Из опыта работыРазвитие устойчивости внимания в младшем школьном возрасте

"Развитие устойчивости внимания в младшем школьном возрасте"
      Актуальность настоящего исследования связана с его направленностью на решение одной из фундаментальных проблем педагогической и возрастной психологии - развитие у детей устойчивости внимания, как фактора, обеспечивающего успешность учебной деятельности. Внимание - одна из важнейших психических функций человека, развитие которой является необходимым условием оптимального функционирования человека в такого рода деятельности, как познавательная. Именно с познавательной деятельностью связано обучение ребенка в школе, а от развития и организации внимания зависит качество и успешность восприятия, усвоения и понимания учебного материала. Анализ психологических исследований и практики функционирования психологических структур позволили выявить, что интерес к проблеме внимания сегодня, как и в прошлом, очень высок, о чем свидетельствует количество работ, посвященных самым различным аспектам теории и практики изучения внимания. Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев заложили основы теории психического развития ребенка, определили сущность психологических подходов к решению проблемы развития внимания. Н.Н. Ланге разработал теорию волевого внимания. Н. Ф. Добрынин описал новый вид послепроизвольного внимания, и раскрыл механизмы его происхождения. П.Я. Гальперин рассматривал внимание как действие контроля. А.Р. Лурия раскрыл механизмы бодрствования организма и активности сознания, обуславливающие концентрацию и динамику внимания. Д.Н. Узнадзе разработал оригинальную концепцию внимания, сформулированную в рамках теории установки. Тем не менее, если общие закономерности развития внимания личности изучены довольно основательно, то исследование развития конкретных свойств внимания младших школьников изучено недостаточно. Данная проблема нашла отражение в работах И.Ю. Кулагиной, Н.В. Репкиной разработавшие систему формирования внимания у школьников. Изучением конкретных психологических условий развития внимания у детей младшего школьного возраста занимались С.Л. Кобыльницкая, Г.Н. Понарядова. Однако, несмотря на широкое освещение данной проблемы в психологической литературе, эта тема не перестает быть актуальной в связи с практической деятельностью. В итоге складывается ситуация, когда о развитии свойств внимания вообще и о конкретных возрастных изменениях психики оказывается известно гораздо больше, чем об их взаимодействии. Установлено, что для младших школьников характерна недостаточная устойчивость внимания, которая с возрастом повышается. При этом у большинства первоклассников устойчивость внимания сохраняется в течение первого урока, затем неуклонно снижается; у большинства второклассников пик активности устойчивости внимания приходится на второй и третий уроки. С целью подтверждения рассмотренных теоретических положений и изучения особенностей развития устойчивости внимания в младшем школьном возрасте было проведено опытно-экспериментальное исследование, которое состояло из трёх этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. В исследовании участвовало 50 учащихся 2х классов. Был проведён констатирующий этап опытно-экспериментального исследования. Целью констатирующего эксперимента являлось определение начального уровня развития устойчивости внимания у детей младшего школьного возраста. Методическую основу исследования составили адаптированные к задачам исследования, широко апробированные диагностики: тест Тулуз-Пьерона, тест Пьерона-Рузера в модификации Немова Р.С., тест Бурдона (Корректурная проба), которые проводились в групповой форме и методика изучения концентрации и устойчивости внимания, предложенная Т.Г. Богдановой и Т.В. Корниловой, проводилась индивидуально. На основании полученных результатов в ходе констатирующего этапа экспериментальной работы, была выявлена необходимость развития разработки и проведения занятий, направленных на развития устойчивости внимания младших школьников. Данная программа включала в себя три цикла занятий, направленных на: развитие интереса и положительной мотивации; развитие активности детей и осознанное отношение к деятельности; развитие умения планировать свои действия и ставить цель. Программа поэтапного развития устойчивости внимания разрабатывалась в зависимости от темы и поставленной цели занятия. Построенная программа предполагала постепенное усложнение. Сначала учащимся демонстрировалась последовательность выполнения задания и только после этого они действовали самостоятельно. Разработанные занятия выстраивались с учётом возрастных особенностей детей, внимание детей данной возрастной группы не может быть достаточно высоким на протяжении всего занятия, так как действует фактор утомления. Поэтому для поддержания внимания на уроке одним из основных условий является активное включение учащихся в разнообразные виды деятельности. Оптимальный темп для класса определялся эмпирически. При разработке и проведении занятий для активизации внимания использовались следующие приёмы:
- смены видов деятельности, чтобы не наступило утомление; 
- использование красочных иллюстраций, цветных мелков; 
- варьирование силы и тембра голоса, а выразительность речи уже сама собой привлекает внимание своей внешней стороной;
- приостановку рассказа (паузу), что привлекает внимание учащихся. 
- разнообразие сообщаемого материала, последовательность его изложения и раскрытия.
    Для организации внимания особое значение имеет умение учителя возбудить интерес, внести известную эмоциональную насыщенность. Учащиеся должны получать удовольствие и радость от занятий и быть уверены в успехе. Занятия проводились в игровой форме. Для проведения занятий были выбраны популярные сказочные герои: Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Емеля, Буратино и другие, которым ученики должны были помогать, выполняя различные задания и преодолевая препятствия. Всё это способствовало активному включению учащихся в работу, создавало определённый положительно-эмоциональный настрой. Это в свою очередь позволило учащимся справиться с поставленными заданиями. С целью анализа и оценки результативности опытно-экспериментальной работы был проведен контрольный этап эксперимента. Проанализировав и обобщив данные, можно сказать, что уровень устойчивости внимания в среднем повысился на 25%. В то время, как в контрольной группе показатели остались практически без изменений. Таким образом, апробированная программа показала результативность предложенной системы занятий.

Заголовок 115