Профилактика суицидального поведения среди подростков


-685800-91440000Средняя образовательная школа № 5
203200-1270Профилактика суицидального поведения
Профилактика суицидального поведения

.
Подготовила: психолог СОШ № 5 Байжанова Г.Б
Актобе, 2015-2016 учебный год
ПЛАН
мероприятий по профилактике суицида среди детей и подростков
на 2015-2016 учебный год
Цель:
Оптимизация условий обучения и воспитания, способствующих полноценному развитию личности ребенка посредством воздействия на основные сферы межличностного взаимодействия учащихся (в первую очередь, семью, учебную группу и педагогический коллектив) с целью оказания психолого-педагогической и социальной поддержки в плане предотвращения, устранения или ограничения негативных влияний ближайшего окружения на личность учащегося и процесс его развития.№ Мероприятия Сроки Ответственный
1 Выявление семей с наличием суицидального поведения сентябрь зам.дир.по ВР: Батыргалиева А.А.
соц.педагоги: Танатканова А.А.
Әбдіреймова Н.
психолог: Байжанова Г.Б.
классные руководители
2 Обследование жилищно-бытовых условий детей из неблагополучных семей и детей с наличием в семье суицидального поведения октябрь социальные педагоги, психолог,
классные руководители
3 Диагностика состояния психического здоровья и особенностей психического развития учащихся, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. Сентябрь - март психолог, социальные педагоги,
классные руководители
4 Выявление социально-неблагополучных семей.
Организация обследования условий жизни детей из этих семей. в течение года кл. руководители соц.педагог, психолог
5 Создание «группы риска» развития суицидального поведения среди детей и подростков. октябрь зам.директора по ВР, соц.педагог, психолог
6 Психологическое консультирование педагогов, классных руководителей, родителей (опекунов), воспитателей, учащихся по вопросам, связанным с суицидальным поведением детей и подростков. в течение года психолог
7 Регулярное посещение учащихся по месту жительства с целью привлечения родителей, опекунов к более конструктивному и внимательному воспитанию своих детей. в течение года кл. руководители соц.педагог, психолог
8 Просвещение педагогического коллектива по следующим темам:
- «Психологические особенности подростков»;
- «Подростковый суицид: мифы и реальность»;
- Профилактика школьных конфликтов». ноябрь, январь,
март психолог
9 Организация и проведение обучающего семинара для педагогов
- «Оказание помощи при текущем суициде». февраль психолог
10 Повсеместное привлечение учащихся «группы риска» в соответствии с их интересами и способностями ко всей внеклассной работе и мероприятиям лицея (кружки, секции, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, акции, конкурсы и т.п.), в том числе с использованием возможностей молодежных и спортивных учреждений городских и сельских поселений. в течение года кл.руководители, зам.директора по ВР, соц.педагоги, психолог
11 Проведение психологических тренингов по профилактике суицида (7-11 классы) на тему:
«Значение моей жизни»
«Значение ценностей»
«Исполняй свои мечты»
Коррекционно-обучающий тренинг «Переживание-преодоление критической ситуации»
«Можно ли научиться управлять собой?» В течение года психолог
12 Проведение недели здоровья и спорта, включающая конкурс рисунков плакатов. апрель психолог,
руководитель физ. воспитания
13 Классные часы по программе «Наш выбор - жизнь»:
«Человек свободного общества»;
«Учимся строить отношения»;
«Умей управлять своими эмоциями»;
«Если тебе трудно».
«Как избавиться от комплексов, страхов и неудач» в течение года кл. руководители
14 Выступление на родительских собраниях по следующим темам:
- «Конфликты с собственным ребенком и пути их решения»;
- «Первые проблемы подросткового возраста»;
- «Почему ребенок не хочет жить?»;
- «Ложь и правда о суициде». в течение года кл. руководители, психолог
15 Организация и проведение обучающего семинара для педагогического состава «Суицид. Профилактика суицида среди подростков» май зам. директора по ВР
16 Организации оздоровления детей-сирот и их занятости в летний период. июнь-август социальный педагог

Зам. директора по ВР: Батыргалиева А.А.
Социальный педагог: Танатканова А.А.
Әбдіреймова Н.
Школьный психолог: Байжанова Г.Б.
