Конспект занятия по туризму


Конспект занятия
ПО ТУРИЗМУ
« Личное и групповое снаряжение юного туриста»
Соловьева Марина Юрьевна
учитель физической культуры
2017
Пояснительная записка
Туризм – одно из самых увлекательных и разнообразных видов деятельности человека. Это не только познание окружающего мира, но и умение найти своё место в этом мире, проверить свои возможности, обрести уверенность в себе.
Детский туризм – это ещё и способ оздоровления детей, воспитания самостоятельности, чувства ответственности, любви к своей родине.
Итогом теоретических и практических занятий в туристско – краеведческой деятельности являются походы.
Совершение туристского похода требует необходимого туристского, снаряжения. Его условно можно разделить на личное, групповое и специальное снаряжение.
Перечень личного снаряжения туриста должен включать в себя самые необходимые вещи с учетом сложности и вида похода, климатических условий данной местности.
Данное занятие является итоговым по разделам « Личное снаряжение и уход за ним», « Групповое снаряжение и уход за ним ».
Выбор формы проведения занятия обусловлен тем, что данная форма активизирует учащихся, даёт им возможность показать свои знания, умения, навыки по данному разделу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям учащихся.
Занятия в форме игры, соревнования повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, развивает мыслительные способности, а командная форма соревнования развивает умение работать в команде, повышает чувство личной ответственности.



Конспект занятия
Тема занятия: Личное и групповое снаряжение юного туриста.
Тип занятия: Занятие обобщающее.
Форма проведения: Игровая.
Продолжительность занятия: 45 минут
Цель: Обобщение и закрепление знаний о личном и групповом туристском снаряжении, умений и навыков пользования снаряжением
Задачи:
Обучающая: закреплять знания о туристском снаряжении,
формировать умение применять знания в практике:
использовать снаряжение по назначению.
Развивающая: развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитывающая: воспитывать умение работать в коллективе,
уважать мнение товарищей.
Методы и приёмы:
словесные методы (беседа, объяснение),
наглядные методы (карточки, электронное пособие, использование снаряжения),
игровой и соревновательный методы,
метод проверки и оценки знаний,
методы поощрения
Предварительная работа:
Теоретические и практические занятия по разделам
« Личное снаряжение и уход за ним»,
« Групповое снаряжение и уход за ним
разделение группы на две команды с капитанами,
придумывание названия.

Материалы и оборудование:
Предметы личного и группового снаряжения
( 2 рюкзака, 2 ковра, 2 спальника, 2 набора посуды ( миска, ложка, кружка), 2 каски,2 страховочные системы,
карабины, веревки, перчатки 2 компаса, 2 фонарика и
набор предметов, не являющимися туристским снаряжением (зонтик, книга, мяч и т.д)

карточки с названиями различных предметов, в том числе личного снаряжения, карточки с изображением предметов группового снаряжения,
электронное пособие, 2 палатки одинаковой конструкции,
секундомер
«Путёвки» в походы.



