Учебный проект. Проектирование и экспертиза теста по разделу (теме) одного из школьных курсов обществознания


Еременко Вера Константиновна, учитель обществознания МКОУ «Ситниковская СОШ Баевского района Алтайского края»
Выполнение контрольной работы на курсах переподготовки учителей обществознания
Требования к написанию и оформлению УЧЕБНОГО ПРОЕКТА
Проектирование и экспертиза теста по разделу (теме) одного из школьных курсов обществознания
Проектирование педагогического теста по любой дисциплине, в т.ч. обществознания имеет свой научно обоснованный алгоритм и предполагает создание комплекта методических материалов, в который входят: кодификатор; спецификация теста; тест; ключ для проверки теста. Процесс проектирования теста предполагает выполнение следующих шагов.
Для создания теста необходимо выбрать (по желанию слушателя) тему школьного курса обществознания (не менее 5-6 уроков). При выборе темы следуеториентироваться на примерную программу по обществознанию (5-9 класс) и учебник.
1. Проектирование кодификатора теста.
Код элемента содержания
Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки Распределение заданий по вариантам теста****
знания** учебные действия*** I вариант II вариант
1. Наименование раздела (объем содержания в часах)
1.1 Наименование темы 1.1.1 Дидактическая единица* 1.1.2 … 1.2 Наименование темы 1.2.1 Дидактическая единица 1.2.2 … * Дидактическими единицами являются конкретные элементы содержания, описанные словами примерной программы (в части «знания, представления, умения»), например: общество и его структура.
** В этом столбце указываются знания, которые подлежат проверке в соответствии с разделом программы «основное содержание», например: сферы жизни общества, мораль, функции науки и др.
*** В этом столбце указываются учебные действия, описанные словами примерной программы (в части «знания, представления, умения»), например: проводить поиск информации в …; излагать суждения о причинах и следствиях …; применять исторические знания для анализа ситуации и др.
**** В данном столбце после создания теста появятся номера заданий.
2. Создание спецификации теста, включающей указание темы, ступени обучения, класса, вида контроля, цели тестирования, документов, определяющих содержание теста, времени тестирования (мин), количества тестовых заданий в тесте, структуры теста, стратегии расположения заданий в тесте, системы оценивания выполнения отдельных заданий и теста в целом, шкалы оценки.
3. Проектирование теста по вариантам. Тест содержит 2 варианта по 12 заданий. В тест должны быть включены все виды тестовых заданий закрытого и открытого типа (по 2 задания каждого вида), составленные в соответствии с требованиями к проектированию тестовых заданий.
4. Создание ключа к тесту. В заданиях закрытого типа приводится номер правильного ответа. В заданиях открытого типа – элементы правильного ответа, служащие критериями проверки выполненного задания.
Текст печатается TimesNewRoman, шрифт – 14 пт., интервал - 1,5.Поля: слева – 3 см, справа – 1 см, сверху – 2 см, снизу – 2,5 см.
1. Проектирование кодификатора теста.
Код элемента содержания
Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки Распределение заданий по вариантам теста****
знания** учебные действия*** I вариант II вариант
1. Человек и общество(12 часов)
1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей сущность общества как формы совместной деятельности людей описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли 3,4 2,12
1.2
Взаимодействие общества и природы характерные черты и признаки основных сфер жизни общества объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государств) 5 1
1.3
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь характерные черты и признаки основных сфер жизни общества осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) 6 3,6
1.4
Биологическое и социальное в человеке социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах 1,8 ,11
1.5
Личность. Особенности подросткового возраста социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; 2,11 9
1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 7,10 4,5
1.7
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия 12 7,8
1.8 1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека 9 10

2. Создание спецификации теста
Задания по теме «Человек и общество», для итогового контроля в 9 классе с целью проверки усвоения учебного материала, проводится в течении 30 минут.
