Рабочая программа логопедических занятий по профилактики и коррекции дизорфографии среди воспитанников детского дома, обучающихся в 5- 7 классов







« Рабочая программа логопедических занятий по профилактики и коррекции
дизорфографии среди воспитанников детского дома, обучающихся в 5- 7 классов »







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа определяет структуру и содержание работы по профилактики и коррекции дизорфографии среди воспитанников 5-7 классов «Белгородский детский дом «Южный» и составлена в соответствии с требованиями программы предметной области «Филология» в средней школе (УМК «Русский язык 5-7 классы» М.Т. Баранова,, Т. А. Ладыженской) и методических разработок логопедов-практиков Ястребовой А.В., Ефименковой Г.Г., Лалаевой Р.И.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 ФЗ  "Об образовании  в  Российской Федерации";
Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.98 № 20- 58-07 ин/20-4 «Об учителях – логопедах и педагогах – психологах учреждений образования»;
Письмо Министерства Образования Российской Федерации от 14.12.2000 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Письмо от 04.09.1997 № 48 «О специфики деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – VIII видов»;
Ястребова А.В., Бессонова Т.П «Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.1997г.;
Положение о рабочей программе «Белгородский детский дом «Южный».
Данная программа учитывает особенности и структуру нарушения письменной речи воспитанников 5-7 классов (в возрасте 11-14 лет), отражает современные подходы по предупреждению и коррекции дизорфографии.
Занятия проводятся с учащимися 5-7 классов, имеющих нарушения чтения и письма 2 раза в неделю по 30 минут индивидуально или 40 минут в группе.
Срок реализации программы -1 год.


Актуальность проблемы
За последние годы среди воспитанников детского дома, обучающихся в среднем звене, значительно увеличилось число детей, имеющих трудности в формировании и развитии письменной речи, проявляющиеся в стойком не усвоении орфографических правил на письме (дизорфография). Эти нарушения препятствуют полноценному освоению школьных знаний и являются причиной школьной неуспеваемости.
Для воспитанников с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографических задач: им трудно увидеть «ошибкоопасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, зная правило, ребёнок не может его применить на письме.
Одной из причин возникновения дизорфографии у школьников является неполноценное развитие или функционирование у детей психических функций, обеспечивающих овладение навыком письма, а затем формирование у школьников грамотной письменной речи.
При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, неумение сравнивать звуковые единицы речи, дифференцировать лексическое и грамматическое значение, низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. У детей не сформированы морфологические обобщения, навыки оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), нарушен языковой анализ и синтез (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). Ученики испытывают трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове.
Следует отличать дизорфографические ошибки от дисграфических. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии, а несформированность морфологического анализа к дизорфографии.
Выделяют основные три вида дизорфографии:
Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.);
Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, то есть пунктуацией;
Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок.
Таким образом, нарушение усвоения орфографических правил на письме оказывает отрицательное влияние на речевое развитие детей, на развитие познавательной деятельности, затрагивает эмоционально-ролевую сферу, затрудняет процесс школьной и социальной адаптации воспитанников в целом.
Цель программы:
способствовать овладению орфографическими умениями и навыками, самостоятельно применять их на письме.

Задачи программы
Образовательные:
формировать навык прогнозирования и распознавания «ошибкоопасных» мест;
формировать навык применения грамматического правила по алгоритму;
совершенствовать навык грамотного письма;
Развивающие:
развивать (развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь;
развивать фонематическое восприятие, слухо-речевую память;
развивать неречевые психические функции: произвольное внимание, память;
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельность;
воспитывать стремление к самостоятельности и самоконтролю;
воспитывать интерес к родному языку.

Методы коррекционной работы:
словесные методы обучения;
наглядные методы обучения;
практические методы обучения;
создание ситуации успеха в учении.

Принципы, используемые в программе
Коррекционная работа с воспитанники по коррекции дизрфографии базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).
Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
Принцип дифференцированного подхода.
Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.

Форма работы: индивидуальная, групповая



5 класс

Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной трудности в усвоении орфографических правил на письме.

Задачи:

восполнить недостатки развития грамматического строя речи.
восполнить недостатки развития лексического строя речи.
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.
(орфограммы корня, приставки)
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе морфологического принципа.
(орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола).

Содержание образовательной программы
1.Обследование письменной речи.
Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.:  РУДН, 2007.

2. Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Дифференциация приставки и предлога на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм имен существительных. Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.

3. Восполнение недостатков грамматического строя речи.
Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически. Распознавание окончаний различных частей речи в тексте. Дифференциация частей слова на практической основе.

4. Дифференциация пунктограмм.
Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения. Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.

5. Восполнение недостатков лексического строя речи.
Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов. Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.

6. Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.
Анализ и комментирование орфограмм корня. Анализ и комментирование орфограмм приставки.

7. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Анализ и комментирование орфограмм глагола. Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Учебно-тематический план логопедических занятий по коррекции дизорфографии в 5 классе
№ п/п
Содержание
Кол-во занятий

Диагностическое обследование


Обследование письменной речи воспитанников.
4

Коррекционно-развивающя работа


Повторение орфограмм, изученных в начальной школе.
6


Восполнение недостатков грамматического строя речи.
3


Дифференциация пунктограмм.
11


Восполнение недостатков лексического строя речи.
8


Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов.
8


Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
24

Итоговое диагностическое обследование.


Обследование устной и письменной речи воспитанников.
4

Итого: 68 занятий



Тематическое планирование занятий по коррекции дизорфографии в 5 классе


Тема
Количество занятий





1
Диагностическое обследование состояния письменной речи
(4 занятия)
4

Повторение орфограмм, изученных в начальной школе
(6 занятий)

2
Анализ и комментирование орфограмм корня (безударные гласные, проверяемые согласные, непроизносимые согласные).
1

3
Дифференциация приставки и предлога .
1

4
Закрепление дифференциация приставок и предлогов.
1

5
Дифференциация личных окончаний глаголов по алгоритму.
1

6
Закрепление дифференциации личных окончаний глаголов по алгоритму.
1

7
Анализ и комментирование орфограммы «Ь» после шипящих в именах существительных.
1

Восполнение недостатков грамматического строя речи
(3 занятия)

8
Развитие умения согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически.
1

9
Закрепление умений согласовывать слова в словосочетании по смыслу и грамматически.
1

10
Анализ и комментирование лексико-грамматических связей простого предложения.
1

Дифференциация пунктограмм
(11 занятий)

11
Виды предложений.
1

12
Анализ и комментирование пунктограмм простого предложения.
1

13
Закрепление анализа и комментирования пунктограмм простого предложения.
1

14
Анализ и комментирование лексико-грамматических связей сложного предложения.
1

15
Закрепление анализа и комментирования лексико-грамматических связей сложного предложения.
1

16
Анализ и комментирование пунктограмм сложного предложения.
1

17
Закрепление анализа и комментирования пунктограмм сложного предложения.
1

18
Анализ и комментирование написания орфограмм звонких и глухих согласных в словах.
1

19
Закрепление анализа и комментирования написания орфограмм звонких и глухих согласных в словах
1

20
Анализ и комментирование орфограммы обозначение мягкости согласных на письме.
1

21
Закрепление анализа и комментирования написания орфограмм обозначение мягкости согласных на письме.
1

Восполнение недостатков лексического строя речи
(8 занятий)

22
Развитие умения подбирать ряд однокоренных слов.
1

23
Закрепление умения подбирать ряд однокоренных слов.
1

24
Развитие умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.
1

25
Закрепление умения подбирать проверочные слова на изученные орфограммы.
1

26
Распознавание окончаний различных частей речи в тексте.
1

27
Закрепление умения распознавать окончаний различных частей речи в тексте.
1

28
Дифференциация частей слова.
1

29
Закрепление умения дифференциации частей слова.
1

Дифференциация орфограммы на основе исторического и морфемного принципов
(8 занятий)

30
Анализ и комментирование орфограмм корня (чередование и беглые гласные).
1

31
Закрепление умения анализа и комментирования орфограмм корня.
1

32
Анализ и комментирование орфограммы приставки (гласные, согласные в приставке).
1

33
Закрепление умения анализа и комментирования орфограмм приставки.
1

34
Анализ и комментирование орфограмм корня (лаг- лож, раст – ращ - рос)
1

35
Закрепление написания корневых орфограмм (лаг- лож, раст – ращ - рос).
1

36
Анализ и комментирование орфограмм корня (О – Ё после шипящих, Ы – И после Ц).
1

37
Закрепление написания корневых орфограмм (О – Ё после шипящих, Ы - И после Ц) .
1

