План внеклассного мероприятия для 9 класса по теме «День народного единства, что мы знаем о нем?»


Цели:
Воспитание чувства патриотизма, национального самосознания и толерантности.
Привитие нравственно-эстетических качеств.
Обогащение опыта поисковой работы.
Оснащение:
Мультимедийный проектор, компьютер.
Музыкальный центр.
Демонстрационные планшеты, где оборудована выставка книг по тематике мероприятия.
Форма проведения: интеллектуальный марафон.
Место проведения: актовый зал или кабинет.
Оформление:
На стене государственная символика РФ и РТ
Подготовка к мероприятию:
Класс делится на 5 творческих групп, которые получают задания:
Собрать статистический материал о том, как информировано население о празднике «День народного единства».
Подготовить материал о государственном гербе РФ.
Подготовить материал о государственном флаге РФ.
Подготовить материал о народном ополчении 1612 года.
Подготовить материал о подвиге Ивана Сусанина.
Составляется компьютерная программа по теме мероприятия.
Ход мероприятия
Места в зрительном зале распределены по командам участников и зрителей, отведены места для гостей и жюри.
Звучит фонограмма из игры «Что? Где? Когда?». Выходят ведущие.
1ведущий: Добрый день дорогие лицеисты, учителя и наши гости!
2ведущий: Мы рады приветствовать Вас на нашем интеллектуальном марафоне, посвященном национальному празднику «Дню народного единства».
ведущий: Прежде чем приступить к нашему марафону, мы познакомим зрителей и участников с правилами игры.
ведущий: Итак, марафон состоит из нескольких этапов. На каждом этапе команды получают задание и коллективно, в течение одной минуты находят ответ. После того как прозвучит финальный гонг, представители команд выходят на сцену и озвучивают свое решение.
1ведущий: Другой тип заданий - творческие. Все команды заранее получили задание по определённой теме и представят нам результаты своей работы.
2ведущий: Каждое задание оценивается по установленной шкале баллов. И в итоге побеждает та команда, которая набирает больше всех баллов за игру!
ведущий: Сейчас, нам остается представить наше жюри! Оценивать и подводить итоги нашего марафона будут учащиеся 11-ых классов.
ведущий: Уважаемые участники игры, помните, прежде всего, марафон - это состязание, а значит, лучшие команды будут награждены дипломами и ценными призами!
ведущий: Наш интеллектуальный марафон, посвященный «Дню народного единства» начинается! Мы приветствуем наши команды!
Под аплодисменты команды встают, после того, как их назвал ведущий и занимают свои места.
ведущий: Аплодисментами встречаем команду №1, №2 и т. д. (командам нужно заранее дать названия).
Звучат фанфары.
ведущий: В сердце ты у каждого,
Родина Россия
Белые березки, колос золотой.
Нет тебя привольней,
Нет тебя красивей,
Нет другой на свете
Родины такой.
1 ведущий: Родина - как много в этом слове: мама, семья, сын, дочь, родной дом.
2 ведущий; В каждой семье есть свои традиции, особенные даты, которые торжественно празднуются всей семьей. Есть они и в нашем государстве - Российской Федерации, Республике Татарстан, в городе Нижнекамске, в нашем лицее.
ведущий: И наше первое задание будет посвящено именно праздничным датам. Прошу сосредоточится командам и внимательно слушать задание.
ведущий: Вам необходимо в течение одной минуты по сигналу гонга вспомнить и аккуратно написать на листке бумаги все, известные вам праздники Российской Федерации, Республики Татарстан, города Нижнекамска. На листе с ответами обязательно укажите общее количество дат и название команды. Это потребуется нашему жюри для выставления баллов в протоколы.
ведущий: Время пошло!
Звучит сигнал гонга. Тикают часы. Звучит финальный гонг.
ведущий: Дорогие друзья закончилось время для выполнения первого задания, и я прошу прекратить обсуждение, записывать ничего уже не надо.
ведущий: Представителей команд я попрошу подняться на сцену и зачитать свои ответы.
Под музыку команды выходят на сцену и зачитывают свои ответы.
ведущий: Спасибо нашим участникам, просим занять свои места в зале. Наши помощники заберут ваши записи и передадут жюри.
ведущий: Это задание оценивается из суммы названных дат. Каждая дата оценивается в 0,5 балла.
ведущий: Первый этап завершен. В этом разминочном задании мы вспомнили и узнали памятные даты нашей Родины.
