I. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗДАНИЙ И РЕСУРСОВ.


Оценка качества образовательных электронных изданий и ресурсов.
Требований к образовательным электронным изданиям и ресурсам:
Традиционные дидактические требования:
требование научности представленных материалов;
требование доступности;
требование обеспечения проблемности обучения;
требование обеспечения наглядности;
требование обеспечения сознательности, самостоятельности и активизации деятельности учащегося;
требование обеспечения систематичности и последовательности изложения материалов;
требование обеспечения содержательной и функциональной валидности контрольно-измерительных ОЭИ и их компонент;
требование обеспечения надежности.
Методические требования:
опора на взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления учащихся;
обеспечение отражения системы научных понятий;
возможность контролируемых тренировочных действий с целью поэтапного повышения внутридисциплинарного уровня абстракций знаний обучаемых на уровне усвоения, достаточном для осуществления алгоритмической и эвристической деятельности.
Технико-технологические требования.
Требования здоровьесберегающего характера.
Эргономические требования.
Эстетические требования.
Специфические дидактические требования:
Требование адаптивности (приспособляемости к индивидуальным возможностям обучающегося).
Требование интерактивности (осуществление обратной связи, взаимодействия).
Требование развития интеллектуального потенциала обучаемого при работе с электронными ресурсами.
Требование системности и структурно-функциональной связанности представления учебных материалов.
Требование формируемости и уникальности заданий в контрольно-измерительных образовательных электронных изданиях (задания, предъявляемые учащимся, не должны в полном виде существовать до начала измерений).
Требование обеспечения полноты и непрерывности дидактического цикла обучения.
Психологические требования
включают учет таких познавательных психических процессов, как
восприятие (преимущественно зрительное, а также слуховое, осязательное), внимание (его устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение и объем внимания),мышление (теоретическое понятийное, теоретическое образное, практическое наглядно-образное, практическое наглядно-действенное),
память (мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная), воображение.
Механизмом оценки качества электронных ресурсов является сертификация (проверка параметров, характеристик, функций, и т. д., на соответствие критериям, стандартам и правилам, установленным отраслевыми, государственными и международными соглашениями). Сертификация программного продукта гарантирует его работоспособность, выполнение всех функций, совместимость с другими программами. Сертификация не подходит для оценки интеллектуальной, содержательной продукции. Сертификация подразумевает запрещение распространения не прошедших испытание продуктов, что в отношении содержания электронного издания можно назвать цензурой. Конституция Российской Федерации цензуру запрещает, поэтому все проверки содержания электронного учебного комплекта могут носить только рекомендательный характер.
Для оценки качества образовательных электронных изданий и ресурсов требуется произвести экспертизу, по результатам которой
Электронные издания и ресурсы можно допустить или рекомендовать к использованию в организованном учебном процессе.
В основу технологии экспертизы и критериев оценки электронных изданий и ресурсов положен опыт Федерального экспертного совета по учебным электронным изданиям Минобразования России, опыт проведения российских фестивалей и конкурсов, а также принятые в мире критерии оценки на международных мероприятиях («Milia», «Festival Audiovisuel International» и др.) и многолетний опыт работы Федерального экспертного совета по учебному книгоизданию Минобразования России.