-685800-90170000
075565Тестовые методики для диагностирования суицидального поведения
Тестовые методики для диагностирования суицидального поведения

ОПРОСНИК СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА (ОСР).
Данная методика применяется в том случае, когда психолог на основе предшествующего исследования выявил высокую вероятность суицидального поведения. Тестированию должна предшествовать беседа, в ходе которой психолог должен проявить максимум внимания и сочувствия.
Текст опросника
Вы все чувствуете острее, чем большинство людей.
Вас часто одолевают мрачные мысли.
Теперь Вы уже не надеетесь добиться желаемого положения в жизни.
В случае неудачи Вам трудно начать новое дело.
Вам определенно не везет в жизни.
Работать Вам стало труднее, чем раньше.
Большинство людей довольны жизнью более, чем Вы.
Вы считаете, что смерть является искуплением.
Только зрелый человек может принять решение уйти из жизни.
Временами у Вас бывают приступы неудержимого смеха или плача.
Обычно Вы осторожны с людьми, которые относятся к Вам дружелюбнее, чем Вы ожидали.
Вы считаете себя обреченным человеком.
Мало кто искренне пытается помочь другим, если это связано с неудобствами.
У Вас такое впечатление, что Вас никто не понимает.
Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.
В Вашей жизни не было таких неудач, когда казалось, что все кончено.
Обычно Вы удовлетворены своей судьбой.
Вы считаете, что всегда нужно вовремя ставить точку.
В Вашей жизни есть люди, привязанность к которым может очень повлиять на Ваши решения и даже изменить их.
Когда Вас обижают, Вы стремитесь во что бы то ни стало доказать обидчику, что он поступил несправедливо.
Часто Вы так переживаете, что это мешает Вам говорить.
Вам часто кажется, что обстоятельства, в которых Вы оказались, отличаются особой несправедливостью.
Иногда Вам кажется, что Вы вдруг сделали что-то скверное или даже хуже.
Будущее представляется Вам довольно беспросветным.
Большинство людей способны добиваться выгоды не совсем честным путем.
Будущее слишком расплывчато, чтобы строить серьезные планы.
Мало кому в жизни пришлось испытать то, что пережили Вы.
Вы склонны так остро переживать неприятности, что не можете мысли об этом выкинуть из головы.
Часто Вы действуете необдуманно, повинуясь первому порыву.
Диагностика суицидального поведения подростков

Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Каждому испытуемому предлагается опросник из 40 предложений.
Инструкция. «Напротив каждого утверждения стоят три цифры: 2, 1, 0. Если утверждение Вам подходит, то обведите кружком цифру 2; если не совсем подходит — цифру 1; если не подходит — 0.
Вопросы
1 Часто я не уверен в своих силах. 2 1 0
2 Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход. 2 1 0
3 Я часто оставляю за собой последнее слово. 2 1 0
4 Мне трудно менять свои привычки. 2 1 0
5Я часто из-за пустяков краснею. 2 1 0
6 Неприятности меня сильно расстраивают, и я падаю духом. 2 1 0
7 Нередко в разговоре я перебиваю собеседника. 2 1 0
8 Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое. 2 1 0
9 Я часто просыпаюсь ночью. 2 1 0
10 При крупных неприятностях я обычно виню только себя. 2 1 0
11 Меня легко рассердить. 2 1 0
12 Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни. 2 1 0
13 Я легко впадаю в уныние. 2 1 0
14 Несчастья и неудачи ничему меня не учат. 2 1 0
15 Мне приходится часто делать замечания другим. 2 1 0
16 В споре меня трудно переубедить. 2 1 0
17 Меня волнуют даже воображаемые неприятности. 2 1 0
18 Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной. 2 1 0
19 Я хочу быть авторитетом для окружающих. 2 10
20 Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться. 2 10
21 Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни. 2 1 0
22 Нередко я чувствую себя беззащитным. 2 1 0
23 В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха. 2 1 0
24 Я легко сближаюсь с людьми. 2 1 0
25 Я часто копаюсь в своих недостатках. 2 1 0
26 Иногда у меня бывают состояния отчаяния. 2 1 0
27 Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь. 2 1 0
28 Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется. 2 1 0
29 Меня легко убедить. 2 1 0
30 Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности. 2 1 0
31 Предпочитаю руководить, а не подчиняться. 2 1 0
32 Нередко я проявляю упрямство. 2 1 0
33 Меня беспокоит состояние моего здоровья. 2 1 0
34 В трудные минуты я иногда веду себя по-детски. 2 1 0
35 У меня резкая, грубоватая жестикуляция. 2 1 0
36 Я неохотно иду на риск. 2 1 0
37 Я с трудом переношу время ожидания. 2 1 0
38 Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки. 2 1 0
39 Я мстителен. 2 1 0
40 Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов. 2 1 0
Протокол диагностического исследования
Методика: Опросник суицидального риска
Дата проведения: 1.09.2015 г. Класс: 7 «В»
№ Фамилия и имя учащегося Результаты исследования
1. Алибекова Амина Склонности к суицидальному поведению нет.