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа
(24 занятия)

38
Имя существительное.
1

39
Собственное и нарицательное имя существительное.
1

40
Анализ орфограммы существительного – правописание гласных в падежных окончаниях.
1

41
Закрепление написания гласных в падежных окончаниях имени существительного.
1

42
Анализ и комментирование орфограммы существительного – правописание букв О - Е после шипящих и Ц.
1

43
Закрепление написания букв О – Е после шипящих и Ц в именах существительных.
1

44
Имя прилагательное. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1

45
Закрепление правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных.
1

46
Анализ и комментирование орфограмм прилагательных – О - Е после шипящих, правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.
1

47
Закрепление правописания кратких прилагательных с основой на шипящую.
1

48
Глагол. Анализ и комментирование орфограмм глагола – НЕ с глаголом, Ь после Ч в неопределенной форме.
1

49
Закрепление правописания Ь после Ч в неопределенной форме глагола.
1

50
Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.
1

51
Закрепление правописания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.
1

52
Анализ и комментирование орфограмм глагола – буквы Е-И в корнях с чередованием. Правописание гласных перед суффиксом Л в прошедшем времени.
1

53
Закрепление правописания гласных перед суффиксом Л в прошедшем времени.
1

54
Анализ и комментирование орфограмм глагола – правописание безударных личных окончаний глаголов.
1

55
Закрепление правописания безударных личных окончаний глаголов.
1

56
Анализ и комментирование орфограмм глагола – Ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
1

57
Закрепление правописания Ь после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.
1

58
Закрепление изученных орфограмм глагола.
1

59
Закрепление знаний о частях речи.
1

60
Закрепление знаний о составе слова.
1

61
Повторение и закрепление изученных орфограмм имени существительного, имени прилагательного.
1

62
Итоговое диагностическое обследование состояния письменной речи
(4 занятия)
4


Ожидаемые результаты по итогам коррекционной работы в 5 классе:

- выполнять языковой анализ и синтез слова на программном материале 5 класса;
- правильно обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные звуки на конце слов;
- писать слова с двойными согласными, слова с разделительным мягким знаком ;
- производить фонетический разбор;
- правильно писать слова с безударными гласными в корне
- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;
- выделять изученные орфограммы («ошибкоопасные» места);
- уметь пользоваться орфографическими алгоритмами.

6 класс

Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной трудности в усвоении орфографических правил на письме.

Задачи:

восполнить недостатки развития грамматического строя речи;
восполнить недостатки развития лексического строя речи;
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе исторического и морфемного принципов (орфограммы корня, приставки);
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе морфологического принципа. (орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола).

Содержание образовательной программы

1. Обследование письменной речи.
Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.

2. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.
Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова. Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова.

3. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Разбор слова по составу. Анализ и комментирование орфограмм в корне. Анализ и комментирование орфограмм приставки. Анализ и комментирование орфограммы сложных слов.

4. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного. Анализ и комментирование орфограмм имени прилагательного. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. . Анализ и комментирование орфограмм глагола. Анализ и комментирование орфограмм имени числительного. Анализ и комментирование орфограмм местоимения.

Учебно-тематический план логопедических занятий по коррекции дизорфографии в 6 классе
№ п/п
Содержание
Кол-во занятий

Диагностическое обследование

1
Обследование письменной речи воспитанников.
4

Коррекционно-развивающя работа

3
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова.
6

4
Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
10

5
Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
44

Итоговое диагностическое обследование.

6
Обследование письменной речи воспитанников.


Итого: 68 занятий


Примерное планирование логопедических занятий по коррекции дизорфографии в 6 классе.
(2 раз в неделю)


Тема
Количество занятий





1
Диагностическое обследование состояния письменной речи
(4 занятия)
4

Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слова
(6 занятий)

2
Анализ и комментирование орфограмм, изученных в 5 классе. (на уровне предложения и текста) .
1

3
Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в середине слова.
1

4
Закрепление звукобуквенного анализа слов со стечением согласных в середине слова.
1

5
Звукобуквенный анализ слов со стечением согласных в начале и конце слова .
1

6
Закрепление звукобуквенного анализа слов со стечением согласных в начале и конце слова.
1

7
Фонетический разбор слова.
1

Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа
(10 занятий)

