Доклад на тему: Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Доклад на тему:
«Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Доклад подготовила воспитатель ТОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», д.Красненькая, Тамбовский район, Тамбовская область
Бельнинова Елена Анатольевна
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных и важных задач в жизни общества. Ее актуальность возрастает в связи с непрерывным ростом количества несовершеннолетних с проявлениями девиантного поведения различного типа. Обращает на себя внимание тот факт, что помимо количественных существуют и качественные изменения: увеличивается число девиантных поступков, совершаемых подростками, имеющими нарушения интеллекта.
Девиантное поведение у детей с ограниченными возможностями здоровья связано с рядом социальных и биологических факторов, выступающих во взаимодействии и единстве. Наиболее распространенными формами девиантного поведения у данной категории подростков являются агрессивность, бродяжничество, воровство, попрошайничество, ранняя алкоголизация, табакокурение, токсикомания, сексуальные аддикции (это навязчивое половое поведение, которое подсознательно используется для достижения психологического комфорта и наслаждения, неспособность контролировать сексуальные импульсы).
Основными причинами девиантного поведения у обучающихся с ОВЗ являются:
– неблагоприятные условия семейного воспитания (алкоголизм родителей, эмоциональная депривация ( это лишение детей заботы, внимания, ласки, нежности и любви)
– недоразвитие эмоционально-волевой сферы и нарушение умственного развития;
– трудности коммуникации и адаптации.
Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности. Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро. Эффективным решением данной задачи является выстраивание в школе единой системы духовно-нравственного воспитания.
В нашей группе разработана система мероприятий по духовно-нравственному воспитанию, включающая в себя основные направления:
- Ученик-патриот и гражданин
- Ученик и его отношение к природе
- Труд и творчество
- Пропаганда здорового образа жизни
- Я и моя семья
С воспитанниками постоянно ведется профилактическая работа по устранению причин девиантного поведения. Народная мудрость гласит: «Не оценивайте людей, а цените их». Ребенок, как и любой взрослый человек, нуждается в понимании, доверии, поддержке. Чтобы лучше понять, что собой представляет каждый ребенок, на что он способен, как выстраивать с ним взаимоотношения я в своей группе веду систематическое наблюдение за учащимися, устанавливая характер отклоняющегося поведения;
- изучаю интересы, склонности и способности воспитанников;
- вовлекаю подростков в культурно-массовую и оздоровительную работу;
- осуществляю контроль за проведение свободного времени детей данной категории.
Наиболее адекватной формой преодоления девиантного поведения у детей с ОВЗ является двигательная активность. Мои воспитанники посещают спортивные секции, танцы. Но не всегда они делают это с желанием. Убеждаю, заставляю, объясняю – делаю все возможное, чтобы воспитанник не бросил заниматься. Детям c ограниченными возможностями здоровья не свойственно заниматься каким – либо одним видом деятельности. Работа в группе построена так, чтобы занятия не были монотонными, насилии разнообразный характер, тем самым, даю возможность детям проявить себя во всех сферах творческой деятельности. В моей группе дети имеют в основном поведенческие нарушения. Какие- то проблемы можно решить медикаментозным путем, но нельзя исправить лекарствами то, что заложено в воспитании ребенка. Различные беседы, совместная творческая работа в каком - либо деле дают положительный результат, но не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям воспитанников. Например, в группе выработаны определенные правила поведения (и это стоило не малых усилий), детям запрещено играть в группе в сотовом телефоне, запрещено слушать громкую музыку без наушников. Они не могут покинуть группу, не наведя в ней порядок – заправить диван, расставить стулья, убрать лишние вещи. Дети усваивают, казалось бы, примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Но бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания (это касается этикета, правил хорошего тона общения), если не освоен первый.
Хороших результатов в воспитании можно добиться лишь тогда, когда настроение у детей прекрасное: нет агрессивности, нет бесполезной двигательной активности, нет конфликта между детьми. Ни для кого не является секретом, если в семье запили родители, то и поведение ребенка тут же меняется. Это связано с тем, что зачастую пьяные родители дебоширят дома, поколачивают своих детей. В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Аморальное поведение самых близких людей негативно сказывается на ребенке. У детей существует противоречие между знанием, как нужно себя вести и практическим применением.
И моя задача, вся моя работа построена на том, чтобы помочь детям научиться преодолевать жизненные трудности; быть милосердными и терпеливыми; формировать нравственные чувства – совесть, долг, ответственность, гражданственность, патриотизм.