Конспект внеклассного мероприятия: классный час по патриотическому воспитанию «День народного единства»


Конспект внеклассного мероприятия:
классный час по патриотическому воспитанию
«День народного единства»
Форма проведения: круглый стол
Класс: 11
Время проведения: 1 ноября 2016 г.
Проведено классным руководителем 11 класса Решетниковой Верой Павловной.
Оформление класса: парты расположены в форме круглого стола, в центре – подставка с флажками России, репродукции с изображением Минина и Пожарского, а также одноимённого памятника на Красной площади.
Слово учителя:
4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.
Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.
1 ученик:
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
2 ученик:
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.
3 ученик: В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
4 ученик:
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
5 ученик:
В годы Смутного времени прославился крестьянин из-под Костромы по имени Иван Сусанин.
«В исходе 1612 г. юный Михаил Федорович Романов, последняя отрасль Рюриковой династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда Третьего. Один отряд проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от его убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провел их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в противную сторону и известил Михаила об опасности: бывшие с ним успели увести его. Раздраженные поляки убили Сусанина. По восшествии на престол Михаила Федоровича ( в 1613г.) потомству Сусанина дана была жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; ее подтверждали и последующие государи».
Поэтически подвиг Ивана Сусанина увековечил замечательный русский поэт - декабрист Кондратий Рылеев:
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Все в том захолустье и мертво, и глухо…
«Куда ты завел нас?» - лях старый вскричал
«Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –
Убейте! Замучьте – моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь – я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу измены свою не погубит».
«Злодей! – закричали враги, закипев, -
Умрешь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же! – сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! –
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
6 ученик:
Собор Казанской иконы Божией матери
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.
Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.
Для справки:
Минин Кузьма Минич(? – 1616)-организатор национально-освободительной борьбы русского народа против польской интервенции XVII в. и один из руководителей второго земского ополчения 1611 – 1612гг.; народный герой; соратник Д.М.Пожарского, Нижегородской посадский. С сентября 1611г. земной староста. В боях за Москву проявил личную храбрость. В 1612-1613гг. член земского правительства, с 1613 г. думный дворянин.
Пожарский Дмитрий Михайлович(1578 – 1642) – князь, боярин, полководец, народный герой, соратник К. Минина. Участник первого земского ополчения 1611 г., один из руководителей второго земского ополчения и временного земского правительства. Руководил военными действиями против польских интервентов. Возглавлял ряд приказов.
Учитель (задаёт вопросы участникам круглого стола):
1.Ребята, как вы думаете, какую роль сыграла победа над польскими интервентами для истории России?
2.Почему почитают в этот день икону Казанской Божьей матери?
Игровая часть мероприятия
Конкурс знатоков крылатых выражений.
Царь Алексей Михайлович, отец Петра I, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на «высокое» имя на царский гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском (загородной резиденции царской семьи) особый ящик, куда каждому опустить свою жалобу или просьбу, чтобы сам царь мог их ежедневно получать. А ответы шли через приказы, и дождаться решения было нелегко. Иногда проходили не только долгие месяцы, но и годы. Видимо, поэтому, а может быть, по форме ящика и было дано ему прозвище. Само это выражение оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяют другим: «положить под сукно». Это выражение часто применяют к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решения. (Положить в долгий ящик).
Родилось это выражение в допетровской Руси, когда многие носили верхнюю одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берется за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает…(засучив рукава). О том, кто ленится, говорят…(работает спустя рукава).
В давние времена, когда основная масса населения, будучи неграмотной, не могла делать памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что поступило от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых делали всевозможные заметки – зарубки. Название этих дощечек и стало составной частью выражения. Употребляется в значении запомнить крепко-накрепко. (Зарубить на носу).
Бояре и разные приказные чины приходили в кремлевский дворец к государю с просьбами или благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю кланялись, как тогда говорили, «большим обычаем», т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее «обращаться с просьбой, ходатайствовать». (Бить челом).
В октябре 1552 г. войско Ивана Грозного взяло столицу Крымского ханства – Казань. Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности ее население, приходилось использовать разные способы. Поэтому русские власти старались привлечь на свою сторону местную знать – князей – мурз. Князья в большинстве своем охотно шли навстречу новой власти, боясь потерять положение и власть. Многие из них принимали христианскую веру, получали от царя подарки. А при дворе царя они прибеднялись, старались получить как можно больше наград и «жалованья». Так говорят о человеке, прикидывающемся несчастным, чтобы вызвать сочувствие жалостливых людей. (Казанская сирота).
Самым высоким зданием в Москве в XVII веке была колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь называлась Ивановской. Она была местом встреч торговых людей и совершения различных сделок. За площадью закрепилась значение важного публичного места – здесь оглашались «площадными подьячими» указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос. Употребляется в наше время для обозначения громкого крика. ( Кричать на всю Ивановскую).
Конкурс знатоков афоризмов.
За свою многовековую историю наш народ создал огромное количество крылатых выражений, пословиц и поговорок. В образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам – иноземным захватчикам. Авторы некоторых крылатых выражений известны.
Кому принадлежат следующие афоризмы?
«Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет». (Так сказал Александр Невский, узнав, что наступает враг. Это перефразировка евангельского изречения: «Взявшие меч мечом погибнут».)«Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением». (А.В.Суворов)
А.В.Суворов часто пользовался пословицами и поговорками, да и сам создал немало афоризмов, которые дошли до нас в его знаменитой «Науке побеждать». Я начну, а вы продолжите.
1. « Стреляй редко…(да метко)».
2. « Сам погибай…(а товарища выручай)».
3. « Уши оттирай снегом…(труса лечи опасностью)».
4. « Войско необученное…(что сабля неотточенная)».
5. « Дисциплина - …(мать победы)».
6. « Только того бьют…(кто боится)».
7. « Двум смертям не бывать…(а одной не миновать)».
8. « Опасности лучше идти на встречу…(чем ожидать на месте)».
Конкурс эрудитов.
Настала очередь поработать индивидуально. На доске с каждой стороны написаны задания.
Первое заданиепо таблице «Я и мое имя». Вы должны вписать в соответствующие колонки фамилии, которые образовались:
- от профессий ( Кузнецов, Попов, Портнов, Мельников…);
- от наружности и черт характера ( Курносов, Белотелов, Глазков…);
- от названия животных и растений ( Жуков, Воробьев, Мышкин, Капустин…).
Второе заданиеназывается «Лента времени». Вы должны написать, к каким векам относятся перечисленные ниже года.
1799г. ( XVIII в.);
1314г. ( XIV в.);
700г. ( VII в.);
789г. ( VIII в.);
5г. ( I в.);
44г. ( I в.);
2000г. ( XX в.);
1900г. ( XIX в.);
2001г. (XXI в.).Заключительное слово учителя:
На сегодня мы закончили экскурс в историю. Вы показали, что многое из неё уже знаете, с чем-то познакомитесь позднее. Все эти события произошли давно, но помнить о них необходимо - это наша история, наша память, без которой нет будущего.