Статья на тему Работа с одарёнными детьми в младшем школьном возрасте

Работа с одарёнными детьми в младшем школьном возрасте.
И.И. Садыкова
преподаватель МАОУ «СОШ№3», г. Нурлат
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А.Сухомлинский
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Признаками одарённости является высокая познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, высокий уровень интеллектуальных способностей, возможность достижения нестандартных решений. Могут быть выделены следующие виды одаренности: в практической деятельности одаренность в ремеслах, спортивная и организационная; в познавательной интеллектуальная различных видов; в художественно-эстетической хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная; в коммуникативной лидерская.
Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны учителей и родителей. Задача учителя – создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе совсеми детьми, то есть о разностороннем развитии всех учащихся.
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемно-дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания  «круглого стола». Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.   Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям.

· Так учащиеся начальной школы с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских: «Золотое руно», «Познание и творчество», «Человек и природа», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Старт», «Я-исследователь», творческих конкурсах дидактического интернет-сайта «Страна Мастеров».
 Конференции - это конкурсы творческих работ школьников, которые могут иметь форму самостоятельных теоретических или экспериментальных
исследований. Предпочтение при этом всегда отдается исследовательским работам. Как показывает опыт проведения мероприятий для одаренных детей, в них всегда выявляются особенно выдающиеся «звездочки», способные нестандартно мыслить, наблюдать, делать выводы.
Сеть дополнительного образования «растит всходы одарённости» через посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий.
Для каждого ребёнка созданы детские портфолио- анализ особых достижений ученика, результативного участия в конкурсах, как отражение роста успешности личности.
Создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальное  и дифференцированное обучение, воспитание на уроке и вне его, умение разглядеть в каждом ученике «росток способности», помочь «вырасти и  дать плоды»- вот над чем работает сейчас современная начальная школа. 
 Одаренные дети должны усвоить знания во всех предметных областях, составляющих общее среднее образование. В то же время психологические особенности одаренных детей, а также социальные ожидания в отношении этой группы учащихся позволяют выделить и специфическую составляющую в отношении традиционной цели обучения, связанной с усвоением определенного объема знаний в рамках школьных предметов.
 Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей это особо важная задача обучения одаренных детей.

Используемая литература
«Психология одарённости детей и подростков» под редакцией Н.С. Лейтеса.М.,1996
Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе. – Екатери Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. М., 1981.  Волков И.П. Много ли в школе талантов. М., 1989.  Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991. 






Заголовок 315