Методическая разработанность вопроса обучения пересказу.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТАННОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ МАССОВОЙ ШКОЛЫ
Е.А. Батеева, учитель начальных классов, МБОУ СШ № 30
В современной России значительно изменились требования, предъявляемые к личности школьника. Одной из важных характеристик ученика в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения выступает умение слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать свое мнение, т.е. владеть грамотной речью. Речь человека отражает уровень его интеллекта и культуры, чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества.
От успешности овладения связной речью на ступени начальной школы зависит качество дальнейшего обучения. К сожалению, речь младших школьников часто отличается ограниченным запасом слов, трудностью реализации связного высказывания и общения. Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с первых дней обучения в школе. Также в настоящее время происходит рост числа детей имеющих различные речевые нарушения, которые нередко попадают в массовые классы. Уровень развития связной речи у данной категории детей значительно ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, следовательно, они испытывают еще большие трудности при освоении школьной программы. В связи увеличением числа детей с низким уровнем развития речи обновление российского образования сопровождается интенсивным поиском инновационных технологий формирования связной речи.
Существует ряд методических подходов формирования навыков связной речи у дошкольников и школьников. Данным вопросом занимались: А.М. Бородич, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Б.М. Гриншпун, Р.И. Лалаева и др. Опираясь на труды указанных авторов, можно говорить, что основой для организации работы по развитию связной речи выступает психолингвистический подход анализа закономерностей становления речи в онтогенезе. В соответствии с психолингвистическим подходом коррекционная работа, направленная на формирование связной речи, должна обеспечивать формирование речевых действий и операций на основе продуцирования и анализа речевого высказывания [2].
Поступая в первый класс, учащиеся имеют ограниченные представления о тексте, полученные в семье или дошкольном учреждении, поэтому при работе с текстом учащийся начальных классов, опирается на собственный, бытовой речевой опыт. Ученик должен усвоить приемы работы не только с прослушанным текстом, но и прочитанным, научиться перерабатывать и воспроизводить новые тексты. В связи с этим возникает необходимость организации специальной системы работы над текстом, которая предполагает разбор образцов текстов, изучение их структуры, языковых особенностей, коммуникативных возможностей. Данную работу можно осуществить, используя на уроках тексты-модели, образцы текстов [4].
На основе освоенной информации о тексте строится работа по продуцированию речевого высказывания. Варианты данной работы в школе могут быть различны: обучение рассказыванию, обучение сочинению, обучение изложению, и др. Так как в начальной школе ведущим и самым доступным средством для развития связной речи является пересказ, мы рассмотрим некоторые приемы и средства обучения пересказу.
Обучение элементам пересказа осуществляется на уроках русского языка и литературного чтения, но используется и на других дисциплинах школьного цикла. Овладение навыками пересказа определяет успешность обучения. Образовательные программы, разработанные на основе федерального государственного образовательного стандарта, предполагают обучение всем видам пересказа: подробный или близкий к тексту пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ. [6].
В современной школьной системе образования обучение пересказу предполагает знакомство с планом работы над текстом, котором в последующем ученик должен пользоваться при подготовке домашнего задания. План может быть следующим (для подробного пересказа, 2 класс):
Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок).
Прочитай произведение. Определи главную мысль.
Раздели текст на смысловые части.
Перескажи каждую часть отдельно.
Перечитай текст и перескажи все произведение подробно.
Начиная с первого класса, вводится моделирование. Обучающиеся при помощи условных обозначений учатся составлять модель обложки произведения и схему-модель сюжета изучаемого произведения, в последующем используют модель, как опору для воспроизведения материала. Так, например, вводятся следующие условные обозначения: круг – это сказка, треугольник – это стихотворение, красный цвет фигуры – произведение о Родине, зеленый – о природе и т.д. Учащиеся легко усваивают вводимые символы и могут на их основе строить развернутые высказывания, передавая содержание прослушанного или прочитанного текста. Данная система моделирования может использоваться на протяжении 1-4 классов. Также начиная со второго полугодия 1-го класса, после завершения букварного периода, вводятся задания, позволяющие качественно проработать текст по частям и создать картинный или словесный план для последующего воспроизведения текста [3].
Стоит отметить, что учащиеся с нормальным речевым развитием быстро усваивают указанные способы пересказа и с легкостью воспроизводят разные тексты, но учащиеся с речевыми нарушениями испытывают трудности применения данных способов. Также использование учителем однообразных приемов обучения пересказу приводит к снижению интереса у обучающихся, они хуже усваивают материал, проявляют меньшую активность. Поэтому необходимо на уроках использовать разнообразные приемы и средства обучения пересказу.
Одним из вариантов задания при обучении пересказу могут выступать творческие задания или перестройка текста: изменение лица рассказчика, пересказ по ролям, пересказ от лица героя произведения. Учитывая, что в младшем школьном возрасте наглядный материал усваивается детьми лучше вербального, необходимо в работе над связной речью использовать карты-схемы. Карты схемы определяют последовательность излагаемых событий, показывают их динамику, что позволяет лучше запомнить текст [5].
Особенно большую роль при обучении пересказу в начальной школе играют тексты-сказки, в которых можно использовать разнообразные приемы:
1. Сказка, с тремя концами. Прослушав начало сказки и ее три концовки, ученики выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.
2. Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала ученики вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
3. Выворачивание сказки наизнанку. Школьникам предлагается составить и рассказать сказку, используя сказочные слова и выражения о волке, который встретил Красную Шапочку.
4. Сказочные ситуации — для создания текстов сказочного содержания.
5. Сказочные истории. Ученики придумывают по воображению, заданию учителя, личным наблюдениям.
6. Завязка и развязка — основа для сказки или сюжетного рассказа [1].
Таким образом, современному учителю в процессе обучения пересказу необходимо включать задания на анализ текстов, используя различные тексты-модели, а также в своей работе применять различные приемы обучения пересказу, что позволит пробудить и поддерживать интерес обучающихся к учебным дисциплинам. Учитывая современные тенденции образования использовать все возможные средства: сопровождение текста сюжетной картиной, компьютерной анимацией, короткометражным фильмом, которые позволят запомнить и воспроизвести важные детали текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бушуева Л.С. Развитие связной монологической речи у младших школьников при изучении сказки //Начальная школа. 2011. № 7. С. 36-40
Глухов В.П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития // Среднее профессиональное образование. 2014. № 10. С. 19-24.
Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2011. 304 с.
Кунтыш М.Ф., Гандель А.С. Формирование связной речи младших школьников на основе текстов-моделей // Вестник Витебского университета. 2014. № 3. С. 69-74.
Матарас И.И. Коррекция нарушений связной речи у младших школьников на уроках развития речи с использованием наглядного материала //Специальное образование: Материалы VIII Международной научной конференции. Под общей редакцией профессора В.Н. Скворцова. Спб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. 2012. С. 120-122.
Тлехурай М.К. Пересказ как важный прием развития устной речи учащихся-адыгейцев национальной школы // Новые технологии. 2009. № 3. С. 93-94.