Ценностные ориентации подростков ( опыи социального исследования)


Огиенко Ю.Н.
учитель обществознания и права
Ценностные ориентации старшеклассников.
Ценности являются важнейшим регулятором социального поведения. Подростковый возраст является очень важным для становления системы взглядов и ценностей человека. Подростковый возраст обычно считается переломным, переходным, критическим периодом в жизни ребенка. Кризис этого возрастного периода состоит в том, что нет готового ответа на вопрос «Кто я?». Его нужно найти, и подросток пробует себя, пробует границы своих возможностей. Таким образом, это возраст проб и возникающих в связи с этим специфических переживаний. Стремление найти свое Я, определить границы своих возможностей, подтвердить свое бытие находит выражение именно в ситуациях проб; именно в таких ситуациях обнаруживаются разные грани себя, стороны своего Я; а сами такие ситуации сопряжены с риском (с рискованными ситуациями). Психологическим содержанием проб является риск (и многие пробы, которые совершает подросток, связаны с риском). Пробы, как правило, несут в себе частицу неизведанности, неопределенности, а порой и опасности (т.к. есть вероятность потери чего-то ценного для подростка). Таким образом, возникает вопрос: Может ли подросток в результате таких проб обнаружить для себя что-то как ценное? Какие именно при этом должны произойти пробы? Под ценностями мы понимаем те ценности, которые являются как бы ориентирами, которыми руководствуется подросток в реальных жизненных ситуациях.
На данном этапе мы не подготовлены к тому, чтобы ответить на эти вопросы. Для того чтобы ответить на них мне нужно для начала узнать - как именно изменяются ценности у подростков в разных подростковых периодах и изменяются ли они вообще? И от чего зависят изменения ценностных ориентаций?
Мы предполагаем, что такие изменения связаны с тем, что в течение подросткового возраста изменяются сами ситуации проб, т.к. на протяжении этого возрастного периода изменяются задачи на развитие, социальные ситуации, ведущая деятельность.
Возникновение этого предположения возникло с опорой на свой личный опыт и на мнение различных авторов. Так младший подростковый возраст - это период бурного физического созревания и растущего чувства взрослости, ведущей деятельностью становится общение с товарищами. Старший подростковый - это период завершения физического развития и психологической подготовки к самостоятельной жизни, завершение социализации, овладение социальными ролями, ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. Соответственно возникает вопрос: происходит ли вслед за изменением ситуаций проб изменение ценностей подростков в течении подросткового возраста? Ответ на этот вопрос позволяет плотнее подойти к ответу на основной вопрос: как именно связаны пробы в подростковом возрасте и ценности подростков?
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Термин «мировоззрение» имеет множество определений, которые во много схожи. « Мировоззрение - это личное отношение человека к истинам, закономерностям, фактам, явлениям, правилам, идеям» (В.А. Сухомлинский). В целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Формирование мировоззрения начинается с той ступени мышления, поднявшись на которую человек словно оглядывает окружающий мир и в то же время ощущает себя как частицу мира – активную творческую силу. Однако психологи отмечают, что мировоззрение – не столько система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентиры.
Юность является решающим этапом становления мировоззрения, так как именно в это время созревают определённые предпосылки. Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объёма знаний, но и расширением умственного кругозора старшеклассников, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Часто отмечают, что мировоззренческие установки ранней юности весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая поверхностно усвоенная информация складывается в олове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано всё, что угодно. Серьёзные глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные несовместимые друг с другом взгляды. В формировании жизненных ценностей большое значение имеют взгляды на общество. При умственном и гражданском воспитании у подростков пробуждается интерес к таким мировоззренческим вопросам, как человек и общество, личность и коллектив, народы и человечество, материальное производство и духовная культура, борьба добра и зла. Очень важным становится и вопрос о смысле жизни.
