Выступление на семинаре по теме: «Применение элементов личностно-ориентированной и диалоговой технологий в преподавании русского языка и литературы»


Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3 сл.Большая Орловка
Выступление на семинаре
по теме: «Применение элементов личностно-ориентированной и диалоговой технологий в преподавании русского языка и литературы».
Автор выступления : учитель русского языка и литературы
Панчехина Инна Александровна.
05.11.2015 г.
Я являюсь учителем русского языка и литературы с 1997 года. Мой педагогический стаж составляет 18 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности. В данный момент преподаю в 5б и 7в классах.   Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
1. Совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;
2. Использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии;
3. Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
4. Создать условия для интенсивного речевого развития учащихся в процессе изучения родного языка;
5. Раскрыть творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, дать возможность проявить себя;
6. Привить навыки: самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
7. Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.
  Моей темой по самообразованию является тема: «Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС». И как учитель, считаю, что главная задача моей нынешней педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. 
  Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
  Поэтому на своих уроках русского языка и литературы я применяю элементы личностно-ориентированной и диалоговой технологий, ставя перед собой задачи:
· Как сделать урок радостным и интересным?
· Как активизировать деятельность обучающихся на уроке?
· Как не только преподать определенную сумму знаний обучающемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше? 
Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Её приоритетные задачи в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. В центре внимания педагога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В отличие от формализованной передачи обучающемуся знаний и социальных норм в традиционных технологиях здесь достижение личностью перечисленных выше качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания.
Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина - Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании - понимание и взаимопонимание. Отличие этих двух феноменов заключается в следующем: при объяснении - только одно сознание, один субъект, монолог; при понимании - два субъекта, два сознания, взаимопонимание, диалог. Объяснение - всегда взгляд «сверху вниз», всегда назидание. Понимание - это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании.
Фундаментальная идея состоит в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля - к развитию, от управления - к самоуправлению. Основная установка педагога - не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества. Творчество, исследовательский поиск являются основным способом существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования. Но духовные, физические, интеллектуальные возможности детей еще слишком малы, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.
Это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.
Поддержка основывается на трех принципах, сформулированных Ш. Амонашвили:
• любить ребенка;
• очеловечить среду, в которой он живет;
• прожить в ребенке свое детство.
Чтобы поддержать ребенка, считал В. А. Сухомлинский, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает этические нормы с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, памятуя, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Ей свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку, гуманистические нормы и идеалы.
  Применяя личностно-ориентированную технологию, я выстраиваю свою работу следующим образом:
1) выявляю уровень учебных возможностей учащихся по предмету;
2) дальнейшую работу планирую с учетом индивидуальных особенностей.
  Организацию учеников для достижения цели провожу по-разному. Или веду работу со всем коллективом одновременно, единым темпом, то есть веду фронтальную форму учебной работы, или провожу работу учащихся над учебным материалом микрогруппами. Иногда оправдывается и такая организация учеников, при которой звенья работают над выполнением разных заданий по одному и тому же учебному материалу. Даю домашние специальные групповые и индивидуальные задания.
  Активизируя познавательную деятельность учащихся, повышая грамотность, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу, ответить на необычный вопрос. Этому, в наибольшей степени, способствуют разнообразные проблемные ситуации на уроке.
 Иногда провожу сюжетные уроки. По моему мнению, во-первых, это простота, отсутствие какой-либо усложненности в подаче материала, во-вторых, это организация игрового действия, которое объединено не только темой, но и игровым сюжетом урока.
  Например, на уроках русского языка: урок-путешествие, урок-расследование. Единый сюжет предусматривает общность поставленных перед классом дидактических задач, но именно это актуализирует обращение к индивидуальным формам учебной деятельности. В-третьих, это сочинение вместе с учениками яркого и увлекательного рассказа, имеющего необычное сюжетное решение и поэтому заставляющего работать образно-эмоциональные центры.
  Кроме того, проблемные ситуации, на которых строится урок творческого взаимодействия, способствуют развитию творческого потенциала личности, реализации «открытий», которые не преподнесены педагогом, а постигнуты самостоятельно.
  Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности обучающихся и усложняя эту деятельность, готовлю учеников к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?).
При изучении художественной литературы стараюсь выявить индивидуальные предпочтения учеников к работе. Эти предпочтения использую в процессе учебной работы на уроке литературы, при планировании домашних заданий.
Так, в 5б классе при изучении творчества баснописца И.А.Крылова и поэта А.С.Пушкина одна группа обучающихся сообщала биографические сведения, другая учила басни и стихи, третья анализировала тексты, подкрепляя свои выступления рисунками.