8
Разбор слова по составу.
1

9
Закрепление разбора слова по составу.
1

10
Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -КОС-/-КАС-)
1

11
Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -КОС-/-КАС-)
1

12
Анализ и комментирование орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -ГОР-/-ГАР-)
1

13
Закрепление анализа и комментирования орфограмм в корне (буквы О-А в корне  -ГОР-/-ГАР-)
1

14
Анализ и комментирование орфограмм приставки (гласные  приставках ПРЕ-/ПРИ-)
1

15
Закрепление анализа и комментирования орфограмм приставки (гласные  приставках ПРЕ-/ПРИ-)
1

16
Анализ и комментирование орфограммы сложных слов (соединительные гласные О, Е)
1

17
Закрепление анализа и комментирования орфограмм сложных слов (соединительные гласные О, Е)
1

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа
(44 занятия)

18
Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква И в падежных окончаниях имен существительных).
1

19
Закрепление анализа и комментирования орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква И в падежных окончаниях имен существительных).
1

20
Анализ и комментирование орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква Е в суффиксе –ЕН).
1

21
Закрепление анализа и комментирования орфограмм разносклоняемых имен существительных на –МЯ (буква Е в суффиксе –ЕН).
1

22
Анализ и комментирование орфограмм имени существительного (НЕ с существительными).
1

23
Закрепление анализа и комментирования орфограмм имени существительного (НЕ с существительными).
1

24
Анализ и комментирование орфограмм суффикса имени существительного (буквы Ч-Щ в суффиксах ).
1

25
Закрепление анализа и комментирования орфограмм суффикса имени существительного (буквы Ч-Щ в суффиксах).
1

26
–ЧИК-/-ЩИК-; гласные в суффиксах –ЕК-/-ИК-; гласные О-Е после шипящих в суффиксах).
1

27
–ЧИК-/-ЩИК-; гласные в суффиксах –ЕК-/-ИК-; гласные О-Е после шипящих в суффиксах).
1

28
Дифференциация орфограмм имени существительного.
1

29
Закрепление дифференциации орфограмм имени существительного.
1

30
Выполнение практических упражнений на изученные орфограммы.
1

31
Объяснительный диктант .
1

32
Согласование  имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
1

33
Закрепление согласования имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.
1

34
Анализ и комментирование орфограммы НЕ с полными и краткими прилагательными.
1

35
Закрепление применения НЕ с полными и краткими прилагательными.
1

36
Анализ и комментирование орфограммы -О- и -Е- после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
1

37
Закрепление применения -О- и -Е- после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
1

38
Анализ и комментирование орфограммы одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1

39
Закрепление применения орфограммы одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
1

40
Анализ и комментирование орфограммы правописание суффиксов прилагательных -к-, -ск-
1

41
Закрепление правописания суффиксов прилагательных -к-, -ск-
1

42
Анализ и комментирование орфограммы дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
1

43
Закрепление дефисного и слитного написания сложных прилагательных.
1

44
Анализ и комментирование орфограммы буквы Е и И в окончаниях глаголов I  и II спряжения.
1

45
Закрепление написания букв Е и И в окончаниях глаголов I  и II спряжения.
1

46
Анализ и комментирование орфограммы мягкий знак в глаголах повелительного наклонения.
1

47
Закрепление написания мягкого знака в глаголах повелительного наклонения.
1

48
Анализ и комментирование орфограммы гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
1

49
Закрепление написания гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и –ыва- (-ива-)
1

50
Дифференциация орфограмм глагола.
1

51
Объяснительный диктант.
1

52
Анализ и комментирование орфограммы Ь на конце и в середине числительных.
1

53
Закрепление написания Ь на конце и в середине числительных.
1

54
Анализ и комментирование орфограммы буква И в окончаниях количественных числительных.
1

55
Закрепление написания И в окончаниях количественных числительных.
1

56
Изменение по падежам составных количественных числительных.
1

57
Закрепление написания составных количественных числительных.
1

58
Анализ и комментирование орфограммы НЕ в неопределенных местоимениях.
1

59
Закрепление написания НЕ в неопределенных местоимениях.
1

60
Анализ и комментирование орфограммы различение на письме приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.
1

61
Закрепление изученных орфограмм.
1

62
Итоговое диагностическое обследование состояния письменной речи
(4 занятия)
4

Итого:
68 занятий


Ожидаемые результаты по итогам коррекционной работы в 6 классе:
- выполнять языковой анализ слова на программном материале 6 класса;
- правильно употреблять на письме орфограммы суффикса имени существительного;
- правильно употреблять на письме орфограммы суффикса имени прилагательного;
- правильно употреблять на письме орфограммы числительного;
- правильно употреблять на письме орфограммы местоимения;
- выполнять морфологический, фонетический разбор;
- правильно писать слова с безударными гласными в корне;
- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;
- выделять орфограммы («ошибкоопасные» места);
- уметь пользоваться орфографическими алгоритмами.
7 класс

Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной трудности в усвоении орфографических правил на письме.