2. Бекбосынов Дамир Отрицательная концепция собственной личности. Представление о своей несостоятельности, некомпетентности, ненужности, "выключенное" из мира.
3. Иванов Владимир Отрицательная концепция окружающего мира. Восприятие мира как враждебного, не соответствующего представлениям о нормальных или удовлетворительных для человека отношениях с окружением.
4. Пушкевич Петр Демонстративность .Желание привлечь внимание окружающих к своим несчастьям, добиться сочувствия и понимания.
5. Смаилов АлиханСклонности к суицидальному поведению нет.
…. ………….. Склонности к суицидальному поведению нет.
20. Ходченкова Светлана Склонности к суицидальному поведению нет.
Рекомендации.
Поведенческие индикаторы суицидального риска
-злоупотребление психоактивными веществами и алкоголем;
-реакции ухода (уход из дома и т.п.);
-самоизоляция от других людей и жизни;
-резкое снижение повседневной активности;
-изменение привычек, например несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
-предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
-частое прослушивание траурной и печальной музыки;
-«приведение дел в порядок» (урегулирование конфликтов, письма к родственникам, дарение ценных личных вещей «на память»).
Психолог СОШ № 5: ______ Байжанова Г.Б.
-698500-90868500
1612900194310Мероприятия по профилактике
суицидального поведения
Мероприятия по профилактике
суицидального поведения

Психологический тренинг «Значение моей жизни» в 11 «Б» классе
Дата проведения: 19.10.2015
Цель: Формирование адаптивного отношения к жизни, осознание ценности жизни. Развитие навыков взаимодействия, общения, сплочение коллектива. Профилактика суицида несовершеннолетних.
0-508000 План проведения тренинга.
•1. Ритуал приветствия. Упражнение «Девизы».
•2. Определение эмоционального состояния участников. Упражнение «Цветонастроение»
•3. Введение в тему сегодняшнего занятия.
•4. Показ видеоматериалов.
•5. Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия. Упражнение «Прощлое-настоящее-будущее», групповая работа над плакатом на тему «Значение нашей жизни».
•6. Заключение. Упражнение «Продолжи фразу».
•7. Обратная связь - шеринг.
•8. Ритуал прощания.
Оборудование и материалы: высказывание на слайде:
Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить.
Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!
Компьютер, мультимедиа-проектор, ручки, ватман, название темы урока, муз.трэки с спокойной музыкой, презентация со слайдами по теме урока, видеосюжеты.
63881007556500Количество участников: 14–16 человек.
Ориентировочное время: 45 минут
1.Знакомство с группой.
2.Небольшое сообщение о теме тренинга.
«ДЕВИЗЫ»
Цель упражнения: знакомство с группой.
Называя свое имя, участники должны сопроводить его формулировкой своего жизненного девиза.
Возможен и упрощенный вариант задания, когда участникам группы предлагается
продолжить фразы «Я живу для...» и/или «Я учусь для...».
Упражнение «Цветонастроение»
Цель упражнения: Снятие напряжения через нестандартные подходы к обозначению своего актуального настроения и состояния, умение видеть и называть чувства свои и других людей. Эмоциональный «разогрев» участников.
А теперь, пожалуйста, скажите: каким цветом можно обозначить ваше настроение, состояние здесь и сейчас?
Ответы учеников:
- Желтое... - Красное... - Белое... - Зеленое... – Оранжевое… и т.д.