ведущий: Но сегодня мы собрались, чтобы больше узнать о сравнительно молодом государственном празднике - «Дне народного единства» - 4 ноября и о государственной символике Российской Федерации.
ведущий: Что же знает население нашего города об этом празднике?
1 ведущий: На этот вопрос нам ответит команда №1.
Выступление команды №1:
Мы провели небольшое исследование. Было опрошено 100 человек. Им задавалось два вопроса:
Когда празднуется День народного единства?
С какими событиями связана эта дата? Были получены следующие данные:
1. Когда празднуется День народного единства?- на этот вопрос правильный ответ дали 48 % опрошенных. Интересно, что старшее поколение (после 30 лет) и молодёжь осведомлены примерно одинаково: только 35% дали правильный ответ. Пожилые люди (после 60 лет) большинство ответили правильно: 77%.
2. С какими событиями связана эта дата?- На этот вопрос правильный ответ дали лишь 18% опрошенных. Причём здесь знания у всех возрастных групп примерно одинаковы
Из ответов можно выделить следующие:
«День народного единства - это когда в начале 17 века весь народ объединился ради спасения Родины»
«День народного единства - объединились люди разных сословий и религий для общего дела»
«В наше время День народного единства - это объединение людей ради благородных целей - например - помощи ближнему»
2 ведущий: Спасибо творческой группе №1, занимайте свои места в зале. К творческим заданиям мы еще вернемся.
ведущий: Но это будет чуть позже. А я думаю, что пора огласить итоги выступления команд за первое задание.
ведущий: Слово нашему жюри.
Озвучивается итог за первое задание.
ведущий: Первое задание наше жюри оценило, но на этом работа не заканчивается, и впереди нас ждут оценки за домашние задания, которые будут подведены после второго этапа интеллектуального марафона.
ведущий: Итак, внимательно слушаем задание второго этапа. Все команды должны за одну минуту после стартового гонга как можно больше написать положительных характеристик о России, начиная со слова «самая», например самая большая река Амазонка, самое древнее государство в Африке - Египет.
ведущий: И как только, прозвучит финальный гонг, все обсуждения прекращаются. Время пошло!
Звучит гонг. Звук часов минуты. Финальный гонг.
ведущий: Дорогие участники время вышло, и я попрошу представителей команд выйти на сцену и зачитать ваши ответы.
Звучит музыка, участник поднимается на сцену. Звучат ответы.
1 ведущий: Прозвучали ответы на задание второго этапа и я через своих помощников передаю в жюри письменные ответы наших команд. Напоминаю, что оценивается общее количество написанных предложений.
2 ведущий: Ну а каждое предложение оценивается в 0,5 балла. И в итоге выставляется суммарная оценка балла.
ведущий: Наш интеллектуальный марафон продолжается. Начало 90-х годов 20 века. Очень сложный, противоречивый период в истории нашего общества. Изменилось государство, экономическая и политическая жизнь. Союз Советских Социалистических республик разделился на 15 независимых государств. Главной его правопреемницей стала Российская Федерация.
ведущий: Каждое государство имеет свои отличительные признаки: государственные символы, к которым относятся герб, флаг и гимн.
ведущий: Белинский писал: «Древняя эмблема или цвет нации, подобно гербу древнего рода, должны быть всегда и неизменно сохраняемы нетронутыми. В противном случае самая эмблема теряет символическое и историческое своё значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным казённым штемпелем».
ведущий: После провозглашения суверенитета Российской Федерации остро встал вопрос о государственной символике.
ведущий: Вот таким небольшим историческим предисловием мы вновь начинаем смотреть и оценивать творческое домашнее задание других команд.
ведущий: Мы приглашаем команду №2. Они подробно поведают нам о государственном символе - гербе Российской Федерации.
Звучит музыка, команда поднимается на сцену.
Выступление команды:
Из закона «О государственном гербе Российской Федерации»: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентами. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона» ст. 1.
Каждый элемент герба неслучаен и имеет определённое значение. Вы можете узнать об этом из разнообразной литературы, образцы которой представлены на выставке, подготовленной нашей группой.
1 ведущий: Спасибо команде №2 , а на сцену мы приглашаем следующих участников нашего марафона - команду №3. Им было дано задание познакомить нас с государственным флагом Российской Федерации.