Отмечают, что старшие подростки, описывая будущее, говорят преимущественно о своих личных перспективах, тогда как юноши выдвигают на первый план общие проблемы. С возрастом увеличивается умение разграничивать возможное и желаемое. Характерная черта ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Одним из главных показателей в системе ценностных ориентаций подростков является вопрос о будущей профессии. Как часто отмечают психологи и педагоги, уровень социальных притязаний школьников и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, материальное благосостояние и особенно уровень образования родителей. Дети из более обеспеченных и образованных семей обычно склонны идти по стопам родителей, во всяком случае хотят остаться в той же социально-профессиональной группе. Другие напротив, стремятся повысить свой социально-профессиональный статус, получить высокое образование и квалификацию, чем их родители. Многое зависит также от социальной престижности самих профессий. Однако примечательно, что большинство старшеклассников выбирают профессию всё же более или менее стихийно. Здесь есть и определённые половые различия. Юноши критичнее оценивают возможности и требовательнее относятся к своей будущей профессии. Девушки в этом отношении пассивнее и легче мирятся с неудачами, придавая большее значение устройству личной, семейной жизни. Для юношей при выборе профессии более важен размер будущей зарплаты, а для девушек – благоприятные условия труда. Таким образом, мы видим, что выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, включая оценку своих объективных возможностей и оценку своих способностей. Итак, система ценностных ориентаций составляет основу отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения и стиля жизни каждого социального слоя и, в свою очередь, влияет на социализацию принадлежащей к нему молодёжи.
Сегодня используются различные методики изучения ценностных ориентаций личности. Как правило, проводится анкетирование, углублённые ответы на вопросы ( метод интервью), различного рода опросники. Я в своих исследованиях, решил обратиться к первым двум. На мой взгляд именно они наиболее точно определяют содержательную сторону направленности личности и составляют основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Нынешнее поколение подростков называют по-разному: поколение миллениума, поколение геймеров, поколение гаджетов, подчёркивая этим, по-видимому, огромное влияние на внутренний мир подростка различных технических веяний. Вместе с тем, ничто человеческое ему совсем не чуждо, и подросток не замыкается только в своём виртуальном мире. Несмотря на то, что сегодняшние подростки сосредоточены на суровой реальности и на невзгодах человеческой жизни в значительной большей степени, чем прежние молодые люди. Исследователи пришли к неожиданным выводам. Оказалось, что для подростков всего мира характерна зрелость нового типа, они не погодам умны и осведомлёны. У них более ярко выражены такие качества, как порядочность и гуманность. Это же можно отметить и среди подростков своей школы.
приоритет нравственных качеств личности в целом по России Школа 2010Школа 2015воспитанность 1 2 3
жизнерадостность 3 4 2
образованность 6 9 6
независимость 2 8 1
чуткость 9 7 9
толерантность 8 5 5
ответственность 5 3 8
доброта 4 1 4
целеустремлённость 7 6 7
Если российские подростки ценят прежде всего такие качества, как воспитанность и независимость, то нынешние школьные подростки в этом почти полностью совпадают, тогда как пять лет назад независимость не была в приоритетах. Особое значение в подростковой среде имеют юмор и развлечения, т.к. все группы поставили в начало рейтинга такое качество как жизнерадостность. Пять лет назад местные школьники важным качеством личности считали ответственность, у нынешних она не в чести и занимает почти последнюю позицию. На первом месте у них независимость. В принципе, это не удивительно, ибо ещё в четвёртом веке до нашей эры самый мудрый из древних греков – философ Сократ, так отзывался о подростках «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры, они высказывают неуважение старшим, постоянно слоняются без дела и при каждом удобном случае высказывают свою независимость». Следующим показателем, характеризующих подростков, являются ценностные ориентации. Учёные-педагоги и социологи отмечают, что «современное подрастающее поколение проходит становление в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений.» отсюда растерянность, пессимизм, неверие в себя и общество. Сегодняшняя молодёжь выросла в условиях резкого контраста материальной обеспеченности. Жизненный уровень большинства жителей России снизился, однако некоторые люди стали жить богаче, чем раньше. Всё это самым непосредственным образом коснулось и подростков, в том числе и их ценностных ориентаций.