После того, как участники высказались, ведущий, определив по цветам преобладающее настроение группы, разъясняет, какой цвет что означает:
Красный – радость, бодрость, активность;
Синий – погружённость в себя, интеллектуальное утомление;
Желтый – светлое, приятное;
Зелёный – спокойствие;
Белый – страх;
Фиолетовый – тревога, беспокойство;
Черный – упадок сил, агрессивность, негативность;
Оранжевый – радость.
Комментарии и отзывы, вопросы участников по упражнению.
Слова ведущего: Тема нашего тренинга «Значение моей жизни». Итак, ребята, мы коснулись извечно философской темы. Как Вы думаете, в чем же значение и ценность жизни?
По данным Комитета по правовой статистике Казахстана, только с начала 2015 года 1126 казахстанцев покончили жизнь самоубийством, из них 86 несовершеннолетних. По информации международных организаций ВОЗ и ЮНИСЕФ, Казахстан уже 10 лет входит в тройку лидеров среди стран мира по числу самоубийств среди подростков.
Есть несколько факторов, приводящих к таким высоким показателям самоубийств среди молодых людей:
Издевательства в школе
Отсутствие или потеря смысла жизни
Падение норм социального поведения
Показ несовершеннолетним сцен насилия по телевизору.
Стрессовая ситуация, например, сдача Единого национального тестирования (ЕНТ).
Показ видеоматериалов.
Групповая работа над плакатом. Обмен мнениями.
Упражнение «Прошлое – настоящее – будущее»
Цель: Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
Нарисовать отрезок и разделить его на 3 части, которые соответствуют прошлому, настоящему и будущему. Поставить значок в том месте рисунка, где Вы находитесь сейчас. Обсуждение. Что было в прошлом, что происходит и волнует сейчас, о чем мечтаете в будущем?
Рефлексия.
- Пришло время подводить итоги. Сейчас вы можете высказать свои чувства, ощущения, выводы к которым пришёл каждый из вас? Что поняли, осознали?
Упражнение “Продолжи фразу”
- Жизнь прекрасна ... (дети продолжают фразу поочередно).
Ритуал прощания.
Возможно, поменялось и ваше настроение.
Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы весь мир!
-698500-90170000


444500-508000Просвещение педагогического коллектива по теме:
«Мифы и реальность подросткового суицида»
00Просвещение педагогического коллектива по теме:
«Мифы и реальность подросткового суицида»

Суицид является одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни. Особенно трагичен суицид детей и подростков. По данным статистики, наибольшее количество суицидов совершается осенью (в октябре) и весной (в апреле, мае). По возрасту пик суицидов приходится на 15 – 16 лет и практически не встречается у детей до 8 лет. По половой принадлежности больше склонны к суицидам мальчики. 92% детей и подростков, совершивших суицид, не попадали в поле зрения психиатра.
Изучение проблемы суицида среди молодёжи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким образом против бездушия, безразличия и жестокости взрослых. Психология самоубийства - это, прежде всего, психология безнадёжности, обиды на жизнь, на других людей, на весь мир, утрата смысла жизни.
Суицидальное поведение у детей и подростков, имея сходство с действиями взрослых, отличается естественным возрастным своеобразием. Детям характерна повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство детей и подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и своей личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, в настоящее время считается вариантом временного видоизменения характера ("патология идентичности" по Эриксону) и встречается почти у четверти здоровых подростков.
Рассмотрим основные мотивы суицидального поведения у детей и подростков. Они предельно экстремальные, тревожные, настораживающие, требующие пристального внимания со стороны взрослых.
- Переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство и ревность.
- Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения.
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Страх наказания, нежелание извиниться.
- Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.
- Сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.
Особенности суицидального поведения детей в разные периоды жизни.
Во-первых, это - недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Понятие "смерть" в детском возрасте обычно воспринимается весьма абстрактно, как что- то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Само понятие смерти возникает у детей уже между 2 - 3 годами, и для большинства она не является пугающим событием.