Выступление команды №3:
Государственный флаг является символом государства. Современный флаг стал официальным флагом в 1991 году 22 августа. С тех пор 22 августа считается днём Государственного флага Российской Федерации. Согласно Федеральному закону, принятому Государственной Думой: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих полос: верхней - белого цвета, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3».
Символы - это живая история, легенда о прошлом и настоящем, о жизни и славных делах государства.
Что означают цвета флага? На Руси издревле белый цвет означал чистоту, правду, добро. Синий - веру, верность. Красный - огонь, смелость, честность, красоту. Российский триколор появился ещё при Петре 1 в начале 17 века. Тогда он стал флагом торгового флота в России. Цвета флага очень любили на Руси, поэтому в 19 веке он становится национальным флагом России. После долгого перерыва в конце 20 столетия он вновь становится знаменем новой России.
Согласно федеральному закону, принятому Государственной Думой: Государственный флаг Российской Федерации должен быть постоянно поднят над главными зданиями органов власти, а в дни праздников вывешивается и на жилых зданиях. Также он поднимается на зданиях российских посольств за рубежом, на российских самолётах, в расположении российских воинских частей. В дни всенародного траура флаг приспускают. Флаг - национальная святыня. Мы должны относиться к нему с уважением. Надругательство над флагом является уголовным преступлением.
2 ведущий: Ребята спасибо. Мы напоминаем жюри, что творческое домашние задание оценивается по 5 бальной системе.
1ведущий: Аплодисментами благодарим творческую группу и просим занять свои места в зале.
2ведущий: У каждой страны есть свой гимн. Наряду с государственными гербом и флагом, гимн нашего государства также изменился.
1 ведущий: В 1993-2000 годах гимном России (без слов) была мелодия «Мотива национального гимна» М. И. Глинки, но он не был утверждён Государственной Думой. С избранием в России нового президента В. В. Путина, вопрос о гимне сдвинулся с мёртвой точки. В результате компромиссного решения новый гимн Российской Федерации должен исполняться на знакомую музыку А. В. Александрова. Текст гимна написал СВ. Михалков. Гимн был утверждён 30 декабря 2000 года.
2 ведущий: Согласно закону Российской Федерации гимн исполняется на торжественных мероприятиях. Присутствующие стоя подпевают, мужчины снимают головные уборы.
Исполняется гимн РФ. Через мультимедийный проектор на экране текст гимна. Учащиеся встают и подпевают.
1 ведущий: Прошу всех занять свои места.
2 ведущий: Свобода, мудрость народная, братских народов союз вековой - в этих словах символизируется вся история нашего государства.
ведущий: Государственный праздник 4 ноября - День народного единства
это память о важнейших, очень значимых событиях начала 17 века.
ведущий: Об этом подробнее поведает нам команда №4.
Выступление команды: (можно инсценировать) Через мультимедийный проектор на экране картина «Обращение Минина к новгородцам» и памятник Минину и Пожарскому в Москве.
Начало 17 века. Россия представляла ужасное зрелище. Поляки после убийства Лжедмитрия II захватили и разорили Орёл, Волхов, Белев, Карачев, Алексин и другие города. Астрахань не подчинялась ни Боярской думе, ни московским воеводам. Шведы захватили Новгород, Тихвин, Ладогу, силой присвоили себе северо-западные районы России. Явились ещё новые ЛжеДмитрии - третий и четвёртый.
Русский народ был готов встать против поработителей как один человек. Непрерывные смуты и действия не сокрушили его могучих сил. По городам и весям прошла молва, что в Нижнем Новгороде собирается ополчение. 7 октября 1611 года руководители города вместе с духовенством собрали народ для совета. Перед горожанами выступил Кузьма Минин, мясной торговец. Он призвал нижегородцев помочь Москве и России. Минин начал собирать средства для формирования народного ополчения. Возглавил народное ополчение Дмитрий Михайлович Пожарский, князь, воевода. Из Нижнего Новгорода во все города России были посланы грамоты с призывом изгнать из русской земли захватчиков, очистить и благоустроить её, собрать силы и средства для борьбы с врагами. Первыми пришли коломничи, за ними рязанцы, служилые люди других городов, добрые казаки и стрельцы. В июле 1612 года ополчение пошло к Москве. 22 октября (по старому стилю) или 4 ноября (по новому стилю) 1612 года русские ополченцы и казаки пошли на приступ Китай-города и выбили оттуда поляков.