Характеристика структуры и содержание КИМ
Контрольная работа состоит из двух частей, включающих в себя 12 заданий. Часть 1 содержит –заданий с кратким ответом, часть 2 содержит ---заданий с развёрнутым ответом. К каждому заданию---- предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б)записаны номера одного или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в)номер ответа не записан.
В заданиях----- ответ даётся в виде последовательности цифр (например, 123), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются учащимся в развернутой форме.
Распределение заданий по частям контрольной работы
№ Часть работы Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данной части от максимального первичного балла за всю работу Тип задания
1 Часть1 11 11 84,6 С кратким ответом
2 Часть 2 1 2 15,4 С развёрнутым ответом
12 13 100 Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
В части 1 работы:
-задания 1- 6 представляют раздел курса: человек и общество. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы.
-задания 7-11 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в двух вариантах находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.
-в число заданий с развёрнутым ответом (часть 2) входит 12 задание, связанное с анализом предложенного текстового фрагмента.
Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
№ Основные умения и способы действий Коли чество заданий Макси мальный первич ный балл % максимального первичного балла за выполнение заданий данного вида учебной деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 13
1 Описывать основные и социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли 1 1 7,6
2 Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия. 3 3 22,8
3 Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов 4 Приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах. 2 2 15,2
5 Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 2 2 15,2
6 Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека 3 3 22,8
7 Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей 1 2 15,2
Итого 12 13 100
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный первичный балл % максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 13
Базовый 5 5 38,4
Повышенный 4 4 30,
Высокий 3 4 30,8
Итого 12 13 100
3. Проектирование теста по вариантам.
1 вариант
Часть 1
1. Определение: «Совокупность идей, взглядов, теорий, а также чувств, привычек и нравов определённой социальной общности или группы» относится к понятию
А) общественное сознание Б) общество
В) обыденное сознание Г) идеология
2. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как
А) личность Б) гражданина В) индивидуальность Г) профессионала
3. В обществе Р. распространена автоматизация производства, успешно осуществляется компьютеризация. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что общество Р.— постиндустриальное?
А) основной продукт производства — промышленные изделия
Б) основной фактор производства — знания
В) широкое применение механизмов, технологий
Г) классовое деление общества
4. Какой признак характеризует традиционное общество?
А) интенсивная урбанизация Б) преобладание приписанного социального статуса
В) высокая социальная мобильность Г) рост уровня потребления
5. Верны ли следующие суждения о сходстве и различии человека и животного?
А. Муравьи и другие «социальные» животные трудятся так же, как и люди.
Б. Все особи животных, в отличие от людей, всегда действуют согласно генетической программе.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Типы ……………………….
Традиционное Индустриальное Постиндустриальное
7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу. Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Массовая культура 2. Технология 3. Община 4. Частная собственность 5. Касты 6. Закон 7. Классы 8. Экологический кризис 9. Права и свободы человека.
8. В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
1.Потребность в пище и еде
2.Способность к творчеству
3.Способность к чувственному познанию
4. Наличие сознания
Черты сходства Черты различия
9.Найдите в предложенном списке характеристики правовых норм.
1. Изменяется с развитием общества;
2.появились раньше других социальных норм;
3.предполагают юридическую ответственность за их нарушение;
4.существуют только в форме законов;
5.касаются строго определённого круга лиц.
Номера, под которыми указаны характеристики правовых норм, выпишите в порядке возрастания.
Ответ: ___
10. Соотнесите названия группы прав человека и примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Группы прав человека Примеры
А.Личные
Б.Политические
В.Социально-экономические 1.право участвовать в управлении делами государства
2.право на свободный выбор профессии
3.Право на жизнь
Запишите в таблицу выбранные цифры
а б в
11.Все перечисленные ниже категории, за исключением одной, относятся к понятию «конституционные права».
Охрана здоровья, охрана природы, отдых и досуг, труд
Найдите и укажите категорию, «выпадающую» из этого ряда.
Ответ:
Часть 2
12. «Учиться нужно всегда». Используя обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. Ответ:
2 вариант
Часть 1
1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо
А) духовное Б) социальное В) биологическое Г) биосоциальное
2. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?
