Исследовательская работа «Костромская земля-обитель учеников Сергия Радонежского»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Александровская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области

Областной открытый фестиваль-конкурс «Вифлеемская звезда»
Номинация
« Литература, история, краеведение»
Название работы
«Костромская земля-обитель учеников Сергия Радонежского»

Работу выполнила ученица 10 класса
Довбыш Маргарита Александровна

Руководитель работы
учитель русского языка и литературы
Пачушкина Елена Алексеевна
Посёлок Александровское
2014 год.


Цель исследовательской работы:
Исследование жизни и духовных подвигов учеников преподобного Сергия Радонежского на Костромской земле.

Задачи исследовательской работы:
1. Изучение становления духовности на Костромской земле.
2.Освоение национальной культуры и чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства России.
3. Раскрыть своей работой бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры.
4. Показать на примерах прошлого и настоящего укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России.
5. Способствовать восстановлению традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи.











Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт,
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Мы, молодое поколение, часто испытываем тяжелейшее проблемы как морального, так и духовного характера. И очень жаль, что иногда юное поколение растёт, не зная истории своей страны, её духовного начала. А ведь только стоит прикоснуться к святыням России, к русскому православию, и душа наполняется светом и верой. Так случилось со мной во время паломнической поездки в 2012 году по теме «Светлый образ. Преподобный Сергий Радонежский».


Троице – Сергиева Лавра встретила нас ярко - горящими куполами в вечернем небе. Изучая материалы, нельзя не согласиться с высказыванием архидиакона Павла Алеппского: « Этот монастырь не имеет себе равных не только в стране Московской, но и во всём мире ».


Во время экскурсии я для себя по – новому раскрыла личность преподобного Сергия Радонежского. И радостно была удивлена, что его ученики – последователи, придя на родную для меня Костромскую землю, обосновали множество обителей и внесли неоценимый вклад в развитие духовности как нашего края, так и всего Отечества.

Я загорелась желанием узнать, кто были учениками Преподобного, и какие чудеса сотворили они на Костромской земле.
Нет места на земле другого,
Дороже древней Костромы,
Её великого былого,
Его значенья для страны.
На 60 тысяч квадратных километров раскинулась Богохранимая костромская земля, которая богата обширными лесами, прекрасными реками, а главное богатство - это народ.

Я, как большинство жителей нашего края, исповедую христианство. Почему именно христианство, спросите вы? Прежде всего, эта религия учит образу жизни, при котором выявляются лучшие стороны человека. Следовательно, человек достигает вершину своего духовного и физического развития. Неотъемлемой частью христианства являются церкви, православные обители. В настоящее время в Костромском крае действуют 11 монастырей, 211 приходов, открыта Костромская Духовная семинария. Тысячи паломников и туристов приезжают сегодня на Костромскую землю, чтобы исцелить недуги, обрести в душе мир и покой, поклониться мощам святых чудотворцев, многие из которых были учениками и духовными последователями самого игумена земли русской – преподобного Сергия Радонежского.

Изучая житие преподобного Сергия Радонежского, я узнала, что его эпоха дала Церкви огромное количество святых. Непосредственными учениками великого старца было более двадцати монахов, которые основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России более пятидесяти иноческих общин.

Особое внимание я хочу уделить основанию монастырей в описываемую эпоху, которое происходило по такой схеме: подвижник, чающий молитвенного уединения, уходил в лес. Через некоторое время около него собирались другие иноки, и на месте кельи отшельника вырастал монастырь. А старец, тяготясь своей славой, снова уходил в пустынные места, и все повторялось сначала.
Но также была и другая схема, когда инок какого-нибудь монастыря, достигнув благодатных даров Святого Духа, покидал свою родную обитель и основывал другую, уже в ином месте. Князья и богачи тоже строили монастыри, но иноческую жизнь в этих обителях все равно налаживали иноки, прошедшие трудную школу пустынножительства. Как простые люди, так и высшая знать общества стремились выстроить храм своей души, дать ей небесную чистоту. Таким образом, XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества.

В течение двух веков - XIV и XV – на север и восток от Киева удалились ученики Сергия Радонежского. В лесистых, костромских местах поселились Авраамий Галицкий, Иаков Железноборовский, Никита Костромской и Макарий Писемский. Это список неполный, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имен которых мы не знаем, и которые по своему смирению остались неизвестными.

Я узнала, что многих святых связывают узы личной дружбы, которую они пронесли через всю свою жизнь. Эти преподобные отцы служили не только Богу, но и людям. Читая их жития, я заметила, что чудеса, творимые святыми подвижниками, были направлены, прежде всего, на помощь ближнему.
Русский инок во все времена оставался верным сыном своего Отечества, и, несмотря на то, что он отрекается от мирской суеты, сам мир, его проблемы и беды, не становятся иноку чуждыми. Возносясь душой к Богу, монах продолжает болеть за свой народ и молится за него.