Сфера ценностей в целом по России Школа 2010Школа 2015семейная жизнь6 1 3
верные друзья7 6 2
свобода действий8 8 7
обеспеченная жизнь3 2 8
любовь 2 7 4
здоровье 1 3 1
высокооплачиваемая работа 4 5 10
интересная, не обязательно высокооплачиваемая работа 9 10 6
деятельная жизнь5 9 9
уверенность в себе 10 4 5
Как видно из таблицы, рейтинг ценностей российских подростков и местных школьников пятилетней давности практически совпадает. Здоровье и обеспеченная жизнь занимают приоритетные позиции. У сегодняшнего нашего подростка показатели несколько изменяются. Здоровье продолжает оставаться главной ценностью, а вот значимость обеспеченной жизни и высокооплачиваемой работы заметной ослабла, т.е. материальный успех уже не ставится во главу угла. Любовь и дружба, уверенность в себе - вот что сегодня ценятся подростками. В связи с этим хочется отметить, что хотя экономические реформы неблагоприятно сказывались на населении России, в том числе и на молодежи, она всё же приспособилась или начинает приспосабливаться к новой реальности.
Сравнивая познавательные мотивации, а если сказать проще «на чём держится интерес к учению», необходимо отметить, что здесь мотивы российского и местных двух поколений подростков почти совпадают.
мотивации к учению в целом по России Школа 2010Школа 2015заставляют родители6 3 4
хочу доказать, что способен на большее 5 6 5
учёба доставляет удовольствие 4 4 3
возможность поступить в ВУЗ 3 2 1
глубже изучить интересные предметы 2 5 6
получить престижную работу 1 1 2
На первом месте у всех мотивы практического характера, обеспечивающие престижную работу и успех в обществе. Абсолютное совпадение в данном рейтинге личностных мотиваций – «учёба доставляет удовольствие» и «хочу доказать, что способен на большее». Вместе с тем, отнесение этих мотивов практически в конец списка означает, что более половины российских школьников, в том числе и местных , не получают удовольствия от учёбы, то есть учатся без интереса. В чём различаются познавательные мотивации, так это в роли родителей. Более половины учащихся нашей1 школы при опросе пятилетней давности и нынешних указали, что учатся потому, что их заставляют родители, тогда как у среднероссийского школьника этот фактор поставлен на последнее место. Видимо, в сельской местности ещё велика зависимость подростков от родителей, тогда как в городе они более самостоятельны и вольны в выборе. Хочу также подчеркнуть, что только четверть учеников учатся ради самой учёбы, ради радости познания, остальные в основном отбирают то, что пригодится в жизни.
Исследование вопроса о том, кем хотят стать современные подростки, о каких профессиях мечтают, показало прежде всего то, что только чуть больше половины ребят задумываются о будущей профессии, остальные инициативу в решении этого вопроса полностью отдают родителям.
профессии в целом по России Школа 2010Школа 2015юрист 1 3 2
банкир, финансист 2 1 1
врач, медработник 3 4 7
менеджер, управленец 5 2 3
журналист 6 10 9
экономист 4 5 4
работник образования 9 7 8
инженер 8 8 6
творческая сфера 7 6 5
сельское хозяйство10 9 10
На шкале профессионального престижа первые места занимают юрист, банкир, менеджер и экономист. За пять прошедших лет приоритеты местных подростков практически не изменились и в основном совпадают по рейтингу. Единственное заметное изменение в том, что сегодняшние ученики перестали считать престижной профессию врача и медработника. По-прежнему на последних местах работники образования и сельского хозяйства. Кроме этого хочу подчеркнуть, что данные опроса позволяют сделать вывод о том, что на протяжении уже ряда лет падает социальная ценность труда, престиж ряда важных для общества профессий. К примеру, я нашёл данные, что в 60-х годах прошлого века на первом месте была профессия учителя. Учителями хотели стать 34% школьников. К 80-м годам это число снизилось до 18-20%, а у нынешних подростков эта профессия занимает одно из последних мест. Известно, что ценности и мотивы характеризуют направленность и содержание активности личности, определяют общий подход человека к миру, к себе, придают смысл поведению и поступкам. Система ценностных ориентаций, тем самым является важнейшим психологическим органом личностного роста, определяя его направление и способы осуществления. Для более глубокого исследовании нравственных установок нынешних школьников я задал им ряд вопросов, касающихся темы исследования. Вот эти вопросы:
1. За что вы ввели бы смертную казнь?