В дошкольном возрасте дети не считают ее концом жизни, а воспринимают как временное явление, подобно сну или отъезду. Вместе с тем, смерть близких, домашнего животного или сверстника из-за особенностей мышления и ограниченности опыта осознается ребенком как результат его желаний, что нередко приводит к сильному чувству вины. Возникающие печаль и грусть очевидны и достигают большой интенсивности, но продолжаются недолго. В младшем школьном возрасте дети считают смерть маловероятной, не осознают ее возможности для себя, не считают необратимой. Ближе к подростковому возрасту объективные факты смерти становятся более важными, чем фантазии, формируется понимание различия между живым и неживым, живущим и умершим.
Для подростков смерть становится более очевидным явлением. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами или будучи вовлеченными в другую привлекательную, но рискованную активность. В дальнейшем подросток принимает мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицает реальность этой возможности. Дети, а нередко и многие подростки, совершая суицид, прямо не предусматривают смертельного исхода. В отличие от взрослых у них отсутствуют четкие границы между истинной суицидальной попыткой и демонстративно - шантажирующим аутоагрессивным поступком. Это заставляет в практических целях все виды аутоагрессии у детей и подростков рассматривать как разновидности суицидального поведения. Они следующие:
1. Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов, которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев.
2. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.
3. В детском и подростковом возрасте возникновению суицидального поведения способствуют депрессивные состояния, которые проявляются иначе, чем у взрослых, и существенно разнятся между собой.
Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки
Подросток, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии:
- прямо говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
- косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;
- много шутит на тему самоубийства;
- проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки
Подросток может:
1. раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
2. демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде - есть слишком мало или слишком много;
- во сне - спать слишком мало или слишком много;
- во внешнем виде - стать неряшливым;
- в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находиться в подавленном настроении;
- замкнуться от семьи и друзей;
- быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
- проявлять признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.

Ситуационные признаки
Ребенок может решиться на самоубийство, если:
- социально изолирован, чувствует себя отверженным;
- живёт в нестабильном окружении (серьёзный кризис в семье; алкоголизм- личная или семейная проблема);
- ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
- предпринимал раньше попытки самоубийства;
- имеет склонность к суициду вследствие того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
- перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
- слишком критически относится к себе.
Если замечена склонность школьников к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию:
1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2.Оцените серьезность, намерений и чувств, глубину эмоционального кризиса ребенка.
3.Внимательно отнеситесь ко всем даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
4.Не бойтесь прямо спросить, не думает ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять может вернуться к тем же мыслям. Поэтому важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.
5.Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие и утвердительные указания.
6.Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.
7.Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться.
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в реагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключение из тяжелой жизненной ситуации. Общей эмоцией в кризисной, ведущей к самоубийству, ситуации является эмоция безнадежности и беспомощности. Часто у подростков эта эмоция проявляется смятением и тревогой.
Все суициды делятся на три группы:
- истинные,
- скрытые,
- демонстративные.
Истинный суицид никогда не бывает спонтанным, хоть иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают (особенно если откровенно не хотят этого). И своеобразный тест на готовность к истинному суициду - размышления человека о смысле жизни. Поэтому своего рода «группу риска» по суицидам составляют подростки. Подросток часто не находит для себя ответа, каково его предназначение в этом мире, а в силу подросткового максимализма принять ответ - «жить для того, чтобы жить» - ему еще очень трудно. Основной процент самоубийств "из-за любви" происходит потому, что детская влюбленность - не что иное, как отражение потребности быть нужным хоть кому-то: если уж не родителям, то Ему или Ей. И когда взаимности не возникает, нередко приходит ощущение, что ВО ВСЕМ МИРЕ ТЫ НИКОМУ НЕ НУЖЕН.
Демонстративный суицид. Но основная часть суицидов – это попытка подростка вести диалог, только вот таким своеобразным и совершенно непригодным для этого методом. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть, а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь.
Очень часто приходится сталкиваться с родительскими жалобами на "неуправляемость" детей и подростков: на уроках шалит, разбил стекло, нахамил учительнице, избил товарища. Просят проверить, все ли у ребенка в порядке с психикой, или начинают давать ему успокоительные препараты. А на самом деле все гораздо проще: даже двух-трехлетний малыш, когда ему необходимо родительское внимание, может разбить чашку или написать в штанишки. И тогда взрослые пусть отшлепают, пусть наругают, но зато и увидят, что у них есть ребенок! И как это ни цинично и как ни страшно, иной раз детские и подростковые суициды происходят по той же причине: ребенок уходит из жизни с мыслью - «наконец-то вы обратите внимание на то, что я есть, вернее, был...»
