Статья на тему Значение речевых стратегий во время предвыборной кампании в Германии в 2013 году


Коновалова Лилия Алексеевна
Значение речевых стратегий во время предвыборной кампании в Германии в 2013 году
К основным задачам современной прикладной лингвистики относится изучение особенностей коммуникации людей разных социальных групп. Политическая среда является очень важной частью любого демократического общества. И от того, каким имиджем обладают та или иная партия, кандидат на высокопоставленную должность, зависит отношение к ним общества, и в конечном итоге гарантирует победу либо поражение на выборах. Важную роль при этом играет язык политика, коммуникативные стратегии, применяемые им. Как отмечает Хорст Грюнерт «политические действия планируются с помощью языка, подготавливаются, провоцируются, постоянно сопровождаются языком, находятся под его воздействием и регулируются им, а также описываются, дополняются, критикуются с помощью языка» [1; с. 43].
Политики, информируя граждан о политических, экономических, социальных, культурных и других событиях, используют соответствующие стратегии и тактики. В данной статье рассматривается речевое поведение А. Меркель на выборах в бундестаг Германии в 2013 году, и анализируются те речевые стратегии, с помощью которых лидер партии ХДС (CDU) в очередной раз смогла одержать победу.
В ходе предвыборной кампании А. Меркель главным образом напоминает о достижениях своего правительства в предыдущий срок, которое по ее мнению является самым успешным за все время после объединения Германии. Как доказательство этого она приводит и низкий уровень безработицы, и устойчивый экономический рост, и повышение бюджетных расходов на образование, и реформу бундесвера, а также новую энергетическую доктрину, предусматривающую отказ от использования атомных электростанций в ближайшем будущем. Умело выбирая средства речевого воздействия, А. Меркель укрепляет свое положение как действующий канцлер Германии и выходит победителем в предвыборной кампании.
Одним из основных понятий при рассмотрении политических речей А. Меркель является термин «коммуникативная стратегия», находящийся в центре интересов ряда немецких и российских лингвистов (см. Klein 1998, Holly 1990, Паршина 2012). Само понятие «коммуникативная стратегия» к сожалению не нашло своего отражения в существующих русских и немецких словарях лингвистических терминов. Так, немецкий словарь Дуден дает следующую дефиницию понятию «стратегия»: «genauer Plan des eigenen Vorgehens, der dazu dient, ein militärisches, politisches, psychologisches o.ä. Ziel zu erreichen, u. in dem man diejenigen Faktoren, die in die eigene Aktion hineinspielen könnten, von vornherein einzukalkulieren versucht [9; с. 745]. Наиболее полное определение дает «Большой толковый словарь русского языка под редакцией С. А. Кузнецова: искусство руководства общественной, политической борьбой с целью достижения практических результатов [8; с.1277].
Коммуникативные стратегии предвыборной кампании ориентированы на конкретные речевые действия, предопределяющие определенную тактику речевого поведения в процессе общения с избирателями.
Некоторые исследователи определяют стратегию как предпочтение (выбор) одной из возможных тенденций ... и проявление этого предпочтения в речевом общении [5; c. 98]. Стратегия в переводе с греческого («stratus» войско + «ago» веду) - искусство планирования, которое основано на далеко идущих прогнозах.
Существуют различные классификации коммуникативных стратегий. В представленной работе рассматривается классификация, разработанная О. Н. Паршиной, согласно которой активно используются следующие: стратегия убеждения, дискредитации, нападения, самозащиты, информационно-интерпретационная, аргументативная, агитационная, манипулятивная стратегии, а также стратегия самопрезентации и стратегия удержания власти (см. Паршина 2012).
Применительно к цели исследования коммуникативные стратегии А. Меркель будут рассматриваться с точки зрения достижения психологического воздействия и в конечном итоге достижения конкретной политической цели – победы на выборах.
При анализе речей А. Меркель, были выделены наиболее встречаемые стратегии, такие как: стратегия убеждения, стратегия самопрезентации и основная стратегия - стратегия удержания власти.
