Урок развития речи по теме «Сжатое изложение с элементами сочинения о выборе профессии»

Урок развития речи
по теме «Сжатое изложение с элементами сочинения
о выборе профессии». 7 класс
(2 часа)
Учитель: Лобанова О.М.

Цель урока: подготовиться к написанию сжатого изложения на материале
публицистического текста;
продолжить работу по формированию навыков анализа текста, выделения
в тексте главной и второстепенной информации;
формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста;
развивать творческие способности детей;
раскрыть важную проблему выбора будущей профессии.

Ход урока №1

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Слово учителя и чтение текста.
Предлагаю задуматься, что, по-вашему, является самым важным в жизни?
(обсуждение вариантов ответов).

Давайте внимательно послушаем отрывок из письма к молодёжи Д.С. Лихачёва и обсудим, как отвечает на этот вопрос известный российский [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], публицист. (аудиозапись)

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не только подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. 
(по Д.С. Лихачёву.
Письма о добром и прекрасном. Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)
III. Повторное чтение текста учениками (у каждого ученика есть текст).

Беседа по вопросам

Определите тип речи текста.
(рассуждение)
А каков стиль?
(публицистический)
О чём текст? Какова тема и главная мысль этого текста?
(о самом главном в жизни человека – выборе жизненного пути;
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу, только тогда можно стать счастливым)
Какими способами можно сжать информацию?
(исключения, обобщение, упрощение)
Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в тексте то, что можно объединить, сделать короче.

В каждой части текста выделите главное, ключевые слова,
отберите существенную информацию.

Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.
(План.
Главное для каждого человека должно быть добрым и значительным, для этого человек должен уметь подниматься над своими повседневными заботами.
Надо уметь жить для других людей. Только люди, служившие другим, остаются в памяти.
В жизни надо иметь своё дело. Счастья достигнет тот, кто стремиться сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе.

IV. Сжато перескажите весь текст, записав результат на черновик.

Ход урока №2
V. Подготовка к творческой работе – сочинению-миниатюре.

Слово учителя. Несомненно, что даже сейчас каждый из вас уже мечтает выбрать какую-либо профессию из всего их многообразия. Сейчас мы с вами для удобства дальнейшей работы разделимся на группы по 4 человека.

Как вы думаете, что такое "престижная работа"? Каково ваше представление о ней?
Какие профессии, как вам кажется, считаются престижными в нашей стране? От
чего зависит престижность профессии? Связывается ли это с высокой зарплатой?
Определяется ли положение человека в обществе зарплатой?

А теперь давайте сыграем в такую игру: зная характеры и интересы своих друзей, выберите кого-либо из противоположной группы, придумайте подходящую для него профессию и запишите её на листке бумаги. Будьте готовы зачитать вариант каждой из групп и обсудить, подходят ли вам эти профессии.
3) В группах обсудите, какие качества характера должен иметь:
Программист
Врач
Инженер
Юрист
Фармацевт
Архитектор-дизайнер
(Выбор профессий не случаен: предварительно было проведено тестирование и были выявлены те профессии, которые интересуют большинство детей данного класса).
Совпадения по качествам учитель записывает на доске.

Итог работы: на доске те качества, которые следует развивать в себе каждому человеку, чтобы быть успешным в выборе любой профессии.

4) Скажите, как вы понимаете эту русскую пословицу: «Не место красит человека, а человек место»?

VI. Написание сжатого изложения и сочинения-миниатюры, рассказав о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.


Домашнее задание:
Доделать всё начатое, переписать в чистовик





























Приложение 1

Текст к уроку «Сжатое изложение с элементами сочинения»

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И ещё, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. 

(по Д.С. Лихачёву. Письма о добром и прекрасном.
Письмо 46. ПУТЯМИ ДОБРОТЫ)


Вопросы к тексту для подготовки к сжатому изложению

Определите тип речи текста.
А каков стиль?
О чём текст? Какова тема этого текста?
Какова главная мысль этого текста?
Какими способами можно сжать информацию? Подумайте, что можно
исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Отметьте в
тексте то, что можно объединить, сделать короче.
В каждой части текста выделите главное, выделите ключевые слова,
отберите существенную информацию.
Составьте план сжатого изложения, озаглавив каждую микротему.

Творческое задание. Сочинение-миниатюра.
Расскажите о людях (используйте примеры из жизни ваших близких родственников, друзей или знакомых), которые имеют любимую работу.



Дмитрий Сергеевич Лихачёв
(1906-1999)
15