«Утренние лучики». Конспект комплексного занятия по обучению пересказу детей среднего возраста.


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 379 комбинированного вида
С воспитанием и обучением на татарском языке»
Приволжского района г. Казани
Тема: «Утренние лучики».
Конспект комплексного занятия по обучению пересказу
детей среднего возраста.
Учитель-логопед МАДОУ № 379
Валеева В.Г.

Казань 2017
Цель: Учить детей пересказывать.
Задачи: Формирование навыка пересказа текста с опорой на игровую
Деятельность, «схему», рисунок.
Развитие планирования развернутого высказывания.
Активизация и обогащение словаря.
Развитие просодических компонентов речи.
Воспитание желания играть вместе с другими детьми.
Оборудование:
Большая сюжетная картина; песочный ящик и игрушки в соответствии с героями рассказа; «схема» - картинки с изображением, в соответствии с последовательностью содержания рассказа; цветные карандаши, бумага; трафареты.

Ход занятия
Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте, дети! Посмотрите на нашу волшебную доску.
(на доске большая сюжетная картинка с изображением рассвета. Дети вместе с логопедом рассматривают ее.) Подготовка к восприятию текста.
Логопед. Дети, что изображено на картине?
(ответы детей)
Логопед. А теперь отгадайте загадку: «Белая кошка лезет в окошко»
(Далее педагог объясняет значение загадки, подводя к пониманию слова «рассвет.)
Чтение текста.
(дети садятся на ковер)
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи – будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнезда, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчела из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» - полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Содержательный и языковой разбор текста.
Беседа по вопросам.
- Что вы прослушали? (Рассказ)-Как называется рассказ?
-Кто проснулся первым?
-Какое солнышко выплыло первым? (Красное.)
-А какие лучи оно стало рассылать всюду? (Золотые.)
-Что стало солнце делать? (В песочном ящике появляется игрушка – солнце.)
-Кого первым разбудило солнышко? (Вставляется дерево с птенчиком и рисуем на песке лучик от солнышко к дереву.)
-Что сделал жаворонок, когда проснулся? (Встрепенулся, выпорхнул, запел.)
-Как он запел? Возьми жаворонка и спой его песенку.
-Кто проснулся вторым? (В ящик выставляется кустик, а под ним кладем игрушку – зайчика. Рисуем лучик на песке от солнца к кустику.)-Что сделал зайчик, когда проснулся? (Передернул ушами, запрыгал, побежал)
-Как запрыгал зайчик? (Весело.)
-Покажи, как проснулся и запрыгал зайчик.
-Кто проснулся в курятнике? (В песок ставим домик и петушка с курами. Рисуем лучик от солнышка к петушку.)- Что сделал петух? (Захлопал крыльями, запел.)
- Куры, что сделали? (Слетели с нашестей, закудахтали, стали искать червяков.) Покажите, как это было?
- Кто еще проснулся? (В песок ставим домик – улей, рядом пчелку и вдалеке цветочек. Рисуем на песке лучик от солнышка к домику пчелы.)- Что сделала пчела? (Выползла из улья, расправила крылья, полетела собирать медок.) Покажите, как это было. Что пела пчела? (зум-зум-зум.)
- А кто не проснулся. Несмотря на то, что лучик попал на его постельку? (Лентяй.)
- Что он сделал? (Повернулся на другой бок и опять заснул.)
- Покажите, как сладко вы спите, когда мама вас будит. ( в песок ставим кроватку и игрушкой и рисуем на песке лучик от солнца к кровати.) Покажите, как наш лентяй перевернулся в своей кроватке.
- Ребята, а кто такой лентяй? Хорошо быть лентяем? А среди вас есть лентяй?
(Ответы детей.)
Развитие просодических компонентов речи.
- Ах, как хорош утренний воздух!
Как хорошо! (Произнести радостно.)
«Ку-ка-ре-ку» (Произнести сначала тихо, затем громко.)
«Зум-зум-зум». (Произнести сначала низко, затем высоко.)
Повторное чтение.
Логопед. Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить.
(Читает рассказ еще раз. Дети слушают. Затем логопед обращает внимание детей на шесть картинок, которые представляют собой «схему» рассказа, порядок действий в нем. Логопед предлагает рассмотреть картинки и повторять опорные слова:)1-я картина – солнце, луч, будить.
2-я картинка- жаворонок, выпорхнул, запел.
3-я картинка –зайчик запрыгал.
4-я картинка – петух, запел, куры.
5-я картинка – пчела, медок.
6-я картинка – лентяй, опять заснул.
Далее логопед предлагает каждому ребенку подойти к своему месту за столом, на котором уже разложены бумага, карандаши трафареты для рисования. Детям предлагается нарисовать героев рассказа (солнышко, птичку, зайку, петуха, курицу, пчелу и мальчика.) В процессе рисования детям задаются вопросы о том, кого они рисуют, что произошло с героем, которого они рисуют. и.т.д.
Пересказ по плану с наглядной опорой.
Логопед предлагает детям рассказать солнышку про рассвет. Дети по очереди, опираясь на свой игровой опыт и рисует, составляет пересказ. Педагог помогает детям в последовательности, обращая их внимание на «схему».
Подведение итогов занятия
Логопед. Посмотрите, у вас у всех на столах лежат конверты. Откройте их. Что вы там видите? Правильно – это солнышко прислало вам свой подарок.
(Далее логопед дает оценку каждому ребенку и прощается с детьми.)
Примечание.
Данное занятие могут проводить логопед совместно с воспитателем. Можно разделить два-три отдельных занятия: чтение художественной литературы и игра-драматизация; занятия по развитию изобразительной деятельности; занятия по развитию речи.