Доклад Особенности обучения учащихся начальных классов, имеющих речевую патологию, в условиях детского дома

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

В последние годы отмечается увеличение детей, нуждающихся в логопедической помощи. По результатам обследования воспитанников за 2009 - 2012 годы из 100% детей, вновь поступивших в детский дом, 80-85% имеют нарушения устной и письменной речи. Как видно из опыта работы, дети в семье, на протяжении всего дошкольного возраста накапливают необходимый словарный запас, овладевают грамматическим строем речи, у них формируется готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. У большинства детей, поступающих в детский дом и имеющих различные формы речевой патологии, происходит отставание в развитии этих процессов, что в дальнейшем ведёт к трудностям в освоении школьной программы. Дети поступают с социально-педагогической запущенностью, не имеют начальной базы, того развития, что проходит ребенок в семье. Обозначенный контингент детей составляет основную группу риска по неуспеваемости. Трудности овладения письмом, иначе говоря, различные виды дисграфий, явление нередкое в начальной школе. Они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позднее, отчетливо проявляясь при повышении требований к письменной речи. По мере усложнения школьной программы все чаще имеет место проявление того или иного вида дисграфии, устранение которой с каждым годом становится все сложнее.

Формирование правильной речи ребенка – одна из основных задач школьного образования. Ежегодное увеличении количества школьников, нуждающихся в логопедической помощи обозначает проблему создания оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей.
Для более успешного обучения воспитанников, имеющих нарушения речи, необходимо установление тесной двусторонней связи учителя-логопеда и учителя начальных классов. И учитель и логопед стремятся к общей цели – дать качественное образование школьникам.
Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития. Задача логопеда – устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе.
В свою очередь учитель начальных классов, продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки, т.е. происходит интеграция коррекционно-логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.
Одна из важнейших причин возникновения школьных проблем, как говорилось ранее, отставание ребенка в речевом развитии и проявляется оно:
в неточности понимания многих слов,
бедности словарного запаса,
дефектах произношения и т.д.
В дальнейшем к этим недостаткам присоединяются нарушения чтения и письма. При чтении и на письме появляются специфические ошибки,
в основе которых лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи, которые проявляются в пропусках гласных и согласных, выпадении и перестановке слогов, недописывании слов, неправильном написании предлогов и приставок, образовании аграмматизмов и неумении применять на письме некоторые грамматические правила. Учителю сложно преодолеть эти специфические ошибки обычными школьными методами.
Трудности в формировании пространственно-временных ориентировок ведут к трудностям усвоения многих предметов: чтения, письма, физкультуры, рисования. Не нашедшие разрешения в начальном обучении, эти проблемы переносятся на следующую ступень. Из-за нарушения чтения возникают трудности решения текстовых задач по математике.
Работа учителя-логопеда нацелена не на повторение изученного в классе, а на восполнение пробелов в развитии средств языка и функций речи.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Дисграфия и дислексия чаще всего сопровождают друг друга. Для современной общеобразовательной школы характерна буквально катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Огромная роль отводится раннему выявлению предпосылок дисграфий у дошкольников. Необходимость этого диктуется тем, что весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго определенным закономерностям, при которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования последующего. Поэтому выпадение какого-то одного звена препятствует нормальному развитию и других, «надстроенных» над ним, звеньев.
Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, логопед тем самым развивает у учащихся познавательные способности, совершенствует психические функции.
Полноценная речь детей – это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге- способ достижения наилучшей социальной адаптации.
Основная нагрузка в формировании речи приходится на уроки русского языка и чтения. На своих уроках, после чтения текста или рассказа я провожу словарную работу, объясняю детям значения новых слов. Вовлекаю учеников в беседу с помощью наводящих вопросов. Когда воспитанники отвечают одним словом, я ставлю перед ними задачу научиться давать полные ответы на вопрос, говорить правильно, законченными предложениями. Помогаю им строить эти предложения. У многих учеников в классе произношение звуков неправильное. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Поэтому частью урока являются "артикуляционные минутки". Использование пальчиковых игр играет большую роль для развития речи детей, подготавливает их к письму, постепенно исчезает скованность движений.
Таким образом совместная работа учителя начальных классов и учителя-логопеда, способствует значительному увеличению словарного запаса, улучшении произношения. Но все же нельзя забывать о том, что те умения и навыки, которые у семейных детей оказываются сформированными задолго до поступления в школу, у детей из неблагополучных семей совершенствуются лишь после поступления в школу и постоянных регулярных занятий с учителями, где часть навыков формируется заново. Результатом коррекционной работы логопеда и обучения учителем должен стать ученик, осознающий свои ошибки и стремящийся их исправлять, стремящийся к успехам в школе, любознательный и готовый самостоятельно учиться. В завершении хотелось добавить слова Константина Ушинского "Самостоятельность головы учащегося- единственное прочное основание всякого учения".



15