Статья Особенности формирования у детей навыков самоорганизации в условиях детского дома


Особенности формирования у детей навыков самоорганизации в условия детского дома
В настоящее время в подростковой и молодёжной среде слабо развита культура гражданского поведения, низкая мотивация к участию в общественно - политической деятельности, присутствует правовой нигилизм, что провоцирует асоциальное поведение несовершеннолетних.
Особенностью воспитания детей, воспитывающихся в условиях детского дома, является создание комплекса условий, обеспечивающих психологическую, медицинскую помощь, включая коррекцию поведения подростка и его адаптацию в обществе, а так же получения им образования и профессионального самоопределения.
Для того чтобы воспитанник полноценно развивался как личность, необходимо формировать у него способность осуществлять рефлексильный контроль, что создает предпосылки для актуализации у ребенка создание самоценности своей человеческой сущности, внутренней активности, направленной на развитие собственных физических интеллектуальных и духовных сил, внутренней целостности и значимости социальных связей, постижение смысла жизни.
Главное состоит в том, чтобы пробудить в воспитаннике потребность к самопознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию.
Выработка собственного характера и мировоззрения, закалка воли в процессе преодоления своих слабостей – таков путь, который должен пройти каждый, выстраивая себя как личность.
Задача воспитателя состоит в том, чтобы научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Главным мотивационным фактором поведения, основы саморазвития является правильное удовлетворение и использование потребностей детей. Удовлетворение той или иной потребности происходит в процессе деятельности. Механизм удовлетворения этих потребностей: 1) познание; 2) испытание (проба); 3) реализация.
Именно в этих процессах удовлетворения потребностей и происходит присвоение опыта деятельности.
Жажда удовлетворения потребностей настолько сильна, что если они не удовлетворяются общественно одобряемыми способами, то находит выход в плохих проявлениях.
Воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса – ориентацию и функционирование воспитательных форм, методов, приёмов. Самовоспитание – это вторая, скрытая часть процесса, внутренняя деятельность ребёнка, которая выражается в восприятии, определенной переработке и присвоении личностью внешних воздействий.
Можно ли влиять на эти внутренние процессы саморазвития и самосовершенствования, задавая определённое направление? Можно, если наладить связь с внутренним миром личности. Для этого необходимо тщательно изучать эту личность. Воспитатель должен стремиться узнать ребёнка, каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всём его величии.
Нужно знать ребёнка в коллективе и наедине с собой и со своей совестью, в радости и горе. Воспитатель должен знать побудительные причины негативных и позитивных деяний. Только тогда мы сможем почерпать в самой природе человека средства воспитательного воздействия. Для этого существуют и используются нами различные диагностики.
Средством формирования у воспитанников самоорганизации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей как в группа, так и за её пределами. Основу такой деятельности сопоставляют ситуации, когда ребёнок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться легко и быстро ориентироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействие внешней среды, осваивать разные социальные роли.
Усилия педагогов должны быть направлены на расширение социальных моделей поведения через включение детей в деятельность, предоставляющую иной социальный опыт и другие способы взаимодействия, учёт и предоставление воспитанникам в содержании деятельности я взаимоотношениях четких и ясных путей перевода намерений и желаний в план конкретных действий; повышение самооценки как за счёт ситуаций успеха, так и с помощью «позитивных социальных ярлычков»; включение детей в новые группы сверстников с целью создания опыта взаимодействия; сочетание индивидуальных и групповых занятий; моделирование реальных социальных ситуаций, выбора, личной ответственности и личностной автономии.
Умение отдавать себе отчёт в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития человека. Формированию данного умения способствуют ситуации жесткого вопроса «чего ты хочешь?». Вопрос необходимо ставить перед ребёнком в минуту необъяснимых его реакций или нежелательного поведения.
Положительные результаты по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих ту или иную ситуацию даёт деловая игра. В ходе игры участники не просто участвуют, они проживают этот момент, вовлекаются в деятельность, воспринимают игровую модель реально.
В процессе работы увеличивается сплоченность, эффективное достижение результата невозможно без деятельности всех участников. Игра способствует выявлению реальной конфликтности, помогает выявить факты, мешающие дальнейшему возможному развитию и разрешить их, обозначить в ходе общего группового анализа.
Метод «Карусель» вовлекает всех учащихся в дискуссию, даёт возможность каждой группе поделиться своими идеями и продолжить работу по обмену идеями или информацией на равных для всех условиях. Этот метод используется для развития навыков и умений убеждения.
Интерактивный метод «Мозговой штурм» даёт возможность каждому принять участие в работе, побуждает использовать воображение и творческий подход.
Например, предлагается выразить прилагательным, каким должен быть современный человек (мнения записываются).
Затем проводится ранжирование, выделяются три главных, определяющих критерия современного человека. Далее приводятся аргументы «за» и «против» выдвинутых позиций.
Проектные и технологические игры в воспитательном процессе учат воспитанников установлению дружеских, доброжелательных отношений, навыкам предъявления требований и подчинения требованиям, сотрудничеству.
Самоорганизация, как процесс упорядочивания и структурирования жизни, помогает воспитанникам:
- осознать жизненные потребности, как объекты коллективных интересов;
- определить позиции и функции каждого;
- осознать нравственные формы жизни;
- проявить ответственность за себя, группу, коллектив.
Формируются жизненные навыки:
- иметь свою точку зрения;
- уметь понять других, выразить свое мнение;
- аргументировать свою точку зрения;
- бесконфликтно согласовывать свою точку зрения;
- брать ответственность за себя, свои поступки, дела группы, коллектива;
- иметь опыт участия в детском самоуправлении;
- уметь ставить цели, планировать шаги достижения цели;
- иметь решимость сделать шаги.
Главные педагогические условия формирования самоорганизации детей следующие:
Личный пример
Индивидуальные поручения и назначения (не оставить без внимания и дела никого, рефлексия)
Коллективная деятельность

Литература
Пидкасистый П. И. Педагогика наследия Росси. 2007 г.
Сластенин В. А. и другие. Общая педагогика в 2-х частях – М: Академия,2008 г.
Подласый И. П. Педагогика. М: Просвещение, 2007 г.
Харламов И. Ф. Педагогика – М: Юрист, 2006 г.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С. А. Смирнова. М: Академия, 2008
Силевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х томах. М: НИИ школьных технологий, 2006 г.
Комплексная программа развития образования РБ на 2009-2013 гг. - Уфа, 2009 г.
Конвенция ООН «О правах ребенка» - М., 2005 г.
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.1178-02. М., 2005 г.
О внесении дополнений и изменений в закон РФ «Об образовании» - М., 2007 г.
О внесении изменений и дополнений в закон РБ «Об образовании» - Уфа, 2008 г.
Дети-сироты с ограниченными возможностями, малообеспеченные, девлантные.
Концепция и программа развития Башкирского национального образования. Уфа, 2004 г.
Концепция и программа формирования гражданина нового Башкортостана – Уфа, 2004 г
Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – Уфа 2005 г.
Программа профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения. – Уфа, 2005
Программа развития дополнительного образования детей РБ на 2007-2011 гг. Уфа: БиРО, 2007 г.
Разноцветный мир детства: детские общественные организации. – М., 1999 г.
Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М., 1995 г.
Гражданское образование: технологии интерактивные формы работы (автор-составитель О.А. Северина). Волгоград: Учитель, 2009 г.