Сжатое изложение с элементами сочинения Василия Александровича Сухомлинского

Урок развития речи
Сжатое изложение с элементами сочинения по притче Василия Александровича Сухомлинского «Обыкновенный человек».


Сапунова Марина Вениаминовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Гимназия 13» города Ульяновска


Ход урока
Организационный момент.
Цели и задачи
Воспитательные
1 . Познакомить учащихся с судьбой В. А. Сухомлинского, рассказать о его педагогической деятельности, о творческом педагогическом наследии
(о притчах, сказках).
2. Формировать представление о тех нравственных качествах, которые должны стать неотъемлемой составляющей личности каждого человека: о гуманизме, доброте, ответственности за ближнего, бескорыстии.
3. Способствовать формированию коммуникативно- речевой такта, умению корректно формулировать свою точку зрения, развивать коммуникабельность в общении со сверстниками и взрослыми, а также активность в решении познавательно-поисковых задач.
Образовательные
1. Дать представление о жанре притчи, её художественных особенностях.
2.Совершенствовать умение пересказывать текст сжато, но сохраняя художественные особенности того или иного фрагмента, передавая замысел автора, сохраняя его позицию.
3. Составлять собственное высказывание в соответствии с поставленной задачей, уметь выразить своё собственное мнение по поводу прочитанного, то есть писать изложение с элементами сочинения.
Знания, умения, навыки
1. Учащиеся должны знать :
*особенности художественного стиля речи;
* структуру текста, соответствующую рассуждению как типу речи;
*основные способы сжатия текста для написания сжатого изложения.
. накомить учащихся с судьбой В. илия2. Учащиеся должны уметь:
* понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы, связанные с его пониманием;
* находить в тексте нужную информацию;
*составлять план будущего высказывание;
*сжимать текст, сохраняя все микротемы; пересказывать текст сжато;
* создавать высказывание заданного типа речи (рассуждение), то есть применить коммуникативные умения работы со связным текстом и уметь создавать собственный текст;
*применять на практике орфографические и пунктуационные навыки, необходимые для написания изложения с элементами сочинения (по тексту изложения).

Оформление доски: Портрет В. А. Сухомлинского
3. Рассказ о В. А. Сухомлинском ( 1918 -1970)
Директор школы, учитель русского языка и литературы, ветеран Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук.
Родился В. А. Сухомлинский на Украине, его детские годы совпали с гражданской войной. Это было время лишений, разрухи. Но после войны родители нашли возможность дать сыну образование: сначала Василий Александрович поступил в медицинский техникум, а затем перевелся в педагогический институт. Затем началась Отечественная война с фашизмом, война жестокая и кровавая. Василий Александрович вынес ее, как говорят, «на своих плечах». Он уходит добровольцем на фронт и сразу же под Смоленском получает первое боевое крещение и первое ранение. В январе 1942 г. младший политрук Сухомлинский, защищая Москву, получает новое тяжелое ранение и чудом остается жив. Василий Александрович видел много горя, много ненависти, много человеческого зла. Но тяжелая жизнь не ожесточила душу Сухомлинского. Он всегда и во всем был доброжелателен и отзывчив, любил людей, старался пробуждать в них добрые чувства. О себе он писал так: «Я прежде всего учитель, народный учитель. Тридцать два года работаю в школе, все время в селе. Дед мой был крепостным и умер на ниве, присев отдохнуть на минуту. Отец тоже всю жизнь работал на земле. Свою трудовую жизнь я начал с 15 лет. Один год учился в институте на стационаре, потом два года заочно, в семье были очень трудные материальные условия, надо было работать; кончал институт снова на стационаре. С первых же дней войны пошел на фронт, был трижды ранен, лежал в госпитале на Урале, работал там полтора года в школе, как только родной район был освобожден от фашистов, я приехал домой и безвыездно работаю в Павлышской школе.
В 1939 году женился. Когда я ушел на фронт, дома осталась жена, Вера Петровна (весной 1941 года она окончила учительский институт). Она не могла выехать, так как ждала ребёнка. Осталась у своих родителей. Во время оккупации ее арестовало гестапо за распространение советских листовок, сброшенных с самолета, за перепрятывание советских бойцов, бежавших из плена, за сохранение и передачу им оружия. Фашисты жестоко казнили её.
Трудно передать словами горе, которое мне пришлось пережить. Я стремился работать, работать, работать. Работал день и ночь года три подряд просыпался в два часа ночи и уже не ложился работал. Не какими-то таинственными причинами объясняется то, что я много сделал, много писал, а вот горем... Я взялся за иностранные языки и овладел в совершенстве немецким, потом чешским и польским, потом изучил французский и английский. Написал свыше 300 (точнее, сейчас опубликовано 310) научных работ, в том числе 32 книги, работы переведены на 36 языков народов СССР и зарубежных стран. Но я не считаю научную работу главным в своей жизни. Главное это то, что я народный учитель. Творить человека это высшее счастье».
Василий Александрович после войны много думал о том, что видел, пережил во время войны, он мучился в поисках ответа на вопрос, откуда берётся зло в душах людей. Для себя он нашел ответ. По его мнению, дело в том, что кого-то из них в детстве не учили доброте. Он считал, что детей нужно учить доброте как можно раньше.
Вот и решил Василий Александрович за год до начала «настоящей» учёбы, устроить для шестилеток особую школу - «Школу радости». «Школа радости» открылась в 1951 году. Ребятишки вроде послевоенные, но войной безжалостно задетые, обожженные: есть сироты круглые, много безотцовщины, у кого родители больные, раненные, у кого с фашистами сотрудничали. Первого сентября ученики «шестилетки», робея, шли в школу, на ногах – непривычные для деревенских босоногих ребятишек ботиночки. Атмосфера напряжённая, настороженная. А Сухомлинский предложил ребятам разуться, в дивный плодоносящий сад пройти, и там зачаровал сказкой о солнышке, рассыпающем искорки-звёздочки, о великанах-кузнецах, выковывающих солнышку лучезарный венец. По ходу рассказа Василий Александрович рисовал. Потом каждому ребёнку по две кисточки винограда в серую бумажку завернул. Одну для ребёнка, вторую для мамы. Такие вот добра уроки.