Во время предвыборной кампании в своих выступлениях, обращенных к избирателям, А. Меркель довольно часто использует стратегию убеждения, которая является своего рода агитационной формой борьбы за власть, может носить критичный характер. Учитывая высокий уровень экологического сознания немцев, она обещает проведение реформ, касающихся, в том числе и энергетической проблемы (использование альтернативных источников энергии). При этом она обещает решать данную проблему не только на государственном, но и на европейском уровне.
Wir wollen gleich nach der Wahl die Reform des Erneuerbare-Energien-Gesetzes angehen, die Strompreise müssen bezahlbar bleiben. Auβerdem werde ich mich dafür einsetzen, dass sich die EU auf ein Klimareduktionsziel für 2030 verständigt [10].
Мы хотим сразу же после выборов начать реформу, касающуюся возобновляемых источников энергии, и в то же время цены на электроэнергию должны оставаться доступными. Кроме того, я приложу усилия к тому, чтобы страны ЕС достигли взаимопонимания в вопросах уменьшения влияния на климат планеты до 2030 года.
Как видно из приведенного примера кандидат в канцлеры Германии Ангела Меркель демонстрирует убежденность в своей победе. Она делает ставки на ключевые проблемы страны (в приведенном примере – это экологические проблемы) и одновременно обещает социальные преференции гражданам (доступные цены за потребляемую электроэнергию).
В своих обращениях к гражданам Германии А. Меркель использует прямую агитацию. Она призывает избирателей голосовать за себя как за кандидата от партии ХДС, так и за саму партию (Следует отметить, что принципиальная особенность парламентских выборов состоит в следующем: все депутаты Бундестага (598) избираются на пропорциональной основе по партийным и мандатным спискам, т.е. личный состав половины из них (299 депутатов – по числу округов) определяют сами избиратели. Для этого каждый из них на выборах отдает два голоса: «первый» (Erststimme) как правило, за партийного депутата в своем одномандатном округе, а «второй» (Zweitstimme) за партийный список. Второй голос при этом важнее для состава бундестага. Он определяет, сколько процентов от всех мест приобретает та или иная партия, одномандатники первыми получают места при распределении мандатов). Поэтому госпожа Меркель в своей агитации прибегает к прямому обращению.
Ja, ich bitte die Bürger um beide Stimmen für die CDU. Zwei Kreuze, vier Jahre [10].
Да, я прошу граждан отдать оба голоса за ХДС. 2 крестика,4 года.
При рассмотрении стратегии самопрезентации делается акцент на том, как оратор подает себя. От этого зависит создание положительного впечатления, доверительного отношения у большинства избирателей. А. Меркель является представителем не только партии ХДС, но «дочерней» партии, имеющей большую поддержку в Баварии – партии ХСС. И, говоря также от имени Хорста Зеехофера (председателя ХСС), она заблаговременно заручается поддержкой большинства в Баварии.
Meine Position in dieser Frage ist seit Längerem bekannt. Horst Seehofer und ich wissen beide, dass Deutschland neue Investitionen in seine Verkehrsinfrastruktur braucht. Ebenso sind wir uns darin einig, dass deutsche Autofahrer nicht stärker als bisher belastet werden dürfen [10].
Моя позиция в этом вопросе давно известна. Хорст Зеехофер и я, мы оба знаем, что Германия нуждается в новых инвестициях в транспортную инфраструктуру. Так же, мы согласны с тем, что немецкие автолюбители не должны быть наказаны сильнее, чем раньше.
Ангела Меркель уверенно ведет речь от первого лица, ассоциируя при этом себя и свои действия с партией, кандидатом которой она является. Не зря, особенно в последние годы ее ассоциируют с «матерью немецкой нации».