Вообще с демонстративными суицидами следует быть осторожным. Очень сложно отговорить человека от суицида, упирая на его чувство долга: нельзя бросать близких. Такое давление может лишь подтолкнуть к роковому шагу: "Я настолько уже ничего не значу, что и жизнью собственной распоряжаться не вправе!" Скажите же такому человеку, что никто не заставляет его жить насильно, и если он хочет в этой жизни быть значимой личностью, то не лучше ли приложить свою голову и руки к тому, чтобы добиться значимости более адекватными способами.
Скрытый суицид - удел тех, кто понимает, что самоубийство - не самый достойный путь решения проблемы, но тем не менее другого пути человек найти не может. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое «суицидально обусловленное поведение». Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и даже алкогольная или наркотическая зависимость. Даже дети, которые катаются на крыше лифта, могут делать это по той же самой причине. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности и жаждут скрытые суициденты.
Не стоит доверять и распространенному мифу о том, что, мол, «кто говорит о самоубийстве, никогда этого не сделает». Да, заявление о возможном суициде может быть и демонстрацией, но может быть и криком о помощи, причем сорвавшимся случайно. И неспециалисту «диагноз» здесь поставить очень сложно. Поэтому советуем не оставлять без внимания такие высказывания.
Здесь важно очень осторожно, тактично, умно переключить возможного самоубийцу с мысли о суициде. Но ни в коем случае не говорить ему: «Да ты не думай об этом!» Вот проделайте такой эксперимент. Представьте, что вам кто-то сказал: «Не думай о слоне». Ну-ка, о чем вы сейчас в первую очередь подумали? То-то и оно. Точно также нельзя впрямую отговорить человека «не думать о суициде». Лучше «подкинуть» ему иную работу для мозгов.
Вообще суицид - не повод для осуждения. Конечно, человек выбрал не самый лучший и не самый умный способ решения проблем. Но не его вина, а его беда в том, что других способов он найти не сумел.
Любой суицид - это личное, осознанное решение самого человека. И лучшая профилактика суицида - дать возможность подростку позитивно ощутить право распоряжаться собственной жизнью, равно как и право искать другие методы для решения его проблем! Если человек чувствует себя нужным хотя бы самому себе, если он имеет право голоса хотя бы в отношении себя самого - уже поэтому жизнь становится для него достаточно большой ценностью.
0-508000Рекомендации педагогам о предупреждении
подростковых суицидов
0Рекомендации педагогам о предупреждении
подростковых суицидов
6108700000
Приведем ряд простых рекомендаций, позволяющих заметить наличие проблем у подростка и убедиться в его склонности к совершению суицида.
Что надо знать школьному учителю, классному руководителю, чтобы своевременно выявить подростка, склонного к совершению суицида?
Суицид подростков имеет следующие характерные черты:
Суициду, как правило, предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений – в семье с родителями, в школе с учителями и одноклассниками, в группе товарищей по внешкольному досугу;
Такие конфликты воспринимаются подростками как крайне значимые, вызывая у них внутренний кризис и драматизацию событий;
Суицидальный поступок воспринимается подростком в «романтически-героическом» ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
Суицидное поведение подростков иногда демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
Суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем часто нет продуманности, взвешенности и точного просчета, а поэтому в отдельных случаях между конфликтом и чрезвычайным происшествием может пройти всего несколько дней.
Общие признаки возможности замышления суицида:
- К ним часто относятся появившиеся разговоры подростка на темы самоубийств и смерти, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера;
- Постепенно возникающее превалирование максималистических черт в характере и появление склонности к бескомпромиссным решениям и поступкам, делению мира на «белое» и «черное»;
- Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: проживание в неблагополучной семье, плохие отношения с близкими, потеря дорогого человека, общественное отвержение, свершившееся насилие и т.д.
- Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям (депрессия, стрессовые состояния, болезни, истощенность физического или психического плана), что часто отражается в форме резкого снижения успеваемости в школе или начала приёма алкоголя, наркотиков;
- Наличие примера самоубийств в ближайшем окружении подростка, особенно – самоубийств родителей или друзей.
