Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений на уроке и внеурочной деятельности



Семинар «Использование коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания и памяти на уроках и во внеучебной деятельности».
Цель: Просвещение педагогов по вопросам использования коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания и памяти на уроках и во внеучебной деятельности.
ХОД СЕМИНАРА.
Внимание играет огромное значение в жизни человека. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения человека к тому, что он делает. Если человек привыкает все делать внимательно, то внимание, становясь постоянной особенностью, перерастает во внимательность, которая, как черта личности, имеет большое значение в общем, психологическом облике человека. Тот, кто обладает этим качеством, отличается наблюдательностью, способностью лучше воспринимать окружающее. Внимательный человек реагирует на события быстрее и переживает их часто глубже, отличается большой способностью к обучению.
Психологи называют вниманием избирательную направленность сознания при выполнении определенной работы.
Человек может быть внимателен по-разному. Поэтому выделяют три вида внимания.
Обернувшись на громкий крик, поморщившись от кислого лимона, мы непроизвольно обращаем на них внимание. Непроизвольное внимание не связано с сознательно поставленной целью, не связано с волевым усилием, оно рефлекторно и вызвано внешними раздражителями. Такое внимание есть и у животных. И.П.Павлов, наблюдая его у собак, дал ему название - рефлекс «что такое?» - при действии неожиданного раздражителя животное останавливается, поворачивает к нему голову, настораживает уши, есть и другие реакции.Но есть внимание, характерное только для человека. Это произвольное внимание. Иногда не очень хочется готовиться к урокам, но мы заставляем себя читать, конспектировать, размышлять. Произвольное внимание всегда целенаправленно и осуществляется с волевым усилием. Иногда человек заставляет себя быть внимательным, например, при чтении, но в процессе чтения заинтересовывается и теперь уже сам хочет продолжать читать , чтобы узнать , что будет дальше. Возникло послепроизвольное внимание. Оно целенаправленно, но связано не с волевым усилием, а с интересом к объекту.
Различные свойства внимания по-своему развиты у каждого человека. Всего выделяют пять свойств внимания.Объём внимания - это количество объектов, которые человек может воспринять одновременно ясно и отчётливо. Исследования говорят о том, что в объём внимания взрослого человека одновременно могут попасть не более 4 - 6 предметов, слов, чисел, фигур, любых объектов окружающего мира. Объём внимания ребёнка ещё более ограничен. Объём внимания в какой-то степени может быть расширен за счёт тренировки других свойств внимания, например, его распределения.Концентрация внимания - это его глубина, которая определяется степенью сосредоточенности на объекте и степенью отвлечения от всего остального. Являясь безусловно полезной во многих видах деятельности, слишком глубокая концентрация внимания, например, на своих мыслях, может сделать человека рассеянным по отношению к другим объектам окружающего мира - он их не замечает, забывает их, теряет. Поэтому степень концентрации внимания желательно регулировать в зависимости от целей деятельности, от окружающей обстановки.
Распределение внимания - это способность выполнять одновременно две и более деятельности. Делать это сложно, но можно научиться путем многократных упражнений, тренировки. Например, ученик может одновременно слушать и писать, водитель в процессе управления автомобилем распределяет внимание между восприятием окружающей обстановки, движением рук и ног. Переключение внимания - это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой. Оно может быть полным и неполным, если человек по ходу основной деятельности вынужден переключаться на другую деятельность или на общение с кем-либо. Есть ученики, которые и упражнения делают правильно, и слушают хорошо. А вот как диктант - одни проблемы. А все дело в трудности переключения внимания: ведь надо одновременно и слушать, и записывать, и проверять ошибки, а ведь еще и сосед под боком спрашивает "как писать?"
Устойчивость внимания - его временная характеристика. Как долго человек может быть сосредоточенным на одном объекте? Это зависит от многих факторов: от интереса к объекту, от волевого развития личности, от степени усталости и других. Если человек осознаёт, что недостатки внимания мешают ему в учебно-производственной деятельности, он может сам тренировать своё внимание, познакомившись со способами его совершенствования.
Отмечается, что внимание умственно отсталых детей почти не бывает нормальным.
Оно или быстро ослабевает, или настолько отвлекаемо, что невозможна его концентрация.
В своих работах Г.Е. Сухарева указывала, что «…Внимание детей с интеллектуальной недостаточностью, всегда трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается».
Активность внимания, вызванная тем или иным способом, через некоторое время после включения в работу ослабевает и полностью исчезает. Дальнейшее выполнение работы осуществляется на низком уровне активности. Следствием этого являются стереотипные ответы и пассивная, инертная, формальная деятельность.
Далее идут игровые задания, которые можно выполнять в любом порядке и количестве.
Упражнение №1
Перед вами лист со словами, написанными разным цветом. Быстро постарайтесь назвать цвет, которым написаны слова. Не читайте слова, только называйте цвет. Вначале это упражнение очень трудно выполнить, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга. Это упражнение помогает устанавливать новые связи между полушариями, помогает мозгу работать более эффективно и отлично тренирует концентрацию внимания.