Стратегия удержания власти является основной в предвыборной кампании А. Меркель. Она детерминирует все остальные коммуникативные стратегии и выражается, в том числе, в демонстрации предыдущих успехов страны под руководством А. Меркель. Эта стратегия характеризуется тем, что политические лидеры, находящиеся у власти, в своих выступлениях часто обращаются к демонстрации успехов в экономической, социальной сферах, достигнутых под их руководством.Deutschland hatte vier gute Jahre, und ich möchte, dass auch die nächsten Jahre gut werden. Es geht bei dieser Wahl grundsätzlich darum, unser Land in eine weiterhin wirtschaftlich starke Zukunft zu führen. Unser Ziel müssen noch mehr fair bezahlte Arbeitsplätze sein.
В Германии последние 4 года были удачными, и я хочу, чтобы следующие четыре были такими же. В основном речь идет о том, по результатам выборов будет ли в дальнейшем наша страна сильна экономически. Нашей целью является обеспечение людей большим количеством хорошо оплачиваемых рабочих мест.
Таким образом, А. Меркель выполняет одно из требований к эффективной речи, сформулированных Д. Уилкоксом и Л. Нольте: речь должна получить позитивную эмоциональную реакцию адресатов [4; с.409].
Анализ предвыборных стратегий кандидата на пост канцлера Германии Ангелы Меркель доказывает, что одним из важнейших факторов формирования успешного имиджа политического лидера является умение использовать основные коммуникативные стратегии (стратегия убеждения, стратегия самопрезентации и стратегия удержания власти), отчего и зависит успех политика в предвыборной гонке.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, о том, что канцлера Германии Ангелу Меркель можно назвать одним из успешных ораторов на современной политической арене. Победив на выборах 2005 и 2009 годов, она в очередной раз смогла одержать победу и в третий раз, став канцлером в 2013 году. Таким образом можно констатировать, что выбранные А. Меркель коммуникативные стратегии оказывают ожидаемое воздействие на граждан. При помощи манипулирования различными языковыми средствами ей удалось укрепить свои позиции и в очередной раз доказать свое превосходство в мире политики. Что свидетельствует о значении коммуникативных стратегий в политической коммуникации.
Список используемой литературы
Grünert, Horst: Politische Geschichte und Sprachgeschichte. Überlegungen zum Zusammenhang von Politik und Sprachgebrauch in Geschichte und Gegenwart. In: Sprache und Literatur in Wissenschaft und Unterricht 52. S. 43-58.
Holly, W. Politikersprache. Inszenierungen und Rollenkonflikte im informellen Sprachhandeln eines Bundestagsabgeordneten. – Berlin/New York, 1990.
Klein, J. Politische Kommunikation als Sprachstrategie // Jarren, O./ Sarcinelli, U./Saxer, U. (Hrsg.). Politische Kommunikation in der demokratischen Gesellschaft. Ein Handbuch mit Lexikonteil. – Opladen, 1998. – S. 376-395.
Wilcox D.L., Nolte L.W. Public Writing and Media Techniques. – N.Y., 1995. – P.409-410
Михальская А. К. Основы риторики / А. К. Михальская. — М. : Дрофа, 1996. — 496 с.
Паршина О. Н. Российская политическая речь: Теория и практика /Под ред. О. Б. Сиротининой. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «Либроком», 2012. – 232 с.
www.cdu.de
Толковый словарь русского языка Кузнецова. – Большой толковый словарь русского языка. – 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов. 1998.  
Duden Fremdwörterbuch/bearb. vom Wiss. Rat d. Dudenred. unter Mitw. von: Maria Dose… u. zahlr.Fachwissenschaftlern. 5., neu bearb. u. erw. Aufl. Mannheim; Wien; Zürich: Dudenverl., 1990. – S. 832 (Der Duden; Bd. 5)
Merkel-Interview: Um beide Stimmen für die CDU kämpfen // die Rheinische Post vom 18.09.2013 // URL: http://www.cdu.de/artikel/merkel-um-beide-stimmen-fuer-die-cdu-kaempfen (дата обращения 18.06.2014)