Радость россиян была бесконечной. Дело очищения и восстановления государства казалось оконченным.
Россияне помнят и чтят своих героев. В Москве на Красной площади благодарные потомки поставили памятник своим освободителям.
ведущий: Мы аплодисментами провожаем команду в зал и наше жюри не забывает оценивать выступление команд в творческих заданиях.
ведущий: Заслуга в освобождении нашей Родины принадлежит не только руководителям ополчения. Весь народ понимал опасность для страны и чувствовал свою личную ответственность. О беспримерном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина подготовила выступление команда №5.
Звучит музыка, команда поднимается на сцену. Выступление команды, по произведению Рылеева «Иван Сусанин». Выступление команды:
В конце 1612 года юный Михаил Фёдорович Романов, последняя отрасль Рюриковской династии, скрывался в Костромской области. В то время Москву занимали поляки: сии пришельцы хотели утвердить на российском престоле царевича Владислава, сына короля их Сигизмунда III. Один отряд проникнул в костромские пределы и искал захватить Михаила. Вблизи от убежища враги схватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина, и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу будущего венценосца России. Как верный сын Отечества, Сусанин захотел лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повёл поляков в другую сторону и известил Михаила об опасности.
«Куда ты ведёшь нас? Не видно не зги! -
Сусанину с сердцем вскричали враги: -
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты, сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!»
Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес,
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мёртво и глухо...
«Куда ты завёл нас?» - лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! - Сусанин сказал, -
Убейте! Замучьте! - моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь; я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».
«Злодей! закричали враги, закипев, -
Умрёшь под мечами!» - «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же! - сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! –
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!
По восшествии на престол Михаила Фёдоровича в 1613 году потомству Сусанина была дана жалованная грамота на участок земли при селе Домнине; её подтверждали и последующие государи.
ведущий:
Это было последнее творческое задание наших участников и наши аплодисменты всем командам. Просим жюри подвести итоги по этому конкурсу.
ведущий: А наш интеллектуальный марафон вышел на финишную черту! И мы переходим к последнему этапу игры. Каждая команда получает вопросы и в течение одной минуты находит правильную версию. За каждый правильный ответ вы получаете по 0,5 баллов.
1ведущий: В случае неправильной версии команды, соперники могут дать свой правильный ответ, тем самым, заработав дополнительный балл в свою копилку.
2ведущий: Но ответы будут приниматься только после того, как поднимется первая рука из команд.
1ведущий: Я прошу участников получить задания.
Задания также демонстрируется на экран через мультимедийный проектор.
Итоговое задание
Назовите руководителей П-го ополчения.
Как звали первого царя из династии Романовых, которого спас Иван Сусанин?
Что обозначают цвета российского флага?
Назовите имя святого, изображённого на гербе Российской Федерации.
С каким событием связано празднование Дня народного единства?
6.Что означает двуглавый орёл на гербеРоссийской Федерации?
Звучит музыка, участники получают задания.
ведущий: Внимание! Время пошло!
Прозвучал гонг. Тикают часы минута. Звучит Финальный гонг.
ведущий: Незаметно прошла минута, и мы прекратили обсуждение. Я приглашаю на сцену представителей от команд со своими зафиксированными ответами.
Звучит музыка, представители команд поднимаются на сцену. Звучат ответы.
ведущий: Всех участников просим занять свои места в зрительном зале. И наш интеллектуальный марафон посвященный «Дню народного единства» завершен!
1ведущий: Но, пока еще рано ставить точку! Ведь главное слово еще не сказало наше компетентное жюри!
2 ведущий: Столько ярких выступлений продемонстрировали наши участники марафона, и жюри оценило по достоинству каждую команду!
2 ведущий: Для оглашения результата и награждения участников марафона мы приглашаем председателя жюри.
Звучит музыка, поднимается на сцену. Идет награждение. Звучат фанфары!
ведущий: Дорогие друзья! Дорогие гости, мы теперь можем смело поставить точку в работе нашего интеллектуального марафона посвященного празднику «День народного единства». Мы желаем всем гражданам нашей страны мирного неба, спокойствия в каждой семье, гражданской сплоченности, огромной любви к своей Родине!
ведущий: А нашим участникам мы хотим сказать большое спасибо за вашу борьбу, за стремление к победе и желание учиться и познавать этот мир на благо нашей прекрасной Родины!
1 ведущий: Всем огромное спасибо! До новых встреч!