Разработка проекта урока окружающего мира Про больших и маленьких 1 класс


«Методическая разработка проекта урока»
Ляхманова Светлана Владимировна,
Учитель начальных классов,
МОБУ «Кемлянская СОШ»
Окружающий мир
1 класс
Урок 26Тема: ПРО БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ
Цели деятельности учителя: создать условия для уточнения знаний о том, как животные заботятся о своем потомстве на примере поведения птиц и млекопитающих, как появляется потомство у животных на примере развития лягушки; способствовать формированию навыков составления устного рассказа по рисунку и чтения (на материале учебника).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся называть детенышей животных, рассказывать об особенностях появления потомства у животных; получат возможность научиться называть и характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что у него лучше всего получилось; вносить необходимые изменения в решение задания.
Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: понимают необходимость изучения окружающего мира.
Материально-техническое обеспечение урока: Презентация, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.
– Сравните слова «лягушка» и «головастик». Как они связаны между собой?
- Сформулируйте тему и цели урока.
– Сегодня на уроке узнаем, как на свет появляются лягушки и другие животные. (Слайд 1,2)
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 52–53).
– Рассмотрите рисунок в центральной части разворота. У каких животных весной появляются детеныши? (Слайд 3,4)
– Назовите их. (У кабана – поросята, у медведя – медвежата, у утки – утята, у зайца – зайчата, у белки – бельчата, у лягушки – головастики.)
– Рассмотрите рисунок на левой странице. Все ли детеныши похожи на своих родителей? (Нет, например головастики лягушек не похожи на взрослую лягушку.) (Слайд 5,6)
2. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказ «Чудесное превращение».
Затем ученики, опираясь на рисунок в книге, самостоятельно рассказывают, как на свет появляются лягушки.
– Прослушайте небольшой текст о единственной в наших краях лягушке, самцы которой заботятся о подрастающих малышах.
Учитель читает рассказ в хрестоматии «Заботятся ли лягушки о своем потомстве?».

Гусята у водицы гогочут, голосят.
Глядит не наглядится гусыня на гусят.
Глядит не наглядится, гусятами гордится:
– Га-га! Гусята эти горластей всех на свете!
в. Лунин
3. Работа по учебнику.
– Рассмотрите рисунок на с. 53. Похожи ли птенцы на своих родителей? (Только что появившиеся на свет птенцы на своих родителей мало похожи.) (Слайд 7.8)
– Верно. Цыпленок мало похож на свою маму – курицу, а утенок – на утку. И хотя утята сначала не умеют плавать, они не так беспомощны, как птенцы, например, ласточки, воробья или синицы, которые вылупляются из яиц слепыми, голыми или с редким пухом и, конечно, не умеют летать. Как же птицы-родители заботятся о птенцах? (Взрослые птицы высиживают яйца в гнездах, а когда появляются птенцы, то приносят им корм, согревают своим теплом, охраняют от врагов.)
4. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказы «Много ли у птиц весной забот?», «Много ли пищи надо птенцам?», «Почему кукушка птенцов не выкармливает?». После чтения учащиеся отвечают на вопросы в конце каждого текста.
III. закрепление изученного материала.
1. Игра «Доскажи словечко». (Слайд 11-16)
Помогите малышам: потеряли дети мам.
Без родителей, одни попадут в беду они.
Помогите малышам! Поскорей найдите мам!
Жеребенок тонконогий бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший – не догонит мама ... .
Шею вытянул гусенок, озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына под крыльцом нашла … .
Верблюжонок у ворот маму жалобно зовет.
Не бойся, не заблудится, придет домой ... .
Что стряслось у индюшат? Почему они спешат?
У сарая за кадушкой червяка нашла ... .
– Эй, утята, вы куда? Здесь собачья будка!
Ждет вас около пруда ваша мама ... .
Олененок-озорник за кустом к земле приник.
Притаился тихо-тихо: пусть поищет ... .
Опустив печально хвостик,
Маму ждет послушный ослик.
Целый день должна трудиться мама ослика – ... .
Забрели четыре брата в поле сладкого овса.
– Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет ... .
Куда бы спрятаться козленку?
Какой-то зверь летит вдогонку.
Не бойся! – это стрекоза. Прогонит вмиг ее ... .
Купаться в речке страшновато,
Залезли в лужу поросята.
Умылась дружная семья – не узнает детей ... .
– Ну-ка марш назад, цыплятки!
Залезать нельзя на грядки!
Ищет вас, волнуется
Ваша мама ... .
– Му-у! – мычит теленок. – Му-у!
Очень грустно одному!
– Му-у! – охрип малыш от рева.
– Му-у! – нашла его ... .
Малыши и мамы рады – снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят малыши благодарят.
Я. Пишумов
Вывод: животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем.
2. Игра «Узнай мой домик». (Слайд 17-18)
Учитель читает загадки. Ученики называют животное и его дом-постройку.
Роет, роет, роет,
Ход подземный строит,
Роет – строит ловко
Спальню и кладовку.
(Крот – нора.)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход!
(Бобер – хатка.)
Модница крылатая:
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
Ловко вылепит гнездо,
Высоко висит оно.
(Оса – гнездо.)
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик над окном
Из травы и глины.
(Ласточка – гнездо.)
Вывод: многие животные строят жилища для себя и своего потомства.
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Что нового вы узнали на уроке? (Слайд 19)
– Когда появляется потомство у животных?
– Как появляется потомство у лягушек?