Конспект урока по окружающему миру ПНШ 2 класс Про больших и маленьких


Урок окружающего мира по теме: "Про больших и маленьких"
УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс
 Цель: На примере развития лягушки познакомить учащихся с появлением потомства у животных.
Выяснить, как животные заботятся о своём потомстве (на примере птиц и млекопитающих)
Задачи:
Ознакомить с термином «млекопитающие» животные.
Продолжить формирование навыка устного рассказа по рисунку, навыка чтения.
Личностные УУД.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 этап: Самоопределение к деятельности.
Цель этапа: подготовка  обучающихся к  предстоящей работе на уроке.
Формируемые УУД:  позитивное отношение к предстоящей деятельности,  включение  в учебную деятельность.Прозвенел для всех звонок
Начинаем мы урок.
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
Внимание на монитор
Слайд-1 (Мульт) «Мама для мамонтёнка»
-Что произошло в мультфильме?(Мамонтёнок потерял маму)
-Мы должны найти маму для мамонтёнка из мультфильма. Включаются в учебную деятельность.
Дети получают эмоциональный настрой.
II этап. Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока)
 Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.
Формируемые УУД: овладение логическим  действием обобщения; построение рассуждений на основе известных понятий.
- я предлагаю отправиться в лес (2 Слайд (Лес)МЫ В ЛЕС на поиски ПОЙДЁМ.
СМЕКАЛКУ, ФАНТАЗИЮ НАШУ ВОЗЬМЁМ.
ДОРОГОЙ С ПУТИ НИКУДА НЕ СВЕРНЁМ
ДОБЬЁМСЯ УДАЧИ ВЕЗДЕ И ВО ВСЁМ.
- А кого мы можем встретить в лесу?
А попробуйте отгадать загадки.
(На партах карточки со словами. Прочитайте и догадайтесь к какому животному относится.)
Медведь малина берлога косолапый ревёт мёд
Заяц трусишка длинные уши косой короткий хвост любит морковку
Лягушка зелёная квакушка живёт в болоте ловит комаров скользкая
Птица летает ест мошек гнездо перо клюв
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … (медведь) ( щелчок)
- глаза на карточки со словами читаем
-назовите слова характеризующие медведя ?Мчится без оглядки
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка.
кто же это? (зайка) ( щелчок)
- какие слова подойдут зайцу читаем?
В болоте под кочкой
Зелёная певунья.
Весь день: КВА да КВА
Поёт попрыгунья. (лягушка) ( щелчок)
- читаем что нужно лягушке
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …(птица) ( щелчок)
- Что можно сказать о птице? Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал.
Читают карточку, соотносят с животным.
III этап. Постановка учебной задачи
 Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. 
Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя; понимание учебной задачи и стремление её выполнить;  готовность слушать и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; использование анализа, сравнения для выявления общих и различных свойств понятий; Мы с вами говорили о взрослых животных или маленьких? Слайд
-А знаете ли вы, когда птица не летает, лягушка не прыгает, еж не колется?
-А когда мы медведя называем мишкой, медвежонком? (Когда он маленький)
-Откройте учебники и прочитайте тему урока «Про больших и маленьких». Включились в учебную деятельность.
Отвечают на вопросы.
IVэтап. Изучение новой темы (Решение учебной задачи) Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.
Формируемые УУД: овладение начальными сведениями об объектах живой и неживой природы, а также базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами, активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.Работа с учебником.
Рассмотрите рисунок в центральной части учебника. У каких животных весной появляются детеныши? (Работа с учебником стр. 52-53)
-Нашли маму для мамонтёнка?
Помогите малышам: потеряли дети мам.
Без родителей, одни попадут в беду они.
Помогите малышам! Поскорей найдите мам!
-Работа в парах с карточками. - Найдите семью животных.
ФИЗМИНУТКА «Партизаны в лесу проверяют правильность выполнения задания)-Проверяем, всё ли верно!
Жеребенок тонконогий бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший – не догонит мама ... . (покажите семью.)
