


Доклад на тему: Как открывать знания вместе с учениками?
В современном обществе меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность, иметь готовность и способность учиться.
Мне очень нравятся слова Уильяма Уорда: «посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель вдохновляет». Понять их смысл не сложно, к тому же, как прописано в национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утвержденной Президентом РФ Д.А.Медведевым, новые учителя – это те учителя, которые открыты ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников.
Ключевые позиции современного урока тоже изменяются:
Активная позиция учащихся на уроке. Ученик на уроке – учится сам, учит других.
Уход от моноактивности учителя на уроке. Учитель на уроке – «дирижер», создающий условия для развития учащихся.
На уроке происходит не воздействие, а взаимодействие. Ключевая позиция – сотрудничество, сотворчество.
Ученик из присутствующего и пассивно выполняющего указания учителя становится главным деятелем.
В начале урока необходима цель, которую должны достичь ученики. Таким образом, обучая детей целеполаганию, можно вводить некоторые приемы, позволяющие открывать знания вместе с ними и сформулировать как содержательную так и деятельностную цель урока. В связи с тем, что учитель наталкивает учащихся на самостоятельную постановку целей, сценарий урока может изменяться, при необходимости. При этом, запланированный учителем результат должен быть достигнут.
На мой взгляд, проблема развития познавательной активности учащихся в условиях современной школы, формирования у них познавательных УУД имеет очень большое значение. В связи с введением ФГОС в основной школе, на этапе целеполагание, я стараюсь не давать информацию в готовом виде, а стараюсь работать так, чтобы ребята сами открывали новое знание. Для этого использую технологию проблемного диалога. На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят, а это значит, что у них активнее формируются мышление и речь, проявляют инициативу, активно участвуют в диалоге, а самое важное, не боятся ошибиться и с легкостью исправляют ошибки друг друга.
Автор данной технологии, Е. Л. Мельникова выделяет следующую цель проблемного диалога – научить ребенка самостоятельно открывать знания и применять их в жизненных ситуациях.
Узнать получилось ли у вас создать проблемную ситуацию не сложно, т.к. на успешно созданную проблему появляется эмоциональный отклик. Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Появляется удивление, начинается диалог. Нет удивления – нет диалога. Эмоции возникают разные: ученики широко распахивают глаза и открывают рты, задумчиво грызут колпачок ручки, почесывают затылки.
Поиск решения проблемы осуществляется с помощью диалога, либо побуждающего, либо подводящего. В побуждающем диалоге необходимы стимулирующие реплики, которые помогают работать творчески.
1. О фактах: - Что вас удивило?
- Что интересного заметили?
- Какие факты очевидны?
О теориях: - Что удивило?
- Сколько существует точек зрения?
2. Сколько в классе мнений?
3. Вы сначала как думали? А как оказалось на самом деле?
4. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?
5. – Что хотели сделать? - Какие знания применили?
- Задание выполнено?
Формы подводящего диалога:
1.  Анализирующее коллективное наблюдение. Двухсторонний материал для сравнения. Выслушивая ответы детей, взять самое интересное. Важно подобрать дидактический материал и продумать систему вопросов.
2. Фронтальная дискуссия.
· Дети высказываются, выдвигают версии.
· Фиксирование версий.
· Обсуждение выдвинутых версий.
· Подход к правильному ответу.
· Подведение итога, обоснование выдвинутых версий.
Здесь нужно «цепляться» за более интересные реплики и развивать их.
В работе я чаще использую подводящий диалог. Предлагаю материал для сравнения (2 столбика или 2 строки), сравнить, сопоставить, найти общее (различие). Активно ученики работают и на практических и лабораторных работах.
Таким образом, в диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, с помощью которой формулируется тема урока или вопрос, тем самым вызывая у них интерес к новому. Затем посредством одного из диалогов, организую «открытие нового знания». Именно здесь и достигается понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. В ходе проблемного диалога развиваются следующие умения: умение решать учебные проблемы; работать в диалоге, извлекать информацию, делать логические выводы и оценивать свою работу.
Работая по технологии проблемного диалога необходимо помнить некоторые аспекты:
Не брать инициативу на себя и тогда ученики будут активнее.
Чаще говорить «Не знаю», чтобы ученики думали сами и не переспрашивали несколько раз.
Выслушать все мнения учеников, даже ошибочные.
Дать возможность ошибиться и приучать не бояться ошибок.
Не отвечать за учеников, даже, если поджимает время.
Вовлекать в действие, в бездействии дети утомляются больше всего.