В итоге за XIV - XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один из святых, который покорил меня своим смирением и безграничной верой в Бога - Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, благодаря его труду было основано четыре обители на Костромской земле.

Изучив «Православную Энциклопедию» Н.А. Зонтикова, я узнала, что преподобный Авраамий Галицкий – постриженик преподобного Сергия Радонежского. Усердие к подвигам смирения заставило Сергия возвести Авраамия в сан пресвитера. Пресвитер – вторая степень священнического служения, следующая после диакона и перед епископом. Приняв на себя обет молчания, Авраамий почувствовал призвание к пустынной жизни.

Поселившись на берегу Галицкого озера, он обрёл чудесным образом икону Богоматери Умиления сердец и построил для неё часовню.

Открытый в своём уединении Иоанном, приближённым Галицкого князя Дмитрия Фёдоровича, он, по просьбе князя, передал на время икону в город Галич, переплыв в этот город на рыбачьей лодке.

Я хочу рассказать вам народное предание, которое гласит, что там, где плыл преподобный, ещё и теперь видна струя, отличающаяся от прочих и называемая Авраамиевою. На месте явления иконы Богородицы Умиления сердец князь Дмитрий Фёдорович построил монастырь, который назвал Авраамиевым – Заозёрским.

Самого же преподобного убедил принять сан игумена. Но преподобный Авраамий, ища уединения, скрылся из монастыря. Где ни поселялся он, являлись к нему вскоре товарищи иноческого жития, так что в непродолжительное время созданы были пустыни Авраамиева ризоположенного и Авраамиева собора Пресвятой Богородицы. Всё дальше уходил святой Авраамий от цивилизации и удалился за 70 вёрст от Галича на утёсистые берега Чухломского озера. Отшельники созданных им пустынь узнали об этом и толпами стеклись к своему прежнему наставнику. Здесь, в Авраамиевой Городецкой Чухломской обители, кончил дни свои преподобный в глубокой старости, 20 июля 1375 года. В этот день церковь совершает молитвенную службу в честь преподобного.
Авраамий причислен к лику святых в царствование Михаила Федоровича, при патриархе Филарете.

Обитель, им построенная, в настоящее время внештатный монастырь Костромской епархии. В соборной монастырской церкви Покрова Богородицы почивают мощи Авраамия.
Я восхищаюсь монашеским подвигом Авраамия Галичского и считаю его жизнь примером для подражания. Житие преподобного научило меня тому, что основополагающей ценностью русской цивилизации является духовность. Следовательно, преподобный Авраамий Галичский внёс неоценимый вклад в становлении особой духовности Костромской земли и всего Русского государства.
Мы можем гордиться тем, что на Костромской земле был создан Богоявленский храм родственником преподобного Сергия Радонежского – Никитой Костромским. Изучая житие преподобного, мне хотелось бы узнать, способствовали ли его труды формированию православных традиций нашего края?

Преподобный Никита Костромской также входит в число учеников преподобного Сергия Радонежского и изображен на иконе «Собор Радонежских Святых». Икона находится в Успенском соборе Свято – Троицкой Сергиевой Лавры. Во время паломнической поездки мне посчастливилось поклониться этой иконой. Я была восхищена убранством храма, с интересом рассматривала иконостас и фрески.


За свою долгую благочестивую жизнь преподобный Никита прославился в нескольких местах, которые были прославлены его именем. Его называют Никитой Радонежским, Никитой Серпуховским, Никитой Высоцким, Никитой Боровским, Никитой Костромским. 

Из жития святых я узнала о родословной преподобного. Старец Никита родился в 1365 году в Ростове, в семье благочестивых христиан, и при рождении был наречён именем Иоанн. Его семья принадлежала к роду знатных ростовских бояр и состояла в родстве с преподобным Сергием Радонежским. Иоанн был обучен грамоте, и, видя перед собой пример боголюбивого своего родственника, стремился с юности к познанию Бога и исполнению Его заповедей. Обитель преподобного Сергия была местом, куда люди тянулись со всех сторон в поисках пути спасения. Сейчас мне с трудом представляется, как один святой человек мог зажечь верой столько душ человеческих, что они оставляли всё и приходили в его обитель, чтобы стать его учениками. 


Иоанн также ходил в Троицкий монастырь к Преподобному, а затем и поселился там. Он выполнял послушания в трапезной, носил дрова, воду, пёк просфоры, переписывал «Лествицу» Иоанна Лествичника. Преподобный Сергий был наставником и примером веры, любви, смирения, упования на Бога для него и остальных братьев обители. При пострижении Иоанна в монахи с именем Никиты преподобный Сергий благословил его следующими словами: «Отныне, монах Никита, предаю тебя в руки Божии. Всемилостивый Господь да будет тебе Заступником. Гряди в Серпуховскую Высоцкую обитель. Господь призывает тебя к трудам, а после отшествия моего к Богу гряди на север, для основания в Костроме Святой обители». 

