Рабочая программа 10 класс Обществознание (базовый уровень)

Пояснительная записка по обществознанию 10 б класс (база)

Нормативные основания: Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089. Преподавание курса « Обществознание» в 10 классе ориентировано на использование учебника «Обществознание». Для 10 класса автор Боголюбов Л.Н.

Характеристика предмета: Изучение обществознания в полной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества.

Цели:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:
Задачи курса вносят существенный вклад в реализацию целей социально-гуманитарного образования на современном этапе развития общества и школы:
Содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
Формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных знаний;
Выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
Интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
Содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами;
Помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов;
Ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

Требования к результату обучения:
Основные цели курса определены, исходя из современных требований к гуманитарному образованию учащихся полной средней школы:
способствовать формированию гражданско-правового мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по обществознанию, обладание которыми поможет им свободно ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
развить у школьника словесно – логическое и образное мышление;
способствовать формированию гражданско-правовой грамотности.
помочь учащимся разобраться в многообразии общественных отношений, в себе, в других людях;
помочь выработать собственную жизненную позицию;

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».– 8-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 351с.

Программа предполагает проведение 2 часа в неделю (всего 68 часов в год).

Основное содержание учебного предмета

Раздел I. Общество и человек (12 часов)

Глава 1. Общество (4 часа)
Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их взаимосвязь. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества.
Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь, взаимоотношение общества и природы. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Глобальные экологические проблемы. Природные бедствия. Развитие культуры. Новаторство, традиции в культуре, феномен «второй природы». Культура материальная. Проблема сохранения культурного наследия. Законодательство об охране памятников истории и культуры.

Знать/понимать: понятие общества как динамической системы
Уметь объяснять: Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы; работать с материалами СМИ.

Глава 2. Человек (8 часов)
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.
Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность.
Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Знать/понимать: понятия  человек, индивид, личность. Знать основные черты деятельности, определять мотивы, раскрывать на примерах многообразие видов деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности.
Уметь объяснять: Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни (34 часа)

Глава 3. Духовная культура (8 часов)
Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения.
Основная задача и исторические формы образования. Приёмы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функций в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидности академий.
Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Многообразие религий. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Различные определения религии; её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях.
Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства». 

Знать/понимать: особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы. Знать основные положения по теме урока.
Уметь объяснять: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ. Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы.

Глава 4. Экономика (2 часа)
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Экономическая культура: сущность и структура. Экономическая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль экономической культуры и деятельности.

Знать/понимать: Знать основные черты всех типов экономических систем.
Уметь объяснять: Уметь работать с графическим материалом, раскрывать сущность спроса и предложения. Уметь работать со статистическим материалом, анализировать основные вопросы работы рынка. Уметь работать с документальным материалом, применять знания в конкретных жизненных ситуациях.

Глава 5. Социальная сфера (11 часов)
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодёжная субкультура.

Знать/понимать: социальная связь и социальное взаимодействие; причины социальных конфликтов; сущность богатства и бедности; бедность, какие типы бедности выделяют социологи.
Уметь объяснять: особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на конкретные исторические примеры; пояснять сущность этноцентризма и его влияние на взаимоотношения с разными народами; анализировать этнические конфликты; уважительно относиться к представителям других национальностей. Уметь определять последствия социальных конфликтов; объяснять социальные аспекты труда, сущность и значение культуры труда; анализировать влияние неравенства на трудовую деятельность людей, их образ жизни.

Глава 6. Политическая сфера (13 часов) Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы.
Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Знать/понимать: формы проявления влияния в обществе; власть, ее виды. Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть. Политическая система общества и роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы
Уметь объяснять: анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства и виды политических режимов.

Раздел III. Право (22 часа)

Глава 7. Право как особая система норм (20 часов)
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение.
Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречивость современного общества. Проблема общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.

Знать/понимать: чем отличаются подходы к определению права; общее в морали и праве; роль системы права в регулировании общественных отношений; социальные нормы и их  видовое разнообразие.
Уметь объяснять: в чем заключается взаимосвязь права и закона, и какие существуют различия между ними; разъяснять сущность права и различные его значения; правильно употреблять понятие право в вариативных контекстах. Пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права; определить нормами каких отраслей права, регулируется определенная жизненная ситуация.

Резерв (2 часа)

По итогам изучения главы учащиеся должны знать и уметь: 
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;

уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Учебно-методический комплект.