Никто в школе не знал, что Сухомлинский носит в своей груди осколки с самой войны, что они причиняют ему сильную боль, что ему была нужна операция. Он не мог оставить своих ребят, и через 28 лет после войны осколки дошли до сердца, и народного учителя не стало. Но остались его письма, сказки, притчи. Одну из его притч мы сегодня прочитаем.
Что такое притча?
Притча-рассказ, взятый из истории или окружающей жизни, цель которого - запечатлеть духовные и нравственные истины. ( «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой).

4. Читается текст притчи без названия и без последнего предложения
( Обыкновенный человек)
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба. В ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди - заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него ведро. Посмотрел он на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
- Что это за человек?- спросил внук деда.
- Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и уехал.
- Что это за человек?- спросил деда внук.
- Это ещё не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился, поблагодарил и поехал воды, а ведро оставил привязанным у колодца.
- А это что за человек?- спросил внук.
( - Обыкновенный, - ответил дед.)
Вопросы на понимание текста
Как вы думаете, что ответил дед внуку?
А как бы вы назвали эту притчу?
Почему третьего человека автор назвал «обыкновенный»? Каких людей мы обычно называем «обыкновенными»?
В толковом словаре С.Ожегова это слово толкуется следующим образом:
Обычный, ничем не выделяющийся. Обыкновенное явление. Самый о. человек. 2. обыкновенно, нареч. Как всегда, как во всех подобных случаях, обычно. Например: По воскресеньям он обыкновенно ходит в театр.
(Значит, человек должен поступать так, как третий проезжий, всегда, стремление делать добрые дела для нас с вами должно стать нормой, повседневным, обычным, обыкновенным делом.
По мнению деда и, можно сказать, автора, нет хороших или плохих людей, а есть люди и те, кто ещё не имеет право так себя называть; если ты человек, считаешь себя человеком, ты всегда должен поступать по – человечески.)
3. Как автор называет других проезжих? (мужик, хозяин) Как их это характеризует, каково отношение автора к людям такого типа?

4. Мы напишем сжатое изложение по этому тексту.
5. Какие способы сжатия текста мы знаем?

* исключение подробностей;
* Изменение структуры предложений на более простые синтаксические конструкции;
* замена прямой речи или диалога косвенной речью.
На предыдущем уроке мы с вами писали сжатое изложение по тексту, в котором было 130 слов, мы сжали этот текст, не искажая его смысла, в среднем до 50-60 слов. В притче Сухомлинского около 180 слов, но сжать текст мы сможем минимально, так как мы имеем дело с притчей, о язык притчи- это особый язык: в нём каждое слово несёт большую смысловую нагрузку, притча всегда имеет глубокий подтекст, поэтому сжатие текста будет минимальным.
6. План изложения (вариант)
1.Колодец в жаркой степи.
2.Ведро упало в колодец.
3. «Это не человек».
4. «Это ещё не человек».
5. «Обыкновенный человек».
7. Работа над пунктуацией (замена диалога косвенной речью):
- А это что за человек?- спросил внук деда.
Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это ещё не человек.

8. Мы прочитали притчу В. Сухомлинского, узнали его мнение о том, каким качеством должен обладать человек: стремление помочь людям должно быть нормой. Мне очень хочется узнать ваше мнение о том, какой ещё, очень важной чертой, по-вашему, должен обладать настоящий человек. Напишите после изложения небольшое сочинение об этом.
Я думаю,.
Мне кажется, что.
Думаю, многие согласятся с тем, что.

Примерный текст сжатого изложения
В жаркой степи живут дед с внуком. Возле их дома колодец,
из которого проезжие могли достать воды и напиться.
Однажды ведро оторвалось и упало. Не было у деда другого ведра, нечем воды достать.
На другой день подъезжает к дедовой избе мужик в телеге. Под соломой у него было ведро. Но он не стал доставать воды и быстро уехал.
Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это не человек.
В полдень приехал другой хозяин. Он напился воды и дал деду с внуком, ведро забрал и уехал.
Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это ещё не человек.
Вечером остановился у избы третий проезжий. У него тоже было ведро. Он напился воды и уехал, а ведро оставил.
Внук спросил деда, что это за человек. Тот ответил, что это обыкновенный человек. (Около 130 слов)

9. Подведём итоги нашей работы. Прочитаем ваши сочинения о том, какими качествами должен обладать настоящий человек.