Развитие творческого мышления и самостоятельности у «лиц с ограниченными возможностями здоровья».


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области «Заларинский агропромышленный техникум»
Тема: Развитие творческого мышления и самостоятельности у «лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Преподаватель спец. дисциплин
Перевалова Юлия Александровна
П. Залари
«Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу»
Али АпширониИменно поэтому профессия педагога обогащает ум, согревает сердце и продлевает молодость души. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно помочь молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле.
В современных условиях особенно острой является проблема подготовки подрастающего поколения к будущей самостоятельной трудовой жизни. Но самая большая проблема в том, что в данное время в обществе все больше людей с “ограниченными возможностями в здоровье”. Социально-экономическое развитие общества во всех сферах требует мышления и активного развития творческого потенциала практически каждого человека.
Основной целью самостоятельной работы обучающихся является улучшение профессиональной подготовки специалистов, высокой квалификации, направленное на формирование профессиональных знаний умений и навыков которые являются эффективными, с помощью самостоятельной работы.
Способность человека состоятся на высоком уровне обществе, зависит от его индивидуальной вовлеченности в самостоятельном процессе освоения новых знаний.
Общая коррекция заключается в исправлении дефектов мышления, в повышении интеллектуального уровня обучающихся, что позволяет им приобрести новые знания и навыки на более высоком уровне.
Индивидуальная коррекция зависит от наличия и степени проявления какого-либо из дефектов. Она проходит поэтапно, с анализом результатов работы на каждом этапе. По мере исправления типичных недостатков дети включаются во фронтальную работу.
Коррекционная направленность при самостоятельной работе особо значима при работе с такими подростками.
Поэтому я считаю одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость, дать обучающемуся простые фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном, направлений.
Методическая основа самостоятельной работы заключает в себя деятельный подход, который состоит в, том, что обучение ориентировано на формирование умений решать типовые задачи, то есть на реальные события, где обучающимся надо проявлять знания конкретной дисциплины.
Самостоятельная работа, обучающихся это планируемая работа выполняемая, по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Для подрастающего поколения с ограниченными возможностями она направлена на:
Улучшение самоощущения;
облегчение социальной адаптации;
улучшение коммуникации и межличностных контактов;
преодоление трудностей самовыражения;
выявление скрытых переживаний,
осознание чувств и состояний и их преодоление;
творческая самореализация;
улучшение психоэмоционального состояния;
гармонизация личности.
Технология организации СРС должна быть поэтапной и обоснованной.
Для эффективного обеспечения этого вида деятельности необходимы готовность преподавателя, качественная методическая и соответствующая нормативно-правовая база.
В ходе самостоятельной работы решаются следующие задачи:.Углубление и расширение профессиональных знаний;
формирование интереса к учебно-познавательной деятельности’
развитие самостоятельности, активности, ответственности, творческого мышления;
развитие познавательных способностей как будущих специалистов.
Самостоятельная работа дает положительные результаты, помогает обучающимся усвоить знания и приобрести умения, способствует развитию их способностей.
Наблюдая за, обучающимися, в процессе продуктивной деятельности накапливаются данные, вскрывающие особенности личности и деятельности учащихся. Знание этих особенностей существенно дополняет педагогическую характеристику подростка и позволяет более точно планировать коррекционно-воспитательную работу на всех уроках и во внеклассное время.
В своей педагогической деятельности работая с подрастающим поколением с ограниченными возможностями, использую следующие виды самостоятельной работы:
творческая самостоятельная работа;
самостоятельная работа по образцу;
вариативная самостоятельная работа;
Творческую самостоятельную работу можно использовать при закреплении, при выполнении образцов швов, составлений схем, зарисовке моделей; выполнение вышивке, аппликации и.т.д.
Вариативную самостоятельную работу используем при выполнении швов разными способами и с использованием инструкционных и технологических карт. Самостоятельную работу по образцу - при составлении таблицы к видам волокон и их назначениям, выполнение швов и закрепление их при пошиве изделий выполнении лабораторных работ. Очень важно предлагать ребятам самостоятельную работу для решения задач логического характера. Самостоятельная работа учащихся должна входить органической частью во все звенья процесса обучения. Она будет достаточно эффективной как в отношении усвоения учащимися знаний, так и в отношении их способностей, если будет организована в системе уроков.
Способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках на этапе закрепления изученного материала предполагается дифференциация содержания учебных заданий:
по уровню творчества;
трудности, объему;
степени самостоятельности обучающихся;
характеру помощи обучающихся;
форме учебных действий.
На практических занятиях рекомендуется не менее 1 часа из двух (50% времени) отводить на самостоятельную работу обучающихся.
При организации практического занятия использую следующий алгоритм:
Вступительное слово (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
Фронтальный опрос, позволяющий выявить готовность студентов к занятию.
3. Выполнение 1-2 заданий у доски (возможно коллективное обсуждение и выявление ошибок).4. Самостоятельное выполнение заданий.
5. Обсуждение выполненных заданий (в конце текущего занятия или в начале следующего).
Таким образом, для организации и успешного функционирования самостоятельной работы студентов необходимы:
Комплексный подход к организации СРС (включая все формы аудиторной и внеаудиторной работы).
Обеспечение контроля над качеством выполнения СРС (требования, консультации).
Использование различных форм контроля.
По результатам самостоятельного выполнения заданий следует выставлять оценку. Также возможно оценивать предварительную подготовку обучающегося к практическому занятию, например, путем экспресс - тестирования (тестовые задания закрытой формы) в течение 5, максимум – 10 минут. Таким образом, при интенсивной работе можно на каждом занятии каждому студенту поставить, по крайней мере, две оценки. В данном случае цель – не просто поставить оценки, а сделать процедуру оценивания развивающей, позволяющей студенту увидеть собственные пробелы и определить пути их преодоления.
По материалам раздела целесообразно выдавать студентам домашнее задание и на последнем практическом занятии по разделу подвести итоги его изучения (например, провести контрольную работу в целом по разделу), обсудить оценки каждого студента, выдать дополнительные задания и рекомендации по их выполнению тем студентам, которые хотят повысить оценку.
Интересной формой СРС для практических занятий являются «групповая форма работы». Целью является – возможность дать студенту научиться разрабатывать и принимать решения, и коллективно сотрудничать друг с другом.
Активность работы обучающихся на обычных практических занятиях может быть усилена введением элементов СРС. В результате чего обучающийся получает свое индивидуальное задание (вариант), при этом условие задания для всех одинаковое, а исходные данные различны. Перед началом выполнения задания преподаватель дает лишь общие методические указания (общий порядок решения, имеющиеся справочные материалы и т.п.). Такая форма СРС способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, изменению отношения к конспектированию лекций, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в выполнении задания. Это улучшает посещаемость как практических, так и лекционных занятий.
Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации СРС на основе индивидуального подхода.
Обучение и воспитание подростков с ограниченными возможностями, отличается тем что, они на много скованнее в своих мыслительных, и речевых способностях иногда даже перед ними возникает не объяснимый страх, в познаний чего, то нового. Но, тем не менее, можно сравнивать их в начале обучения на первом курсе и то на сколько происходит их открытие и становление на протяжений обучения и подготовка к дальнейшей жизни. Все это можно даже проанализировать, посмотрев на табличку критериев комфортности. ( приложение№ 1)
Проанализировав, цель и поставленные задачи я пришла к выводу, то что, воображение и мышление развивается, прежде всего, в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения и мышления. В каждом человеке заключен какой–то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или мышление, проявляется по–разному, в зависимости от направленности личности – её интересов, знаний, эмоционального настроя. Педагогический вывод, который можно отсюда сделать, заключается в необходимости расширять опыт ребёнка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше подросток видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет его самостоятельная деятельность.
Список использованной литературы:
Возможности интернет ресурсов: http://www.bestreferat.ru/referat-213224.htmlВозрастная и педагогическая психология: Хрестоматия учеб пособие для студ. сред. учеб. заведений/ Сост. А.И. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Изд. центр «Академия», 1999. – 303 с.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. – М., 1969. – 234 с.
Семало Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющего развития // Дефектология, – 2000 – №1. – с. 66–75.
Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. Ростов-н/Д, 2001. 23 c.
Приложение №1
К Компетентность Критичность Креативность Культура
О Органичность, основательность Отдача, оптимально Открытие
Ответственность Образованный, осознанный
М Моделирование Мотивация Методика Мастер
Ф Фантазия Формирование Функциональный Фундамент
О Отдых, осмысленный Открытие, ОрганизованныйОбучение Опора, озарение
РРадость Развитие Рост Результат,рефлексияТ Тепло Творчество Талант Темп