Шею вытянул гусенок, озирается спросонок.
Еле-еле соню-сына под крыльцом нашла … .Верблюжонок у ворот маму жалобно зовет.
Не бойся, не заблудится, придет домой ... .
Забрели четыре брата в поле сладкого овса.
– Эй, пора домой, ягнята! Вас домой зовет ... .
Куда бы спрятаться козленку?
Какой-то зверь летит вдогонку.
Не бойся! – это стрекоза. Прогонит вмиг ее ... .
Купаться в речке страшновато,
Залезли в лужу поросята.
Умылась дружная семья – не узнаёт детей ... .
Малыши и мамы рады – снова вместе, снова рядом.
И за помощь всех ребят малыши благодарят.
. Отвечают на вопросы.
Дети поднимают карточку вверх
Vэтап. Первичное закрепление 
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.
Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;   осуществлять проверку группового задания;  осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  готовность слушать собеседника.
-А теперь я хочу проверить какие вы внимательные.
-Все ли детеныши похожи на своих родителей? Слайд БОЛОТО
Куда мы с вами пришли? (болото)
Кто живёт в болоте?
- Ребята, вам интересно узнать как появляются на свет лягушки? Послушаем Ксюшу, которая подготовила сообщение «Как лягушонок на свет появился»
Только самцы остромордой лягушки заботятся о потомстве. Все остальные не интересуются о своих детёнышах.
-Вам было интересно? Похожи ли детеныши лягушки на маму? ВЫВОД:
Не все детеныши похожи на родителей. А как же наш мамонтенок? (Щелчок)
Физминутка. «Три медведя»
Слайд. БЕРЛОГА
Мы пришли в чащу леса. Кто живет в берлоге? Для чего нужен такой дом медведям?
Работа с хрестоматией с. 62
А теперь я хочу узнать, внимательно ли вы слушали.
- Что делала медведица зимой?
- Чем питались малыши в берлоге?
«У новорожденных зверей нет зубов, и они питаются молоком матери СЛАЙД и их называют – млекопитающие. «Млеко»-молоко».
Вспомните, какие животные, когда только появляются на свет питаются молоком матери?
Вывод: все животные, тело которых покрыто шерстью (звери) – млекопит.
Сообщение Ксюши.
Чтение хрестоматии, ответы на вопросы.
Дети называют животных
VI этап. Обобщение и закрепление.
Цель этапа: обобщение и закрепление Формируемые УУД: становление познавательных процессов: внимания, памяти, мышления,  а также мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
Следующее животное, которое мы встретим в лесу это… СЛАЙД ЕЖИК
-Чем покрыто его тело? Он млекопит-Какое это животное? Что необычного вы видите?( без иголок)
Мама-ежиха тоже кормит их молоком. Она очень заботливая мама. И когда они переходят с места на место, то держатся зубами за хвост идущего перед ними.

Собирают разрезную картинку зайца.
Отвечают на вопросы.
VII этап. Рефлексия
Цель этапа: проверка достижения собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.
Формируемые УУД: умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознание личностного смысла учения; закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. 
Слайд. (пение птиц) –Чьи голоса вы слышите в лесу?
Как заботятся о своих птенцах птицы? (Строят гнезда, кормят червяками, жуками)
- Похожи ли птенцы на своих родителей?
Они проклёвываются из яиц сначала слепыми, голыми или с редким пухом и, конечно, не умеют летать
Теперь, ребята, сможете ответить на вопрос, когда птица не летает, лягушка не прыгает, еж не колется? СЛАЙД
- Что узнали о больших и маленьких?
«Что они при рождении не всегда похожи на своих родителей, многие из них слепые, без зубов не умеют летать, прыгать и даже нет шерсти и колючек. Тех, кто питается молоком матери, называют – млекопитающими».
А что же мамонтенок? Слайд видео
Самооценка. –
Понравилось вам путешествие?
Наряжаем дерево листочками.Отвечают на вопросы.