020955000Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду:
-Тревожно-ажитированное (возбужденное) поведение, внешне даже похожее на подъём, однако, с проявлениями суеты и спешки;
-Напряжение аффекта (переживания), периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией по отношению к сверстникам и близким;
-Депрессия, апатия, безмолвие: подросток стал «тяжёлым на подъём», часто уходит от исполнения своих обязанностей, бессмысленно проводит время, в его поведении заметно некоторое оцепенение или сонливость, которые часто проявляются из-за нарушений ночного сна;-Выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, за какой-то свой поступок; отчетливая неуверенность в себе (этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением и дерзостью);
-Употребление алкоголя, токсикомания или наркомания.
Внешние обстоятельства, провоцирующие подростка к суицидальному поведению:
Неблагополучие в семье: конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата одного из родителей;
Безнадзорность подростка, отсутствие у него опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
Неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение или, наоборот, назойливая опека взрослых, жестокость старших членов семьи, их критичность к любым поступкам подростка;
отсутствие у подростка близких друзей, отвержение в классе или внешкольном коллективе;
серия отдельных неудач в учёбе, внешкольных занятиях – спорте или творчестве.
Что нужно делать классному руководителю, если он отметил у себя в классе подростка, в отношении которого появилось подозрение, что он склонен к совершению суицида?
Для начала, чтобы развеять или подтвердить своё подозрение, что подросток в настоящий момент склонен к суициду, необходимо выполнить ряд следующих действий:
0-254000крайне осторожно переговорить с его друзьями и другими одноклассниками, не раскрывая им цель разговора и не показывая явный интерес к его поведению;
переговорить с другими педагогами школы, работающими с этим классом, на тему – не замечали ли они отклонения в поведении подростка;
найти нейтральный повод, чтобы побывать в семье подростка, для того чтобы оценить состояние семейной атмосферы, наличие конфликтов, переговорив с родителями и близкими;
если подросток посещает секцию и (или) кружок, то нужно пообщаться с его руководителем, обсудив его успехи, проблемы и поведение;
провести классный час или иное мероприятие, на котором поговорить с учениками на тему их отношения к своему будущему, об их жизненных планах и профориентации, о компьютерных играх, которые популярны у подростков, оценив в ходе бесед реакцию подростка, вызвавшего Ваше подозрение;
переговорить с самим подростком, найдя относительно нейтральный повод для беседы, например, о результатах учёбы по какому-либо учебному предмету, постепенно перейдя в разговоре к наличию у него каких-либо проблем.
Все указанные действия необходимо проводить очень осторожно, поскольку публичное озвучивание своих подозрений может нанести вред: если подозрения были обоснованными, то слухи о ваших разговорах могут спровоцировать свершение суицида, а если – необоснованными, то вызвать нежелательные для вас последствия.
Что нужно делать, если ваши подозрения на счёт склонности подростка к совершению суицида укрепились?
Если вы укрепились в своих подозрениях до принятия мер необходимо не забывать:
во-первых, – ваши подозрения так и останутся подозрениями до момента попытки свершения суицида или признания подростка, что он задумывается о суициде;
во-вторых, – не смотря на то, что педагоги, как правило, изучали в вузах детскую психологию и конфликтологию, такую работу все-таки следует доверить профессионалам;
поэтому классному руководителю не следует пытаться самому решать эту проблему, если в школе есть детский психолог, нужно сообщить о своих подозрениях директору школы.

Примерные этапы работы ответственного лица с подростком
На начальном этапе ответственному лицу желательно позвонить на один из «телефонов доверия» и, рассказав о возникшей проблеме, попросить дать ему дополнительную профессиональную консультацию психолога службы.
1. Организовать и провести доверительную беседу с подростком (с учётом конкретных рекомендаций, полученных от психолога) о его проблемах, используя следующие стандартные приёмы.
При выборе места беседы главное – отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он ни продолжался). Беседа является первичной формой профилактики у подростка, переживающим кризис душевного состояния.
В процессе беседы не нужно вести никаких записей, не нужно посматривать на часы и тем более выполнять какие-либо попутные дела. Надо всем своим видом показать, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. Главное – разговорить ребёнка, чтобы он не молчал и не отнекивался.
