Статья на тему Особенности работы в рамках профориентации и профессионального самоопределения с воспитанниками детского дома.


Особенности работы в рамках профориентации и профессионального самоопределения с воспитанниками детского дома.
Дети, оставшиеся по тем, или иным причинам, без родительского попечения, воспитывающиеся в условиях учреждения, безусловно, имеют некоторые отличия от детей, которые воспитываются в условиях семьи.
Рассмотрим некоторые из них.
В основном, дети, оставшиеся без родительского попечения, имеют негативный социальный опыт в связи с тем, что зачастую, родителей лишают родительских прав из-за асоциального образа жизни, который порождён их пагубными привычками. Это, в свою очередь, влияет на формирование социально-неодобряемых, или вовсе, социально-неприемлемых моделей поведения у детей в таких семьях. Кроме того, дети, появившиеся в асоциальных семьях, в 90% случаев имеют ряд врождённых и приобретённых заболеваний. Это различные виды умственной отсталости, задержка психического и физического развития, травмы, полученные в результате недосмотра за детьми, или в результате сознательно нанесённых увечий и пр. С таким «багажом», ребёнок по определению испытывает большие затруднения в адаптации, общении, обучении. Как правило, из-за большого количества пропусков учебных занятий по уважительным а, чаще, неуважительным причинам, база знаний у такого ребёнка не соответствует программным требованиям школьного обучения. Педагогическая запущенность приводит к тому, что тех знаний, умений и навыков, которыми овладел ребёнок в неблагополучных условиях, как правило, не хватает для дальнейшего успешного профессионального обучения. Кроме всего прочего, определённый жизненный опыт препятствует успешному профессиональному самоопределению. Это связано с тем, что у таких детей, неустойчивая, и чаще, неадекватная – заниженная или завышенная самооценка. У некоторых высокий уровень притязаний не соответствует реальным способностям и возможностям.
Пьющие, злоупотребляющие наркотическими, психоактивными веществами, родители таких детей, чаще всего лишаются работы, в связи с чем, ребёнок не имеет реального представления, для чего, зачем и каким образом нужно получать профессию, ходить на работу и пр. Некоторые родители начинают нарушать закон, и даже втягивают в это своих детей, в связи с тем, что им надо на что-то жить – есть, пить, одеваться, а так же решать проблемы, вызванные пристрастием к алкоголю, наркотикам и пр. Так, к примеру, воровство, разбой, проституция, возникает как следствие отсутствия средств к существованию. Такой опыт приводит к формированию у детей определённой точки зрения на трудовую, учебную и другую общественно полезную деятельность. «Для чего я буду учиться, если я сворую, «продам» себя и т.д. Вот он лёгкий и быстрый путь к большим(!) доходам». Социальный статус, престиж, нравственные ценности для ребёнка с такой жизненной позицией, не имеют никакого значения. Впоследствии, такие люди группируются, ведя асоциальный образ жизни, деградируют, погибают, либо, попадают в места лишения свободы, а их дети – в детские дома.
С другой стороны, в условиях детского дома, у воспитанников постепенно начинает формироваться иждивенческая позиция. Им начинает казаться, что Государство у них в долгу и оно им обязано, что можно получить желаемое и необходимое, не прилагая для этого особых усилий. Если при этом, у ребёнка неустойчивая, либо, несформированная учебная мотивация, присутствуют отклонения в развитии и в поведении, такому ребёнку, даже при условии, что он выберет какую-либо профессию, и учебное заведение для дальнейшего профессионального обучения, очень тяжело будет освоить её. Соответственно, сможет ли он в дальнейшем работать по этой профессии – большой вопрос.
Кроме того, в результате регулярного взаимодействия с довольно большим, но, тем не менее, постоянным кругом общения, отсутствие возможности уединения, у таких детей не формируется глубоких эмоциональных привязанностей. Отношения поверхностны, так же, как и эмоции.
Вместо семейного «МЫ» у таких детей формируется детдомовское «МЫ», которое впоследствии та же оказывает негативное влияние на профессиональное самоопределение воспитанников. Ребёнок, равняясь на большинство, утрачивает свою индивидуальность, а вместе с тем, своё мнение, свою адекватную самооценку.
Для того чтобы ребёнок, лишённый родительского попечения, смог получить достойное образование, вырасти гармонично развитой личностью, освоить профессиональную деятельность, стать достойным гражданином, родителем, перед педагогами детского дома поставлены следующие задачи:
Формирование активной жизненной позиции.
Формирование адекватного представления о семье и семейной жизни.
Пропаганда здорового образа жизни.
Профилактика формирования противоправных тенденций.
Формирование устойчивой адекватной самооценки.
Формирование устойчивой учебной мотивации.
Умение организовать свой досуг с пользой для себя и окружающих и т.д.
Работа педагогов детского дома осложняется тем, что помимо своей воспитательно-образовательной деятельности, они выполняют функции родителей. Им необходимо сформировать у детей умение любить, уважать, чувствовать настроение другого человека, дать понятие толерантности, умение достойно принимать отличия других людей, других традиций, формировать не только умение оказывать помощь и поддержку, но и умение достойно принимать их от других.
Обязательное условие успеха деятельности педагогов детского дома, заключается в непрерывном последовательном взаимодействии друг с другом всех специалистов и служб учреждения. Без этого процесс воспитания, обучения и развития не принесёт ожидаемого результата.
Ребёнок, воспитывающийся в условиях детского дома, часто очень боится выпуска в другую, «взрослую» жизнь. Поэтому, задача педагогов сводится ещё и к тому, чтобы у детей присутствовало чувство уверенности в себе, своих способностях и возможностях. Осложняется задача тем, что у многих детей, воспитывающихся в условиях семьи больше возможностей к обучению понравившейся, либо престижной профессии, так как обучение может осуществляться на платной основе, за счёт родителей. У воспитанников детского дома такой возможности нет. Им приходится рассчитывать только на свои знания и умения. И от того, как сработают педагоги детского дома, будет зависеть уровень этих знаний и умений у воспитанников, а, следовательно, и возможность выбрать престижную профессию и успешно освоить её.