В своей работе на уроках русского языка и литературы для активизации читательского понимания и развития речевой культуры учащихся применяю часто методическую диалоговую технологию, разработанную профессором Волгоградского государственного педагогического университета С.В. Беловой. Расскажу о наиболее важных технологических характеристиках диалоговой технологии, а также о ее практическом применении. Существуют различные разновидности диалогов, которые можно использовать в общении с обучающимися на уроках:1.    Мотивационный – интерес участников к теме разговора, к диалогической форме общения.2.    Критический – критическое осмысление содержания, гипотетичность предлагаемых решений.3.    Рефлексивный – обратная связь между учителем и обучающимися, адекватные реакции личности на внешнее воздействие.4.    Конфликтный – противоречивое отношение личности к себе, своему участию в разговоре.5.    Автономный – размышление не вслух, а «про себя», молчаливое участие в диалоге.6.    Самопредъявляющий – дает возможность производить желаемое впечатление.7.    Самореализующий – личность утверждает себя в глазах других и в собственных, раскрывает свои потенциальные способности.8.    Смыслотворческий – связан с поиском смыслов, определением индивидуальной системы ценностей9.    Духовный – отличается высоким уровнем духовности,  проблемности, глубоким пониманием предмета разговора и собеседника.Конструируя ситуацию диалога, необходимо принимать во внимание диалогический опыт обучающихся, в котором выделяют  три этапа развития:1.    Сюжетно – познавательный2.    Чувственно – аналитический3.    Личностно - рефлексивный
Диалоговые технологии обучения русскому языку  М.М. Бахтин говорил, что образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. Основное назначение диалоговой технологии в процессе диалогического общения на уроке- это когда обучающиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей.  Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности.  На первом уровне как диалог с собственным Я, как общение с самим собой, собственным разумом – это личностный уровень.  На втором уровне диалог понимается как процесс взаимодействия качественно различных ценностно-интеллектуальных позиций (Я и другой) – это межличностный уровень.  Третий уровень диалога – мультидиалог – множественный одновременный диалог, который возникает при обсуждении проблем в малых группах по 5–7 человек.  Диалог начинается в том случае, когда ученик делает высказывания типа «я хочу сказать», «мое мнение», «мне хочется дополнить», «моя точка зрения».  Целью диалога является создание межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизненной деятельности ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (урок, учитель, отметка), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.  Организация уроков-диалогов связана с тем, что диалог на таких уроках может быть двух видов: -информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и -интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).  Информационный диалог обычно организуется учителем в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог может быть включен в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).  Суть личностно- ориентированного диалога на уроках литературы – глубже понять  «жизнь человеческого духа». Психолог и философ М.М. Бахтин утверждал: «Жизнь по природе своей диалогична…жить – значит…вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться…». Часто на уроках применяю духовный диалог, который имеет место на третьем (личностно – рефлексивном этапе) готовности к поиску смысла ценностей, когда у учащихся формируются способности их духовного осмысления, определяется система жизненных смыслов, умение передавать друг другу личностно – значимые ценности. К данному моменту должны выработаться определенная система знаний по предмету, умение самостоятельно творчески выявлять проблемы в учебном материале. Цель духовного диалога – рассмотрение проблем на языке эстетических, философских категорий, размышление с позиций общечеловеческих истин о жизни, человеке, его предназначении, судьбе.Отбор содержания для духовного диалога происходит на основе выявлений единой темы, единой проблемы, единых принципов изображения в разных произведениях. Вопросы чаще всего носят обобщающий характер, отражают глубину постановки проблем, требуют глубокого проникновения как в текст произведения, так и в самого себя. В русской литературе масса имен, которые учат на примере своих произведений мудрости, развивают нравственную зоркость. Очень важно донести до учащихся мысль о том, что какое-либо выдвинутое утверждение кажется очевидным, мы над ним не всегда задумываемся. Но если оглянуться вокруг, то можно увидеть, что в мире до сих пор  существуют зло, обида, ненависть. Значит, любить умеют не все. И любят тоже не всех. К моменту изучения какого-либо произведения у обучающихся уже накоплен некоторый духовный опыт прочтения произведений. И все же каждый раз хочется глубже проникнуть в авторскую философию жизни, уберечь их от поверхностного восприятия. С этой целью целесообразно изучение  одного произведения проводить  параллельно с изучением другого.  Дети приходят, например, к выводу о том, что оба произведения рассказывают о добрых поступках, учат помогать тому, кто оказался в беде. Особую значимость имеет заключительный этап урока, на котором учащиеся  сравнивают финалы произведений. Отвечая на вопрос, почему автор  обращается к детям, обучающиеся приходят к выводу о том, что именно дети учатся различать добро и зло, поэтому автор помогает им ненавязчиво  сделать правильный выбор.
Также, планируя уроки литературы, строю их на приеме втягивания при помощи вопроса в урок весь класс, строю уроки как диалог с автором, своими сверстниками, своим временем. Например, изучая в 7в классе произведение Д.И.Фонвизина «Недоросль», дети сочиняли репортаж, интервью из дома Простаковых.  Таким образом они окунались в то время, быт, атмосферу 18 века, сравнивая с веком нынешним, и при этом, каждому ученику нужно было обратиться к тексту, каждый задавал вопрос и искал на него ответ.
  Подводя итог, важно отметить, что нельзя измерить чувство, уложить в графики степень духовности, но наблюдать отношение к искусству, к языку, к литературе, привлекать к участию в прекрасном возможно. И именно диалог способен создать ситуацию поиска смысла ценностей, закрепление их в переживаниях, он является основой бытия и мышления современного человека.