Задачи:
восполнить недостатки развития грамматического строя речи;
восполнить недостатки развития лексического строя речи
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе исторического и морфемного принципов (орфограммы корня, приставки);
учить дифференцировать и применять орфограммы на основе морфологического принципа (орфограммы имени существительного, имени прилагательного, глагола, причастия, деепричастия, наречия);
учить правильно применять знаки препинания на письме.

Содержание образовательной программы
1. Обследование письменной речи.
Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007.
2. Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
Анализ и комментирование орфограмм суффиксов.  Анализ и комментирование орфограмм приставки. Дефис между частями слова.
3. Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм причастия. Анализ и комментирование орфограмм деепричастия. Анализ и комментирование орфограмм наречия. Анализ и комментирование орфограмм предлога Дифференциация приставок и предлогов. Анализ и комментирование орфограмм союза. Дифференциация союзов и предлогов. Распознавание частиц в предложении на практической основе. Анализ и комментирование орфограмм частицы. Анализ и комментирование орфограмм междометия.
Учебно-тематический план логопедических занятий по коррекции дизорфографии в 7 классе

№ п/п
Содержание
Кол-во занятий

Диагностическое обследование

1
Обследование письменной речи воспитанников.
4

Коррекционно-развивающя работа

2
Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа.
16

3
Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа.
44

Итоговое диагностическое обследование.

4
Обследование письменной речи воспитанников.
4

Итого:
68 занятий









Примерное планирование логопедических занятий по коррекции дизорфографии в 7 классе.
(2 раз в неделю)


Тема
Количество занятий





1
Диагностическое обследование состояния письменной речи
(4 занятия)
4


Дифференциация орфограмм на основе морфемного принципа
(16 занятий)


2
Дифференциация причастий, глаголов, прилагательных на практической основе.
1

3
Морфологический разбор слова.
1

4
Дифференциация суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (- ущ-(-ющ-); -ем-(-им-).
1

5
Закрепление дифференциации суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (- ущ-(-ющ-); -ем-(-им-).
1

6
Дифференциация гласных (а, я; е) перед  -н- в полных и кратких страдательных причастиях
1

7
Закрепление дифференциации суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени (- ущ-(-ющ-); -ем-(-им-).
1

8
Анализ и комментирование орфограмм суффикса полных страдательных причастиях прошедшего времени (-н-, -нн-).
1

9
Закрепление анализа и комментирования орфограмм суффикса полных страдательных причастиях прошедшего времени (-н-, -нн-).
1

10
Анализ и комментирование орфограмм суффикса кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных (-н-, -нн-).
1

11
Закрепление анализа и комментирования орфограмм суффикса кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных (-н-, -нн-).
1

12
Анализ и комментирование орфограмм причастия –НЕ с причастиями.
1

13
Закрепление анализа и комментирования орфограмм причастия –НЕ с причастиями.
1

14
Анализ и комментирование орфограмм суффикса страдательных причастий прошедшего времени.
1

15
Закрепление анализа и комментирования орфограмм суффикса страдательных причастий прошедшего времени.
1

16
Деепричастный оборот.
1

17
Объяснительный диктант.
1

Дифференциация орфограмм на основе морфологического принципа
(44 занятия)

18
Анализ и комментирование орфограмм деепричастия – НЕ с деепричастиями.
1

19
Закрепление анализа и комментирования орфограмм деепричастия – НЕ с деепричастиями.
1

20
Дифференциация деепричастий совершенного и несовершенного вида.
1

21
Закрепление дифференциации деепричастий совершенного и несовершенного вида.
1

22
Анализ и комментирование орфограмм наречия (слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е).
1

23
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на О-Е).
1

24
Анализ и комментирование орфограмм наречия (буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий)
1

