Урок русского языка Сжатое изложение

Ход урока «Написание сжатого изложения в 9 классе»


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

1.Разминка

Предлагаю в начале урока решить «орфографические пропорции». На доске: жатый = доровье
десь = ?

излжение = прилгать
? = рстущий










Характеристика «искомых» слов: в первом случае это любое слово с приставкой С-, во втором – слово с корнем
–рос-) ребята рассказывают правила.


2. Повторение

Одновременно с разминкой за компьютером один ученик выполняет орфографическую работу.






После решения «пропорций»: а теперь вспомните, какие правила иллюстрируют данные слова. Запишите по 3 примера на каждый случай.

Попробуем объединить слова из «пропорций»: причастие из первой с существительным из второй. Что получилось? Определите вид подчинительной связи в этом словосочетании.
Итак, что мы уже хорошо знаем?



Материал для индивидуальной работы:
1.Раскрой скобки: инте(л,лл)ект, мо (л,лл)юск, по(д,дд)аваться, дре(с,сс) ировка, поставле (н,нн)ый, неискушё (н,нн)ый, кла (с,сс)ический, медле (н,нн)о, сенсацио (н,нн)ый.
2. Определи, какая орфограмма объединяет слова. Распредели их на два столбика: слова для запоминания и слова, написание которых зависит от строения.




Сжатое изложение.
Это словосочетание, вид связи – согласование.


Знаем орфограммы «Гласные в корнях с чередованием», «Написание неизменяемых приставок». Знаем виды подчинительной связи в словосочетании.


3. Настрой на восприятие

О чем вам говорит «добытое» в результате работы словосочетание? Чем будем заниматься сегодня? Сформулируйте цели урока.


Сжатое изложение – выбор наиболее важной информации из текста, тип работы, который мы выполняем, готовясь к экзамену.
На уроке продолжим работу над сжатием текста.
Цели – вспомнить основные приёмы сжатия текста, развить умение применять эти приёмы на практике, научиться определять, каким приемом следует пользоваться в зависимости от вида текста, совершенствовать навыки сжатого пересказа, развивать память.


4. Работа с текстом

Для того, чтобы достичь целей, нам необходим текст.
Проверьте работу, выполненную индивидуально: в ней содержатся слова из текста. Проверяя, попробуйте определить, о чем пойдет речь в тексте.
Проверьте свои ожидания.
Чтение текста об осьминогах из энциклопедии «Жизнь животных» (см. приложение)

Какова тема этого текста? В каких ключевых словах она раскрывается?
Определите основную мысль этого текста. Озаглавьте.
Сколько микротем в тексте? Назовите их.


Теперь поработайте в группах (3, по количеству микротем, в группе у каждого свой порядковый номер, от 1 до 3). Перечитайте каждый свою микротему и определите, какой способ сжатия можно применить. Своё мнение обоснуйте.



интеллект, моллюск, поддаваться, дрессировка,
поставленный, неискушённый, классический,
медленно, сенсационный





Осьминоги в реальности и в человеческом воображении.

Люди необъективны в своей оценке осьминогов.
3 микротемы: интеллект и обучаемость осьминогов, осьминоги в легендах, образ головоногого моллюска в литературе.
1 группа – приёмы обобщения и исключения (рассуждение с большим количеством примеров).
2 группа – исключение (много подробностей в описании осьминога, подробное перечисление жанров).
3 группа – исключение.


5. Работа в группах

Тексты «разрезаются» на 3 части, затем все ученики с первыми, вторыми и третьими номерами получают соответствующую их номеру микротему, собираются в рабочие группы, решают, какие части текста они будут сокращать, какие – обобщать (отмечают карандашом, заключают в скобки). Затем сжатый текст пересказывают – слушаем по одному человеку от группы.












Получился текст?


После выполнения этого задания ребята возвращаются в изначальные группы с листочками, на которых сжатый текст. Сообща обдумывают, как можно объединить части (в слабом классе можно предложить готовые союзы, наречия, вводные слова, в сильном делать этого не следует: подобная работа к восьмому классу хорошо знакома ребятам), как устранить повторы.


Слушаем полученные тексты (каждая группа представляет свою работу), ученики из других групп рецензируют работу.



1 микротема «Осьминоги – интеллектуальные животные»
Осьминоги – наиболее интеллектуальные животные среди беспозвоночных и некоторых позвоночных. Установлено, что они поддаются дрессировке, различают геометрические предметы, узнают людей, прекрасно обучаются.
2 микротема «Легенды об осьминогах»
Издавна существовали страшные рассказы и легенды об осьминогах. Внешний вид осьминогов: бесформенное тело, щупальца, страшные глаза - у неискушённого человека вызывает страх.
3 микротема «Образ осьминога в литературе»
Укоренению представлений об осьминогах как об опасных животных способствовала литература. В. Гюго описал в своём романе описал, как осьминог «высасывает человека». Время от времени в прессе появлялись сообщения о нападениях осьминогов на людей. Так осьминог, создание неопасное, превратился в чудовище.