Ход занятия
№ п/пСтруктура занятия Время Содержание занятия
1. Подготовительная часть
1.1. Организация
занятия
Организа-ционныймомент
2 мин. В спортивном зале 2 скамейки поставлены противоположно в одной части зала, так, чтобы было пространство для проведения подвижной части занятия, у центральной стены монитор для показа слайдов, рядом стол с пособиями, наборы личного и группового снаряжения.
Учащиеся садятся на скамьи по командам
( составы команд их названия и капитаны определены перед занятием)
1.2. Вводная часть
Слово педагога 2 мин. Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами вспомним и повторим всё, что должны знать юные туристы о личном и групповом снаряжении, без которого не может пройти ни один поход. Занятие будет проходить в форме игры – соревнования. Две команды
( названия ) во главе с капитанами (имена) будут выполнять различные задания, и получать за правильные ответы вот такие баллы в виде магнитиков. Если задание выполнено правильно – команда получает один балл, если ответ неполный –полбалла. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победителем. Команды готовы к соревнованию? Тогда начинаем.
2. Основная часть
Слово педагога
Выполнение
задания
Слово
педагога
Выполнение задания
Слово
педагога
Выполнение
задания
Слово педагога
Слово педагога
Слово педагога
35 мин. Ребята, давайте в начале вспомним, какое снаряжение мы называем личным?
( ответ одной команды).
Какое снаряжение мы называем групповым? (ответ другой команды)
Вы ответили верно: личное снаряжение – это все те предметы, которые используются каждым туристом лично, только им самим, а групповое предназначено для всей туристской группы.
А теперь приступим к выполнению заданий.
Задание 1. Ребята, сейчас на мониторе будут появляться загадки для каждой команды поочерёдно ( Приложение 1.). Если команда отвечает правильно, появится изображение отгадки, если команда ответит неправильно, то может ответить другая команда.
Загадки:
1.)« Он с тобою и со мной
Шёл лесными стёжками,
Друг походный за спиной
На ремнях с застёжками»
( Рюкзак)
2.) « В поход идут и дом берут
В котором дома не живут»
( Палатка)
3.) «Раз любишь ходить ты в походы пешком по тропкам и ближним и дальним, не забудь запастись ты мешком, не простым, а …
( Спальным)
4.)»Хоть и ростом не велик,
А к почтению привык.
Перед ним дубы и клёны
И берёзы бьют поклоны.»( Топор)
5.) «В кармане моём
Замечательный друг,
Он знает, где север
Он знает, где юг»
( Компас)
6.) «Он в походе очень нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нём уху сварить.
Чай и кофе вскипятить»
( Котелок)
( Подводятся итоги выполнения первого задания)
Задание 2. Ребята, у меня на столе лежат карточки с изображением различных предметов (Приложение 2). За одну минуту команды должны выбрать по пять карточек с изображением предметов группового снаряжения, причём делается это поочерёдно каждым участником команды. Берётся только одна карточка.
(Выполняется задание, подводятся итоги).
Задание 3.
Каждая команда получает набор карточек с названиями различных предметов (Приложение 3.), из которых за 1 минуту нужно выбрать карточки с названиями предметов личного снаряжения.
( Команды выполняют задание, оценивается правильность его выполнения).
Задание 4. «Укладка рюкзака»
(Приложение 4)
Ребята, в какой предмет личного снаряжения укладываются все остальные предметы и личного и группового снаряжения?
Правильно, в рюкзак. Сейчас команды в форме эстафеты будут укладывать свои рюкзаки.
Капитан держит рюкзак, а каждый участник команды поочерёдно бежит к месту, где находятся различные предметы, берёт нужный и возвращается. Капитан может помогать укладывать предмет в рюкзак. Важно не только быстро, но и правильно уложить рюкзак, собрать в него только предметы личного или группового снаряжения. Выполнением задания будет считаться момент, когда капитан команды застегнёт рюкзак и оденет его на плечи.
А проверять правильность укладки рюкзака будем все вместе.
( Выполняется задание, оценивается правильность его выполнения)
Задание 5. « Специальное туристическое снаряжение» ( Приложение 5)
Ребята назовите специальное туристическое снаряжение, которое используется для соревнований, переправ – это … ( ответ). Правильно. И для следующего задания нам нужно по одному участнику от команды. Поскольку вы все угадали , что входит в специальное туристическое снаряжение, теперь участники от команд должны на время одеть все снаряжение и вы посмотрите, что из этого получится.
( участники одевают страховочную систему, каску, перчатки, пристегивают карабины)
Задание 5 « Установка палатки».
( Приложение 6)
Итак, ребята, мы подошли к выполнению последнего задания в нашем соревновании. Оно будет самым сложным и ответственным.
Нужно будет всей командой за пять минут поставить правильно палатку и забраться в неё тоже всей командой. Оценивается не только правильность выполнения задания, но и то, насколько дружно и слаженно вы будете её ставить.
( Команды выполняют задание, оценивается правильность его выполнения).
3. Заключительная часть
3.1. Подведение итогов
занятия
Слово педагога 6 мин. Подведение итогов игры - соревнования.
Наше занятие - соревнование заканчивается, победители определены, в награду каждый участник получает путёвку для участия в походах (Приложение 7). Только в туристском походе вы сможете ещё раз проверить свои знания о необходимом снаряжении и свои умения по укладке рюкзака и установке палаток. В добрый путь!
Список литературы
Багаутдинова, Ф. Г.[Текст ] Туристско-краеведческая деятельность учащихся: (В помощь учителю, руководителю кружка). - М., 1992.
Багаутдинова, Ф. Г.[Текст ] Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. - М., 1994.
Бардин, К.А. .[Текст ] Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981.
Приложения.
Приложение 1.
-52641590170