25
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий)
1

26
Анализ и комментирование орфограмм наречия (одна и две буквы Н в наречиях на О-Е)
1

27
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (одна и две буквы Н в наречиях на О-Е)
1

28
Анализ и комментирование орфограмм наречия (О и Е после шипящих на конце наречия).
1

29
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (О и Е после шипящих на конце наречия).
1

30
Анализ и комментирование орфограмм наречия (буквы О и А на конце наречий).
1

31
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (буквы О и А на конце наречий).
1

32
Анализ и комментирование орфограмм наречия (дефис между частями слова в наречиях).
1

33
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (дефис между частями слова в наречиях).
1

34
Анализ и комментирование орфограмм наречия (слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных).
1

35
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных).
1

36
Анализ и комментирование орфограмм наречия (Ь после шипящих на конце наречий).
1

37
Закрепление анализа и комментирования орфограмм наречия (Ь после шипящих на конце наречий).
1

38
Дифференциация изученных орфограмм наречия.
1

39
Объяснительный диктант с использованием орфографических алгоритмов.
1

40
Анализ и комментирование орфограмм предлога (слитное и раздельное написание производных предлогов).
1

41
Закрепление анализа и комментирования орфограмм предлога (слитное и раздельное написание производных предлогов).
1

42
Дифференциация приставок и предлогов.
1

43
Закрепление дифференциации предлогов и приставок.
1

44
Анализ и комментирование орфограмм союза (слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ).
1

45
Закрепление анализа и комментирования орфограмм союза (слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ).
1

46
Дифференциация союзов и предлогов.
1

47
Закрепление дифференциации предлогов и союзов.
1

48
Дифференциация изученных орфограмм наречия, предлога, союза.
1

49
Объяснительный диктант с использованием орфографических алгоритмов.
1

50
Распознавание частиц в предложении на практической основе.
1

51
Объяснительный диктант с использованием орфографических алгоритмов.
1

52
Анализ и комментирование орфограмм частицы (раздельное и дефисное написание частиц)
1

53
Объяснительный диктант с использованием орфографических алгоритмов.
1

54
Анализ и комментирование орфограмм частицы (отрицательные частицы НЕ и НИ)
1

55
Объяснительный диктант с использованием орфографических алгоритмов.
1

56
Анализ и комментирование орфограмм частицы (различение частицы НЕ и приставки НИ)
1

57
Объяснительный диктант с использованием орфографических алгоритмов.
1

58
Дифференциация частиц, приставок, союзов.
1

59
Объяснительный диктант с использованием орфографических алгоритмов.
1

60
Анализ и комментирование орфограмм междометия (дефис в междометиях)
1

61
Закрепление изученного.
1

62
Итоговое диагностическое обследование состояния письменной речи
(4 занятия)
4

Итого:
68


Ожидаемые результаты по итогам коррекционной работы в 7 классе:

- выполнять языковой анализ слова на программном материале 6 класса;
- правильно употреблять на письме орфограммы суффикса имени существительного;
- правильно употреблять на письме орфограммы суффикса имени прилагательного;
- правильно употреблять на письме орфограммы числительного;
- правильно употреблять на письме орфограммы наречия;
- правильно употреблять на письме орфограммы местоимения;
- правильно употреблять на письме орфограммы частицы , междометия;
- выполнять морфологический, фонетический разбор изученных частей речи;
- правильно употреблять на письме приставки и предлоги ;
- точно использовать слова различных частей речи, подбирать синонимы, антонимы, активно пользоваться различными способами словообразования;
- выделять орфограммы («ошибкоопасные» места);
- уметь использоваться орфографические алгоритмы.

Перечень учебно-методических средств обучения

Азова О.И. Дизорфография у младших школьников общеобразовательной школы / О.И. Азова // V Царскосельские чтения: Материалы Международной научно-практиче-ской конференции. – СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2001.
Азова О.И., Волосовец Т.В., Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. ч. 1 – М.: РУДН, 2007..
Азова О.И. Дифференциальная диагностика дизорфографии у младших школьников / Р.И. Лалаева, О.И. Азо- ва // Школьный логопед. – 2005.
Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Комарова В.В., Милостивенко Л.Г., Сумченко Г.М. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи // Патология речи: Сб. – СПб., 1992.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: ИД «М и М», 1997.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.– СПб., 1998.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб., 2001.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у школьников с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. – СПб., 1993.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи // Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.
Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.












15