Если подросток заговорит, то слушайте его внимательно. Собеседник должен почувствовать, что вы неравнодушны к его проблемам. Ни в коем случае не проявляйте агрессию и не спорьте, постарайтесь не выражать потрясением то, что услышали. Вступая в дискуссию с подростком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.
Нужно стараться задавать прямые вопросы, например, следующим образом: «Как твои дела? Как ты себя чувствуешь? Ты выглядишь, словно в воду опущенный, что происходит?». Имеет смысл также сказать: «Может, если ты поделишься своими проблемами со мной, я постараюсь понять тебя». Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить.
2. Выявить главную проблему подростка и причины, которые привели его к психическому или душевному кризису и к мыслям о суициде.
Причин, которые могут привести подростка к душевному кризису, психологическому надлому в настоящее время может быть множество, но сгруппировать их можно в четыре основные группы:
отношения с родителями и близкими в семье (непонимание взрослых, необоснованные запреты, чрезмерный контроль, взаимоотношения с отчимом или мачехой, физическое насилие, смерть близких и т.п.);
трудности, возникшие в школе (проблемы с учёбой и сдачей экзаменов, во взаимоотношениях с одноклассниками, конфликты с учителями и т.д.);
проблемы взаимоотношений во внешкольной среде (безответная любовь, возникшая зависимость от кого-то, физическое или сексуальное насилие и т.д.);
информационно-психологическое воздействие (влияние мистической литературы, компьютерная зависимость, игромания, воздействие сайтов, пропагандирующих суициды, и т.д.).3. Оценить средства и возможности, которые имеются для решения проблем подростка, и сделать ему конструктивные предложения по дальнейшим действиям.
Главная цель беседы – снять у подростка ощущение безысходности сложившей ситуации.
Попытаться решить следующие задачи:
выяснить, были ли у подростка ранее сходные ситуации, и как он их разрешал;
совместно запланировать деятельность по преодолению кризиса, т.е. побудить подростка к словесному оформлению своих планов на будущее;
дать ребёнку возможность проявить инициативу в планировании своей деятельности;
вернуть ему веру в собственные силы и возможности.
4. Заключить с подростком соглашение об отказе решения своих проблем путем самоубийства.
В ходе беседы необходимо доказать подростку, что самоубийство является самым неэффективным способом решения проблем, нужно убедить его, если не отказаться, то хотя бы отложить свое решение.
Далее надо попытаться заключить с подростком устное соглашение об его отказе от суицида, включающее ответные обязательства об оказании ему необходимой помощи. Очевидно, что заключение такого соглашения не является абсолютной гарантией отказа подростка от суицида, но его достижение в любом случае будет притормаживать ребёнка от крайности.
5. Принять меры к тому, чтобы подросток по возможности не выпадал из-под наблюдения взрослых и не оставался один.
Необходимо выстроить систему, при которой подросток не оставался один, для чего придется сообщить о беседе с ним и его проблемах родителям, если они вполне адекватны и не ведут асоциальный образ жизни. В последнем случае привлекать их к решению проблемы, как правило, не только бесполезно, но и опасно, поэтому лучшим вариантом в этом случае может оказаться помещение ребёнка в социальное учреждение для детей, оказавшихся без попечения родителей.
Для того чтобы помощь родителей была действенной, нужно оказать родителям психолого-педагогическую помощь и проконсультировать их в вопросах о выстраивании взаимоотношений с ребёнком.
6. После того, как минует самый кризисный момент в жизни подростка, необходимо наладить индивидуальную профилактическую работу с подростком с оказанием ему необходимой помощи в зависимости от характера имевшихся у него проблем.
00Уважаемые педагоги! Помните, что и от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию и в классе, и в семье! И наоборот, ваша невнимательность может привести к драматическому событию, которое долгие годы будет лежать у вас камнем на душе!
Уважаемые педагоги! Помните, что и от ваших действий может зависеть жизнь подростка! Ваши отзывчивость и оперативность помогут вовремя предотвратить трагедию и в классе, и в семье! И наоборот, ваша невнимательность может привести к драматическому событию, которое долгие годы будет лежать у вас камнем на душе!