По слову своего наставника монах Никита направился в Серпухов, где помогал своими трудами и молитвами в устроении Высоцкого монастыря и стал духовником для братии. В 1395 году, после смерти настоятеля монастыря преподобного Афанасия Младшего, иеромонах Никита стал игуменом этой обители. В течение 19 лет служил преподобный Никита в Серпуховском Высоцком монастыре в сане игумена. Обители пришлось пережить разорение во время нашествий хана Едигея в 1408 году и литовского князя Свидригайло в 1409 году. И я задумалась какое это трудное испытание, ведь кроме обычных служебных и молитвенных трудов прибавились труды по восстановлению монастыря и помощи окрестным разорённым крестьянам. Игумен Никита поддерживал братию и с любовью наставлял. 

С 1410 года преподобный Никита помогал в устроении другой обители, основанной на высоком холме у реки Протвы возле города Боровска и получившей название Высоко-Покровского или Боровского Высоцкого (Высокого) монастыря. В 1414 году преподобный Никита упросил отпустить его удалиться в эту пустынную обитель, чтобы там в уединении продолжить своё служение Богу. Изучая его житие, я узнала, что через некоторое время он стал настоятелем этой обители. Здесь под духовным руководством преподобного возрастал в иноческих подвигах другой русский святой, Пафнутий Боровский.

В 1421 году преподобный Никита оставил обитель и пришёл в Троице-Сергиев монастырь, где прожил 5 лет, а затем, как и завещал ему преподобный Сергий, отправился на север в Кострому.

В 1426 году вблизи города, в лесу, старец Никита основал Богоявленский мужской монастырь, которым управлял 24 года. Его молитвы и утешение помогали всем приходившим к нему за помощью, среди которых были и монахи, и миряне, и знатные люди, и простые крестьяне. Жизнеописание преподобного Никиты говорит, что он много времени проводил в усердных молитвах Богу, а лицо его всегда было мирно и радостно.


Скончался старец в 1450 году, в глубокой старости. Долгая и трудная жизнь святого закончилась мирно в 3-й день Богоявления.
Богоявленско-Анастасиин (ранее бывший Богоявленской мужской обителью) монастырь несколько раз разорялся врагами и горел в пожарах. В 1847 году огонь нанес обители раны, казавшиеся неизлечимыми. Но она воскресла. Воскресла она и после всех бедствий XX века, и вновь из сердца Костромы поднимается к небесам иноческая молитва.


В 1867 году в усыпальнице собора был устроен небольшой храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому и святому великомученику Никите (небесному покровителю основателя Богоявленской обители).

Я с уверенностью могу сказать, что и в наши дни люди обращаются к молитвенной помощи преподобного Никиты. Люди приходят поклониться его святым мощам в теперь уже обновлённом Богоявленско-Анастасиином женском монастыре города Костромы.

Когда я вхожу в Богоявленско - Анастасиин собор, сразу чувствую особую атмосферу: церковный запах ладана, воска свечей; всё так тихо, безмолвно, и только слышны шаги прихожан. А в самом центре собора главная святыня Костромской земли Феодоровская Костромская икона Божией Матери. И я с трепетом в душе вспоминаю об учениках Сергия Радонежского на Костромской земле, которые своей жизнью и делами показали духовные ценности Святой Руси. Ведь русское православие не только религиозная система, но и состояние души русского человека.
В последнее время в нашей стране особое внимание уделяется проблеме духовного воспитания подрастающего поколения, и мне хочется верить, что жизнь русских святых и их дела останутся в душах молодого поколения, и мы будем свято чтить православные традиции русского государства.
В храме я вижу молитву народную;
Крепнет здесь вера моя.
Жизни осмысленной цель благородную
Здесь обретаю вновь я!



















Рисунок 1C:\Users\Света\Desktop\Троице Сергиева лавра\P1000590.JPGРисунок 3C:\Users\Света\Desktop\Троице Сергиева лавра\P1000505.JPGРисунок 4C:\Users\Света\Desktop\Троице Сергиева лавра\P1000538.JPGРисунок 5C:\Users\Света\Desktop\Троице Сергиева лавра\P1000449.JPGФото жизнь - Михаил Анисимов - корневой каталог - Церковь НиРисунок 1Фото жизнь - Михаил Анисимов - корневой каталог - Церковь НиЦентральный федеральный округРисунок 8Центральный федеральный округРисунок 4В Ростове откроют храм Сергия Радонежского Миллеровское Агентство НовостейРисунок 5В Ростове откроют храм Сергия Радонежского Миллеровское Агентство НовостейРисунок 6C:\Users\Света\Desktop\Троице Сергиева лавра\P1000555.JPG Жизнеописание, молитвы, святРисунок 9Преподобный Сергий Радонежский: Жизнеописание, молитвы, свят