Ретроспективный анализ понятия «толерантность»


Фёдорова Л.И.,
учитель истории МОУ «Ильинская СОШ»,
п. Ильинка Прибайкальского района
республики Бурятия
Ретроспективный анализ понятия «толерантность»
В последнее время в обществе часто поднимается тема толерантности. Но что мы понимаем под словом «толерантность»? Обычно считается, что толерантность – это жизнь в ладу с другими. Но где кончается этот лад? Есть ли границы толерантности? Эти вопросы волновали человечество с давних времен, поэтому нам бы хотелось это понятие с разных сторон.
Изначально термин «толерантность» был медицинским. Он был введен в 1953 г. английским иммунологом П. Медаваром [1, стр. 148] для обозначения «терпимости» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Любопытно, что в медицине термин толерантность используется в двух разных смыслах. С одной стороны, толерантностью называют устойчивость организма к воздействию ядов. И в этом смысле толерантность – свойство весьма полезное. С другой стороны, толерантностью называют отсутствие или снижение иммунологической реакции на чужеродное тело. И в этом смысле толерантность часто грозит смертью. Но и в том, и в другом случае речь идет о реакции на нечто чуждое.
Различные словари трактуют слово «толерантность» тоже по-разному. В словаре психологии [2] толерантность  (лат. tolerantia —терпимость) — это терпимость, снисходительность к кому или чему-либо. Это установка на либеральное, уважительное отношение и принятие (понимание) поведения, убеждений, национальных и иных традиций и ценностей других людей, отличающихся от собственных. Толерантность способствует предупреждению конфликтов и установлению взаимопонимания между людьми. Брокгауз и Ефрон [3] рассматривают толерантность как веротерпимость. В социокультурном смысле мы обычно говорим об уважении ко всему «иному».
Нельзя не обратить внимание на определение понятия толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию). Толерантность здесь означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира». Это пространное определение очень сложное. В нем переплетены сферы морали, права, политики. Но в целом его можно назвать определением толерантности с точки зрения гуманистической морали.
Трактовка понятия толерантности на разных этапах историко-философского процесса так же было различным. В связи с этим, на наш взгляд, возникает потребность ретроспективного подхода к осознанию такого понятия. Это позволит проследить историю рождения и развития идей толерантности, изучить вопросы их взаимосвязи и взаимовлияния, что, несомненно, имеет значение для социально-философского знания.
Идея толерантности восходит к истории философской мысли. Корни исследования категории «толерантность» имеют долгую историю, начиная с античности. Можно найти следующие определения понятия «толерантности»: стремление к «золотой середине» [4, стр. 267]; преодоление страданий [5, стр. 45]; преодоление соблазна [6, стр. 78]; симпатия [7, стр. 307]; сострадание [8, стр. 134]; всеобщий человеческий долг [9, стр. 123]; сохранение мудрой меры равновесия [10, стр. 181] и др. Важно отметить, что к числу одной важнейших характеристик социально-философских оснований относится религия. Терпимость как принцип общественного устройства вначале утверждается как веротерпимость.
Христианству принадлежит немалая заслуга в формировании социально-психологической терпимости. Терпимость для христианства стоит в одном ряду с такими нравственными категориями как сочувствие, сострадание, самопожертвование, «милость к падшим» и т.п. Однако с самого начала утверждения Православия в государстве оно успешно использовалось политической властью в качестве идеологии, призванной служить интересам этой власти. Отсюда в истории Русского Православия и государства были периоды существования нетерпимости и непримиримости к инакомыслию, а также – периоды терпимости, милосердия.
Теоретическая разработка этого понятия связана с именем Дж. Локка [11, стр. 66]. Идея терпимости становится философской категорией и при дальнейшей разработке выходит за рамки конфессионального значения, однако само становление толерантности, как принципа, регулирующего жизнь общества и культуры, следует выводить из необходимости согласования межконфессиональных разногласий и отнести к периоду XV–XVII веков. 