1624965147955
-203835158750
1478915346075
-365125-56515
1442085141605
-365125298450
1420495309880
-289710169620
145288055880
-300990169545
132334094615
Приложение 2.
8680859502 19602859503
17208559690
8680849456
34663546244 119257189305
51711435934
109967111236 122368111237
226657259565
346075130175 165100130175
-54610245745
196029149486 16539967099
17716581915
6693660662
10720282176
Приложение 3.
Рюкзак
Спальный
мешок
Туристский
коврик Миска Ложка Кружка
Свитер
Шорты Компас Полотенце Палатка Котелок
Ведро
Зонтик Ножницы Зубная щётка Кепка Расчёска
Садовая
лейка
Нитки с иголкой Стакан Топор Расчёска Калоши
Тетрадь
Утюг Спички Фотоаппарат Карандаш Нож
Шило
Плоско
губцыНитки Нобор игл Ткань
для
заплаток
Клей
«Момент»
Пуговицы
Утюг Ложка Резина-
тесьма Свеча Скотч
ИзолентаНожницы Проволока Вилка Карандаш Компас
Гвозди
Отвёртка Наждачная
бумага Фонарик Очки Расчёска
Приложение 4
УКЛАДКА РЮКЗАКА
Безусловно порядок укладки вещей в рюкзак будет зависеть от конструкции самого рюкзаки и от вещей, которые вы будете переносить.
Пространство рюкзака нужно условно разделить на три зоны: легкая, тяжелая и среднетяжелая.
1) Объемная зона расположена внизу рюкзака. Туда упаковывается одежда, спальный мешок и другие легкие вещи, которые желательно замотать в полиэтиленовые пакеты. В большинстве рюкзаков – это нижний вход на грубой молнии повышенной прочности. Он очень удобен, когда вам срочно нужно достать вещь снизу. Но все же укладывать вещи лучше сверху, так как гораздо важнее плотно и правильно распределить вещи по весу.
2) Тяжелая зона – ближе к спине на уровне плеч. Туда помещается тяжелое «снаряжение», консервы, крупы и другие тяжести.
3) Среднетяжелая зона – вокруг тяжелой зоны заполняется остаток места по краям и сверху (как правило, это объемное, хрупкое и самое необходимое).
Мелкие вещи логично разместить в верхних клапанах и карманах, откуда их легко и быстро доставать. При такой укладке центр тяжести груза расположен близко к спине человека и его легче всего нести.
Все личные вещи, которые должны остаться сухими, сортируются по группам и помещаются в полиэтиленовые пакеты. Чем мельче сортировка, тем удобнее заполнять пространство и правильно распределить груз.
При неправильно упакованном рюкзаке в результате тряски, возникающей при ходьбе, неплотно уложенные вещи могут смещаться, а посуда или мыло в мыльнице громыхать. Не бойтесь туго набивать рюкзак и размещать некоторые вещи, прилагая усилие. Снаружи хорошо видно, куда можно положить еще что-нибудь.
Длина боковых лямок (строп) позволяет пристегнуть коврик или объемную палатку с каждой стороны. В том случае, когда вещей очень много, а рюкзак как всегда мал – приходится именно так переносить некоторые габаритные вещи, предварительно завернутые в полиэтилен и плотно привязанные к рюкзаку. Но все же все вещи, кроме коврика, лучше упаковывать в средину, так как спальный мешок и палатка сильно радуют, когда они после перехода сухие, не изодраны в клочья колючими кустами, когда их вес не перекашивал вас в течение всего перемещения на сторону, и когда они просто есть в наличии.
Когда вещи уложены, наденьте рюкзак и проверьте, удобно ли вам.
Правильно уложенный рюкзак должен хорошо прилегать к спине вогнутой стороной, не опрокидывать вас назад и в стороны.


Приложение 5
СПЕЦИАЛЬНОЕ ТУРИСТИЧЕСКОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
32492955730875Для организации страховки участников в походе используют специальное снаряжение. От качества применяемого снаряжения зависит безопасность, а порой и жизнь участников, поэтому требования к нему предъявляются очень жесткие. Веревки. Применяемые в сложных категорийных походах плетеные веревки состоят из сердцевины (сложной конструкции из синтетических — капроновых, перлоновых, нейлоновых — прядей) и защитной оплетки (рис. 20). Допускается использование основных веревок диаметром 10 мм и более и вспомогательных — диаметром от 6 —8 мм. Обычная длина одной веревки (или, как принято говорить, конца веревки) — 40 м. Рабочие веревки, применяемые для всех видов перил, организации страховки, должны быть диаметром не менее 10 мм, не иметь заводского или эксплуатационного брака — повреждений оплетки и прядей. Вспомогательные работы (сопровождение груза, сдергивание веревок и др.) можно проводить, используя веревку диаметром не менее 6 мм.
-965205730875
9258307925435


Карабин — это разъемное соединительное звено овальной, треугольной, трапецеидальной и другой формы .Используется он как элемент крепления для быстрого соединения веревок с другими элементами туристского снаряжения при страховке, наведении перил. Можно использовать его также в качестве блока, тормозного устройства и др. Изготавливаются карабины из высокопрочных легированных сталей, титановых и дюралюминиевых сплавов и 602615857250снабжаются специальными замками — защелками с муфтами, предохраняющими их от случайного 2176780464185размыкания.3776345243840
35286955601970 Обвязки, беседки, страховочные системы. Для организации самостраховки участников допускаются стандартные грудные обвязки, беседки и страховочные системы 
Приложение 6
УСТАНОВКА ПАЛАТКИ

Установка и оборудование палатки начинается с выбора места, которое очищают от кочек, камней, шишек. Для нормального сна важно, чтобы площадка была горизонтальной. В горной местности с этой целью срезают с части площадки дерн или выкладывают площадку плоскими камнями. В крайнем случае палатку ставят так, чтобы головы туристов были выше ног. Зимой при неглубоком снежном покрове для палатки роется котлован. В других случаях ограничиваются утаптыванием снежной площадки и выравниванием его.
Палаточный площадку желательно ориентировать «входом» на открытое место — опушку, реку, озеро. При ветре палатка ставится с таким расчетом, чтобы ветер дул в ее торец, то есть заднюю стенку .

Приложение 7
Дана _________________
Старобешевский ДДЮТ
Руководитель кружка
Соловьева М.Ю.__________