Упражнение №2
Называется «Перепутанные линии»
Цель: развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания
Упражнение 3 «Заметь все»
Цель: развитие сосредоточенности и концентрации внимания
Примечание
Чтобы не было утомительно все делать только с интерактивной доской, можно использовать также подвижные игры на внимание, например:
Различи в шуме
Каждый играющий ребенок получает от ведущего бумажку, на которой написано название какого-либо города. Одно и то же название получают 5,6,7,8 человек. Одни, например, Новосибирск, другие - Киев, третьи - Рига и т. п.Никто заранее не говорит друг другу, что написано на его бумажке. По сигналу ведущего каждый должен начать негромко выкрикивать полученное им название, одновременно прислушиваясь, кто выкрикивает тот же город, чтобы побыстрее соединиться с партнерами в одну группу.Ведущий в начале игры объявляет, у скольких человек будет написано одно и то же название города. Когда вся группа соберется, ребята поднимают руки вверх.Успевшие соединиться первыми считаются победителями.Если дети захотят повторить игру, то получают у ведущего другие названия городов (цветов, деревьев, животных и т.д.), написанные на бумажках.
Обойди спиной
Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его гораздо скорее, а третий раз совсем быстро.То же самое делают остальные ребята.После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперед и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить.За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку.Для рекордсменов можно поставить предметы по линии большого круга, эллипса, квадрата, ромба и др.
Умей слушать и слышать многих
В этой игре-упражнении дети учатся слушать сразу нескольких говорящих.Сначала двое игроков говорят одновременно два разных слова. Если водящий их различил, говорят трое. Затем четверо одновременно и довольно быстро говорят три-четыре разных слова.В том случае, если водящий способен различить слова, пусть двое ребят, а затем трое скажут одновременно две-три разные короткие фразы.Проделайте то же самое перед целой группой играющих и выявите тех, кто обладает такой способностью.
ПАМЯТЬ.
Рассмотрим основные виды памяти.
Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
Произвольная память (информация запоминается целенаправленно, с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания: a. механическое дословное многократное повторение – работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память – это память, основанная на повторении материала без его осмысления; b. логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами – работает логическая память (смысловая) – вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем у механической; c.
образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки) – работает образная память.
Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная; d. мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Выделяют также кратковременную память, долговременную, оперативную, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 мин), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7 2. Это магическая формула памяти человека, т.е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.
Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т.е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.
Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводом ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Вербальная память - Память на словесную информацию. Объём вербальной памяти в зависимости от цели исследования может исчисляться в количестве запоминаемых слогов, слов, коротких предложений.
двигательная память - запоминание и воспроизведение движений. Находит свою выражение в выработке двигательных навыков, при овладении ручными трудовыми операциями, в занятиях спортом, выполнении строевых приемов, правил стрельбы, др. видов воинской деятельности.
Основные процессы памяти - это запоминание, хранение, воспроизведение, узнавание, вспоминание и забывание.
Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.
Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.
Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания: отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.
Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.
Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается все то, о чем думаем перед сном: поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите. С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: "Утро вечера мудренее".
Забывание может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятным событий: у большинство людей неприятные события забываются скорее, чем приятные.
Задания, направленные на развитие памяти
1. Развитие визуальной памяти
§ «Точки». Детям на несколько секунд предъявляется клеточное поле той или иной конфигурации, на котором определенным образом расположено несколько точек. Предлагается запомнить расположение точек и затем воспроизвести их на карточках с незаполненными полями.
§ Зрительный диктант. Детям поочередно предъявляется несколько предметных картинок (от 3 до 7), которые они затем воспроизводят по памяти в тетради.
Это упражнение рекомендуется использовать на уроках ознакомления с окружающим миром и математики.
§ «Внимательный художник». Детям предлагается по памяти подробно описать внешность одноклассника, интерьер какого-либо помещения, подробности пути в школу и т.п.
Данное упражнение целесообразно применять на уроках рисования, труда, чтения, ознакомления с окружающим миром.
2. Развитие аудиальной памяти
§ «Снежный ком». Групповая игра заключается в постепенном формировании последовательности слов, причем каждый следующий участник игры должен воспроизвести все предшествующие слова с сохранением их последовательности, добавив к ним свое слово.
Это упражнение можно использовать практически на всех уроках (ознакомление с окружающим миром, русский язык, чтение и т.д.), составляя тематическую последовательность слов (например, перечисление лиственных деревьев, цепочка однокоренных слов и т.п.).
3. Развитие тактильной памяти
§ «Волшебный мешочек». Ребенку предлагается на ощупь (с закрытыми глазами) идентифицировать тот или иной предмет, объяснив при этом, исходя из каких признаков было принято решение.
Этот вид заданий можно использовать на уроках ознакомления с окружающим миром, рисования