Именно религиозный опыт послужил в дальнейшем источником оформления новых средств регуляции взаимоотношений между социальными группами, в частности, первых прав и свобод буржуазного общества, а затем и либерализма, с которым связывается феномен толерантности. Принцип терпимости базировался на трех основных элементах, на которых покоится западная культура: уважение к собственности, уважение к правам человека, уважение к правовым институтам общества. 
В истории философской мысли можно обнаружить те или иные социально-философские основания, общие с другими, в том числе и современными, теориями. В рационалистической традиции понятие «терпимость» (Т. Гоббс, К. А. Гельвеций, Ф. Вольтер, Д. Дидро, П. А. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо и др.) рассматривается с позиции обыденно-практического, морального и философского сознания как возможность свободного самоопределения «Я». Особую значимость приобретает совесть как внутренний регулятор поведения человека. Персонализм возводит «терпимость» в моральный принцип, в основе которого – уважение к «другим» и многообразие «идеологических позиций», взаимоуравновешивающих друг друга. Принцип терпимости приобретает значение духовной ценности и необходим как условие стабилизации общественной жизнедеятельности (Ш. Ренувье, Ф. К. С. Шиллер, У. Джеймс, Б. П. Боун и др.).
В марксизме «терпимость» имеет исторически конкретное содержание. Это касается лишь способов и методов разрешения социальных конфликтов и идейных разногласий, но не вопросов верности определенным принципам. В психоаналитической версии толерантность выступает в качестве морального правила, усваиваемого индивидом через воспитание и укореняющегося в психической структуре личности (З. Фрейд, Э. Фромм). Различные школы неклассической философии (философия жизни, философский антропологизм, интуитивизм, аксиологический плюрализм и т.д.) углубляют рефлексию в аспекте переосмысления отношения человека в мире. Встреча со своим существованием происходит в критические моменты жизни, а в акте выбора наиболее остро ставится проблема терпимости как отношение претерпевающего к своему собственному выбору. И. Кант намечает контуры будущего либерального нравственного сознания. Одна из формулировок категорического императива прямо указывает на норматив толерантности: «... поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [12, стр. 134] И. Кант связывает «терпимость» с «толерантностью» и относит ее к всеобщему человеческому долгу. Категорический императив позволяет рассматривать толерантность как акт свободного выбора, определяющий наличие возможности для достойной жизнедеятельности и самоопределенности в нем самого человека. 
Таким образом, постепенно проблема толерантности в истории общественной и философской мысли перестала ассоциироваться с проблемой лишь религиозной терпимости. Л. Ноэль [13], указывает шесть параметров, с помощью которых задается «пространство толерантности»: это раса, класс, гендер, сексуальная ориентация, возраст, умственное и физическое здоровье. К этим сферам проявления толерантности можно добавить сферы знания, коммуникации, международные отношения, политику, этику и др.
Можно утверждать, что если в основании толерантности на Западе лежит веротерпимость, а также права и свободы человека, то на Востоке существовала иная базисная основа. На Востоке, столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы, так же, как и демократический образ правления, не являются приоритетными в системе ценностей человека.
Согласно концепции человека, выработанной в индийской религиозно-философской традиции, человек является духовным существом, представляющим собой результат эманации Бога. Вся деятельность человека предопределена нравственным законом дхармы, который предписывает строгое соблюдение этических правил поведения, в которых заложены основы толерантности – гуманизм, терпимость, борьба с негативными эмоциями, создание позитивного настроя, установленных в соответствии с кастовым делением людей в обществе. Исследуя основы толерантности, можно обратится к рассмотрению инклюзивизма, что позволяет усилить анализ восточных цивилизационных особенностей понимания толерантности. 