А) постиндустриальному Б) индустриальному
В) традиционному Г) информационному
3. Индустриальное общество отличается от традиционного тем, что:
А) в нём существует жесткое разделение людей на классы, касты
Б) в нём отсутствуют социальные конфликты
В) в нём господствуют общинные принципы социальной жизни
Г) центрами социально-экономической жизни становятся промышленные предприятия
4. Традиционное общество в отличие от индустриального:
А) имеет классовую стратификацию Б) является открытым
В) базируется на религиозном мировоззрении Г) поддерживает науку как социальный институт
5. Верны ли следующие суждения об индустриальном обществе?
А. Для индустриального общества в экономическом отношении характерны машинное производство, конвейер, стандартизация, научная организация труда.
Б. Для индустриального общества в политическом отношении характерен деспотический режим.
1)верно только А 2)верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
6.Запишите слово, пропущенное в схеме:
потребности
естественные социальные ____________________
7. Найдите черты сходства и отличия правовых норм и обычаев
1.Является разновидностью социальных норм;
2.Носят общеобязательный характер;
3.Регулируют поведение людей в обществе;
4.Принимаются специальными государственными органами;
5.Существуют в первобытном обществе
Ответы напишите в таблицу:
Черты сходства Черты различия
8. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие развитие в современном мире постиндустриальной цивилизации и запишите цифры под которыми они указаны.
1. Расширение виртуальных коммуникаций.
2. Низкий уровень социальной мобильности.
3. Натуральный характер хозяйства.
4. Единство мирового экономического пространства.
5. Многовариативность развития и многообразие форм существования человеческого общества.
9. Сергей-ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку– порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры
1.Даёт возможность овладевать новым опытом
2.Построена на замещении реальных объектов условными
3.Имеет определённые мотивы и цели
4.Ведёт к усвоению предметных областей
Черты сходства Черты различия
10.Соотнесите отрасли права и общественные отношения, которые они регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Отрасли права Общественные отношения
А.Административное
Б.Гражданское
В.Уголовное
Г.Конституционное 1.Регулирует отношения между органами власти и гражданами
2.Устанавливает преступность поступков и меру наказания за их совершение
3.Закрепляет основы государственного строя
4.Регулирует имущественные и личные неимущественные отношения
Запишите в таблицу выбранные цифры
а б в г
11.Все перечисленные ниже термины, за исключением одного, относятся к понятию «социальные нормы».
Обычаи, право, мораль, религия, девиантное поведение.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда.
Ответ :_____
Часть 2
12. Мы знаем о нравственной ответственности человека за «всё, что происходит в век машин и роботов». Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
4. Создание ключа к тесту
1 вариант 2 вариант
№ вопроса ответ №
вопроса ответ
1 А 1 Г
2 В 2 В
3 Б 3 Г
4 Б 4 В
5 2 5 1
6 общество 6 духовные
7 3,5 7 3(община), 5(касты)
8 13, 245 8 145
9 13 9 1324
10 312 10 1423
11 Охрана природы 11 Девиантное поведение
12 См.ниже 12 См. ниже
Вариант 1 (вопрос №12)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Могут быть даны такие объяснения. Человек несёт нравственную ответственность за «всё, что происходит в век машин и роботов», так как: 1)глобальные экономические проблемы, с которыми столкнулось человечество во второй половине XX в., во многом вызваны интенсивной преобразовательной деятельностью человека, характер и направленность которой в начале XXI в. не изменились; 2)развивающаяся техника и технологии не только оказывают позитивное влияние на развитие общества, но и несут в себе потенциальную угрозу существованию человечества. Могут быть даны другие объяснения
Даны два объяснения 2
Дано одно объяснение 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2
Вариант 2 (вопрос №12)
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения): 1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать; 2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности. Могут быть приведены другие аргументы (объяснения) Приведены два аргумента (объяснения)
2
Приведён один аргумент (объяснение) 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2