Текст не получился: нет связи между частями, много повторов.











наиболее интеллектуальные животные среди беспозвоночных и некоторых позвоночных. Установлено, что они поддаются дрессировке, различают геометрические предметы, узнают людей, прекрасно обучаются.
Однако (между тем, несмотря на это) издавна существовали страшные рассказы и легенды об осьминогах. Внешний вид этих моллюсков: бесформенное тело, щупальца, страшные глаза - у неискушённого человека вызывает страх.
В большой степени (к сожалению, стоит заметить, отметим, что) укоренению представлений об осьминогах как об опасных животных способствовала литература. В. Гюго описал в своём романе описал, как восьминогое чудище «высасывает человека». Время от времени в прессе появлялись сообщения о нападениях осьминогов на людей. Так умное морское животное, создание неопасное, превратилось в чудовище.




6. Написание сжатого изложения



7. Объяснение домашнего задания
Подготовьте сообщения о животных, которых вы считаете интересными.





Приложение

Осьминоги являются наиболее интеллектуальными животными среди головоногих моллюсков и превосходят в этом отношении не только беспозвоночных, но и некоторых позвоночных, например, рыб. Давно было установлено, что осьминоги поддаются дрессировке. У них хорошая память. Они различают геометрические фигуры: маленький квадрат отличают от более крупного, ромб от треугольника, прямоугольник, поставленный вертикально, от прямоугольника, поставленного горизонтально, круг от квадрата. Осьминоги узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Если проводить с ними достаточно времени, то они становятся ручными. Осьминоги прекрасно обучаются.
Однако издавна существовали страшные рассказы об осьминогах. Вероятно, ни об одних морских животных не бытовало столько легенд, мифов, неверных представлений, сколько существует об осьминогах. Надо сказать, что внешний вид осьминогов у неискушённого человека вызывает безотчётный страх: бесформенное тело, постоянно извивающиеся, как у змеи, щупальца, и в довершение всего пара почти человеческих глаз, глядящих на вас в упор!
В немалой степени укоренению неверных представлений об осьминогах способствовала и классическая литература. Знаменитый французский писатель В.Гюго не пожалел красок, описывая сражение героя его романа «Труженики моря» со спрутом – страшным обитателем морской пучины: «Нет тисков, равных объятиям осьминога. Тигр может сожрать вас, но осьминог –страшно подумать –высасывает вас, вы чувствуете, как медленно переливаетесь в страшный мешок, каким является это чудовище..» Так что своей дурной славой осьминог в значительной степени обязан В.Гюго, и у ряда поколений читателей его романа укоренилось представление об осьминогах как о смертельно опасных тварях.
Неверные представления подкреплялись время от времени появляющимися в печати сенсационными сообщениями о нападении осьминогов на людей. И вот осьминог, создание не более опасное, чем крупная треска, но гораздо более понятливое и доброжелательное, превратился в чудище непомерной силы и свирепости. ( По материалам энциклопедии «Жизнь животных». // ГИА. Русский язык. Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе. – М.: «Посвещение», 2010. - с. 42-43.)




Урок русского языка в 8 классе.
Тема «Подготовка к написанию сжатого изложения. Работа с текстом».

Цели урока:
вспомнить основные приёмы сжатия текста,
развить умение применять эти приёмы на практике,
научиться определять, каким приемом следует пользоваться в зависимости от вида текста,
совершенствовать навыки сжатого пересказа,
развивать память,
развивать навыки групповой работы.

Оборудование: доска с записью «орфографических пропорций», медиа-проектор, компьютер, распечатанные тексты для работы, номера для учеников (для определения отнесенности к группе).

Данный урок позволяет продолжить подготовку учеников к ГИА. Обучающиеся уже знакомы с приёмами сжатия текста, отрабатывали их на небольших текстах. Данный урок в системе подготовки – обобщающий. Желательно, чтобы он был «сдвоенным». При разработке урока использованы элементы технологии развивающего обучения. Учтены возрастные особенности обучающихся, в соответствии с ними подобран текст и используются игровые элементы в разминке. В ходе урока используется работа в малых группах (принцип взаимообучения), причем в ходе урока составы групп меняются. Ученики постоянно «контактируют» с текстом, развивают умение сжимать текст различными способами и добавлять необходимые для связи слова. Работы рецензируются, что позволяет прогнозировать ошибки до написания изложения. Учитель в процессе урока организует самостоятельную работу учащихся, консультирует группы.
После данного был проведён еще один тематический урок развития речи – проект «Зверей неинтересных в мире нет», на котором ученики создали «Красную книгу 8 класса». Подбирались название «книги», эпиграф к ней, вступительная статья, рассказы о животных, сопровождаемые презентациями. Работа заинтересовала восьмиклассников, они создали рейтинг «Любимые животные нашего класса».