Восточные религии характеризуются терпимостью, смысл которой, прежде всего, в невмешательстве. Буддизм проповедует уважение достоинства жизни, содержит учение о ненасилии. Исследуя предпосылки толерантности в буддизме, безусловно, недостаточно ограничиться рассмотрением его как религии, но важно исследовать и некоторые философские традиции сквозь призму толерантности. Теория сознания и Восьмеричный благородный путь представляют основу философии буддизма. Будда не просто говорит о возможности освобождения от страдания, но и указывает путь, следуя которому каждый человек собственными силами, без помощи Будды, способен достичь свободы и сам стать Буддой. Всё это очень отличается от других известных религий – ни одно религиозное учение не признаёт, что человек может своими усилиями сделать себя богоподобным существом. 
Китайская культура, философия демонстрирует широкий спектр разнообразных подходов к осмыслению мира, каждый из которых вносит свою специфику в общее понятие китайской философии. Конфуцианская этика, опираясь на такие этические понятия как «взаимность», «человеколюбие», «золотая середина», «Золотое правило» нравственности, фактически имеет в виду толерантность как добродетель, близкую по смыслу к примиренчеству и осуществляемую в форме личной позиции. Для китайцев толерантность – не простое, а сложное понятие: более того, это важный моральный принцип для индивидуума и этическое правило для общества. 
Цель ислама состоит в сознательном продвижении определенно положительных качеств и умышленном подавлении качеств, определенно отрицательных. К первым относятся, например, вера, справедливость, прощение, сострадание, благодеяние, правдивость, великодушие. Отрицательными качествами человека называются лицемерие, плутовство, злословие, подозрительность, лживость, гордыня и другие. В исламе неукоснительная приверженность положительным ценностям и полное отвержение отрицательных черт личности являются долгом каждого мусульманина, в тоже время Коран говорит о священной войне – джихаде. В светской философии Востока, фальсафа, можно обнаружить основы терпимости и толерантности. 
Таким образом, в результате проведённого исследования социально-философских оснований толерантности выявлены две тенденции рассмотрения онтологических и гносеологических оснований «терпимости»: религиозная, базирующаяся на осуждении интолерантности и гражданская, базирующаяся на познающем разуме, посредством которого достигается оптимальная уравновешенность мировоззренческих притязаний в активной жизненной позиции. Важно определение самого пути идеи толерантности от прошедшего времени до современности.  Жизнь не стоит на месте и идеи, существующие в человеческом обществе, то же претерпевают изменения. 
Но иногда это именно изменение как варианты расширения смысла - обретение нового значения (при неполном отвержении старого). А иногда это искажение идеи, то есть несовпадение идеи и его реального воплощения.
Если в прошлом толерантность зачастую имела значение как понимание и осмысление чужих идей относительно жизни человека и общества, то в трактовке современного либерализма с его культом личной свободы толерантность стала истолковывать как безусловное принятие таких чужих идей.
Так что же представляет современная толерантность - изменение первоначальной идеи или ее искажение в угоду существующих идеологий? Однозначного ответа, может быть, и нет, но мы склоняемся к «искажению».
Использованные источники
Медавар П., Медавар Дж. «Наука о живом»
http://comm-psy.ru/2010/09/45-tolerantnost/ Словарь по психологии.
http://www.bibliotekar.ru/brok.htm/ Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Аристотель. Этика Аристотеля. - СПб., 1908.
См Антология мировой философии. В 4-х тт. - Статьи: Фома Аквинский. - М., 1969-1972.
Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М, 1986.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.
Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре или Принципы политического права. - М.,1938. - 124 с. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. - СПб., 1907.
Кант И. Сочинения в 6-ти т. - М, 1963 -1966.
См.: Гете И.В. Страдания Юного Вертера. Соч. в 2-х т., Т. 1. - М. 1985.
Локк Дж. Опыт о веротерпимости// Сочинения: в 3 т. М.: Мысль 1988, стр. 66
Кант И. Религия в пределах только разума. – М., 1988
Noel, L. Intolerance. The parameters of oppression [Text] / L. Noel. – McGill-Queen's University Press, 1994. – P. 110.