1. Обществознание: 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».– 8-е изд. - М.: Просвещение, 2012. – 351с.
2. Обществознание. 10 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. Т.П. Бегенеева. – М.:ВАКО, 2008.












































Календарно тематическое планирование


п/п
№ урока по теме
Тема урока
№ недели в семестре
Семестр
Примечание

Раздел 1. Общество и человек (12 часов)

1
1
Глава 1. Общество (4 часа)
Введение.
1
1


2
2
Что такое общество
1



3
3
Общество как сложная динамическая система
2



4
4
Контрольный урок по теме «Общество»
2



5
1
Глава 2. Человек (8 часов)
Природа человека
3



6
2
Человек как духовное существо
3



7
3
Мировоззрение и его роль в жизни человека
4



8
4
Деятельность - способ существования людей
4



9
5
Сознание и деятельность
5



10
6
Познание и знание
5



11
7
Человек в системе социальных связей
1



12
8
Контрольный урок по теме «Общество и человек»
1



Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (34 часа)

13
1
Глава 3. Духовная культура
(8 часов)
Культура и духовная жизнь общества
2
2


14
2
Массовая и элитарная культуры
2



15
3
Наука
3



16
4
Образование
3



17
5
Мораль.
4



18
6
Религия.
5



19
7
Искусство и духовная жизнь
5



20
8
Контрольный урок по теме
«Духовная культура»
6



21
1
Глава 4. Экономика (2 часа)
Роль экономики в жизни общества
1
3


22
2
Экономическая культура
1



23
1
Глава 5.Социальная сфера( 11часов)
Социальная структура общества
2



24
2
Социальная структура общества
2



25
3
Социальные взаимодействия
3



26
4
Социальные нормы
3



27
5
Отклоняющееся (девиантное) поведение
4



28
6
Нации и межнациональные отношения
4



29
7
Национальная политика
5



30
8
Семья и быт
5



31
9
Социальное развитие и молодёжь
6



32
10
Молодёжная субкультура
1
4


33
11
Контрольный урок по теме «Социальная сфера»
1



34
1
Глава 6. Политическая сфера
(13 часов)
Политика и власть
2



35
2
Политическая сфера и политические институты
2



36
3
Политические отношения
3



37
4
Политическая система
3



38
5
Государство в политической системе
4



39
6
Политический режим
4



40
7
Гражданское общество и правовое государство
5



41
8
Местное самоуправление
5



42
9
Демократические выборы
6



43
10
Политические партии
6



44
11
Участие гражданина в политической жизни
1



45
12
Политическая культура
1



46
13
Контрольный урок по теме «Политическая сфера»
2



Раздел 3. Право (22 часа)

47
1
Глава 7. Право как особая система норм (20 часов)
Право в системе социальных норм
2
5


48
2
Право и мораль
3



49
3
Источники права
3



50
4
Нормативные акты
4



51
5
Правоотношения и правонарушения
4



52
6
Правоотношения
5



53
7
Правонарушения
5



54
8
Развитие права в современной России
6



55
9
Современное российское законодательство. Административное право
6



56
10
Современное российское законодательство. Гражданское общество
1
6


57
11
Современное российское законодательство. Трудовое право
1



58
12
Современное российское законодательство. Семейное право
2



59
13
Современное российское законодательство. Уголовное право
2



60
14
Современное российское законодательство. Экологическое право
3



61
15
Предпосылки правомерного поведения
3



62
16
Общество в развитии
4



63
17
Проблемы общественного прогресса
4



64
18
Контрольный урок по теме «Человек и общество»
5



65
19
Повторительно-обобщающий урок
5



66
20
Заключение
6



67

Резерв
6



68

Резерв














































Дополнительная литература для учащихся:

ЕГЭ: 2009:Обществознание/ О. А. Котова. – М.: АСТ: Астрель, 2009

Кравченко А. И. Введение в социологию. – М., 1998 г.

Любимов Л. Л., Липсиц И. В. Основы экономики. – М., 1994 г.

Певцова Е. А. Основы правовых знаний. – М., 2000 г.

Религии мира: 10-11 кл. – М., 1997 г.

Шилобод М. И., Петрухин А. С. Политика и право: 10-11 кл. – М., 1995 г.

Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002 г.

Дополнительная литература для учителя:

Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику. – М., 2001 г.

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»:10 кл.–Ч. 1.–М.,2002г

Единый Государственный Экзамен 2002 г.: КИМ: обществознание. – М., 2002

Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. – М., 2003 г.

Глебова В. Л. Принципы разделения властей в различных формах государственного устройства. ПИШ № 5 2007 г.

Кондратенко И. Н. Семья в обществе. ПИШ № 3-4 2007 г.

Бельский Э. Национальный вопрос в Российской империи в схемах.ПИШ№3 2007г.

Школьный словарь по обществознанию. – М., 2002 г.

Никитин А. Ф., Суворова Н. Г. Правовое образование в вопросах и заданиях. ПИШ № 1 1998 г.

Дидактический материал:
- тесты по разделу «Духовный мир человека и деятельность» 1 вариант, 2 экземпляра.
- раздаточный материал к уроку «Экономическая деятельность» стр.208-213, 2 экземпляра.

Список литературы

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2007. 2.Учебник: Обществознание : учеб.для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, А. И. Матвеев и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. М.: Просвещение, 2008. – 349 с.
3.Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288(обществознание) 4.ЕГЭ. Репетитор. Обществознание. Эффективная методика – М.: «Экзамен», 2007. -351с. 5.Конституция РФ 6.Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
4.Программно – методические материалы: Обществознание. 10-11 кл. / сост. Т.И. Тюляева. – М.: Дрофа,2001.
5.Сборник законов РФ.
6.Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному тестированию. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008.
7.Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. 10 кл./ Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – М.: Просвещение,2004.

15