Наиболее страшным подростки считают убийства, об этом высказались 86% опрошенных, 32 % отнесли к числу наиболее страшных преступлений изнасилование.Я полагаю, что это не только отражает общественные представления о преступности, но и связано с ценностью для подростков личной неприкосновенности. В 10% ответов называется распространение наркотиков. Это явление называют чумой XXI века, и небольшой процент отнесения этого явления к страшным преступлениям я объясняю тем, что до таких деревень как наша эта беда в широких масштабах не дошла.Некоторая часть подростков ответила то, что не нужно вводить смертную казнь, а посадить преступников на пожизненное заключение
2. Вы хотите заняться благотворительностью. Кому вы помогли бы в первую очередь?
.Судя по ответам, у подростков есть сочувствие к слабым и беззащитным, в первую очередь – к детям и старикам, к животным. Возможно, это связано с тем, что подростки во многом сами чувствуют себя незащищенными и обделенными. Больным детям и детям-сиротам пожертвовали бы деньги 53%, старикам – 20% , животным – 40%. Однако я считаю, что в данном случае у наших ребят направленность проявления сочувствия не совсем верная, так как желающих помочь животным в два раза больше, чем желающих помочь людям преклонного возраста.
3. Нужно ли быть добрым человеком и почемуСудя по ответам подростков, большинство считают что в наше время нужно быть добрым. Примеры ответов: «Да, потому что в настоящее время наш мир переполнен злобой, ненавистью, завистью» «Только доброта может спасти наш мир» «Если бы все были добрыми, в мире не было бы совсем никаких проблем ». Вместе с тем, встречались и такие ответы: «Любое качество хорошо в меру. Так и доброта» «Нужно быть умным, а не только добрым. Хочешь хорошо жить- умей быть любым». «Давно известно: не делай добра – не получишь зла» На мой взгляд, такая полярность ответов объясняется тем, что в нашем обществе далеко не все соблюдают социальные нормы, законы и правила. И достаточно много примеров, когда именно такие люди живут и устраиваются в этой жизни гораздо лучше, чем законопослушные и добрые.
Итак, каков же он, обобщённый портрет современного местного подростка? Физическое развитие : узкогрудый, чаще всего с дефицитом веса, среднерослый, отставание биологического возраста от паспортного; Психологическое развитие: их внимание переключается с предмета на предмет. В то же время они могут часами сидеть, сосредоточившись на том, что им действительно интересно. Они иногда кажутся бесчувственными и невнимательными к окружающим, но могут проявлять добрые чувства и любовь к близким людям, готовность им помочь. Они сосредоточены и непоследовательны, осторожны и непредусмотрительны одновременно, противоречивы и непредсказуемы; Нравственное развитие: подростки, только ещё освоившие азы нравственных норм и не постигшие их глубины, пытаются выносить моральные оценки не только учителям, родителям, отдельным взрослым, но и всему обществу в целом. Причём, оценки эти чаще всего категоричны и резки; Социальное развитие: имеет место определённый рост вредных привычек: алкоголизм, курение, отмечается интерес к наркотическим веществам, проявляется повышенная сексуальная активность. Ну, и в заключении, мне бы хотелось обратиться к словам известного педагога-новатора Л.С. Выготского «Подростковый возраст, возможно, самый противоречивый – это испытание, данное каждому человеку. Пройти его в одиночку очень сложно, а потому рядом должен быть мудрый наставник». Я думаю, что результаты моего исследования, пусть и небольшого, тем не менее помогут и классным руководителям, и воспитателям в определении и корректировке задач воспитания подростков
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1979.
2. Артюхова И. Ценности – цели подрастающего поколения: На первом месте – здоровье, а творчество на последнем // Директор школы. – 2001. – №10. – С.84–87.
3. Выготский Л.С. Психологические особенности подростков М., Педагогика 1983
4. Кон И.С. Психология ранней юности. М., Просвещение 1989.
5. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. – 1999. – №2. – С.50–52.