Рабочая программа по физической культуре для детей специальной медицинской группы


«Рассмотрено»
на заседании МО учителей физической культуры
__________ (Л.В. Орлова)
протокол №
от « » ___________2014г.«Согласовано»
Зам.директора по УР
________ (Н.В.Исаева)
« » ___________2014г.«Утверждаю»
Директор МОУ «СОШ №63»

_________ (А.В.Ионов)
Приказ №
« » ___________2014г.
Рабочая программа учителя
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 63
с углубленным изучением отдельных предметов»
Ленинского района города Саратова
по учебному курсу «Физическая культура»
для учащихся специальной медицинской группы, больных сколиозом
6 класс
на 2014-2015 учебный год
Класс: 6
Количество часов в месяц: 0,25 час в неделю, всего 8,5 часов
Составил:
учитель физической культуры Фролов Алексей Николаевич
г. Саратов
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы министерства образования и науки РФ по физической культуре для основной школы, ориентируясь на учебную программу для образовательных школ «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И. Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение, 2011), и адаптирована для детей, нуждающихся в лечении сколиоза.
Рабочая программа предназначена для работы с учащимися специальной медицинской группы 6 классов общеобразовательной школы, больных сколиозом.Число часов на изучение тем дано из расчета 0,25 учебного часа в неделю. Всего 6 часов за полугодие.
Рабочая  программа создана на основе  основных разделов   физической культуры: теория,  гимнастика (с элементами акробатики), легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка.  Общее количество учебного времени равномерно распределено между всеми видами физической подготовки. Основное время занятий приходится на организацию и проведение теоретических занятий в домашних условиях. В системе занятий по данной программе используются различные виды мониторингов, которые помогают наблюдать в динамике за физическим развитием каждого школьника.
Целью физического воспитания в домашних условиях является содействие всестороннему развитию личности обучающихся и социальной адаптации в обществе. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
 Целью лечебной физкультуры при сколиозе является: во-первых, не допустить прогрессирования болезни, во-вторых, стабилизировать позвоночник (укрепить мышцы, которые его окружают), в-третьих, добиться коррекции деформации позвоночника.
Основной формой лечебной физкультуры при сколиозе является упражнения лечебной гимнастики, обычно сгруппированы в комплексы, рассчитанные на каждый урок продолжительностью 45 минут лучше, если комплексы выполняются в музыкальном сопровождении. Основная цель упражнений лечебной гимнастики заключается в том, чтобы путем регулярной тренировки мышц по программе обеспечить постепенное увеличение их основных характеристик – силы, выносливости, работоспособности, достичь такого развития, который позволил бы им эффективно противостоять прогрессированию деформации и даже их обратному развитию, повышения общего тонуса организма ребенка;
Задачи лечебной гимнастики при сколиозе:
- развитие у больных волевых качеств и создание психологического стимула для последующего лечения;
- формирование навыков активной самокоррекции и выработки правильной осанки, умений организовывать самостоятельные занятия физической культурой с оздоровительной направленностью;;- улучшение функции внешнего дыхания;
- улучшение функции сердечно-сосудистой системы;
- улучшение функции нервно-мышечного аппарата.
Содержание курса
Знания о физической культуре
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры (положение головы и тела, форма спины и стопы); основные факторы, влияющие на форму осанки (дневная динамика, привыкание к соответствующей позе и положению тела, недостаточное развитие статической силы и выносливости и др.). Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки, правила составления комплексов упражнений лечебной гимнастики.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Гигиенические требования к проведению утренней зарядки, правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений. Физкультминутки (физкульт.паузы) и их значение для профилактики утомления. Гигиенические требования к проведению физкультминуток (физкульт.пауз), правила выбора и дозировки физических упражнений, составления комплексов упражнений, их планирования в режиме учебного дня. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз (подвижных перемен) в соответствии с рекомендациями врача ЛФК.
Выполнение комплексов упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, комплексов упражнений с предметами и без предметов (по заданию учителя) для формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение. Ведение дневника самонаблюдения за динамикой индивидуального физического развития по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки, осанке, форме стопы.
Самоконтроль. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий физическими упражнениями.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.
Гимнастика с основами акробатики (1ч.)
Организующие команды и приемы: перестроение в движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4 дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением и слиянием.
Знание техники выполнения упражнений на перекладине (для мальчиков)
•висы прогнувшись и согнувшись;
•подтягивание в висе;
•поднимание прямых ног в висе.
Для девочек;
•смешанные висы;
•подтягивание в висе лежа.
Опорные прыжки: прыжок ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики); прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок (девочки).
Ритмическая гимнастика (девочки): простейшие композиции, включающие в себя стилизованные общеразвивающие упражнения и танцевальные движения (мягкий, широкий и приставной шаги, шаг галопа и польки).
Передвижения по напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой, бегом, прыжками по наклонной гимнастической скамейке; спрыгивание и напрыгивание на ограниченную площадку; преодоление прыжком боком гимнастического бревна с опорой на левую (правую) руку. Расхождение при встрече на гимнастическом бревне (низком).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).Упражнения общей физической подготовки.
Легкая атлетика (1ч.)
Знания техники выполнения высокого старта. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанций регулируется учителем или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом «согнув ноги»и в высоту способом «перешагивание». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Бег с преодолением искусственных и естественных препятствий (по типу кроссового бега). Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры (1ч)
Баскетбол. Упражнения без мяча: основная стойка, передвижение приставными шагами с изменением направления движения, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом. Упражнения с мячом: ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча с места, с шагом, со сменой места после передачи; бросок мяча в корзину одной и двумя руками от груди с места и в движении. Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте и в движении по прямой с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой. Вырывание и выбивание мяча. Тактика свободного нападения, позиционное нападение и нападение быстрым прорывом. Игра по упрощенным правилам в мини — баскетбол. Упражнения общей физической подготовки.
Волейбол. Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения приставным шагом вправо и влево, лицом и спиной вперед. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача через сетку; прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча сверху двумя руками (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча над собой и через сетку.Тактические действия игроков передней линии в нападении и задней линии при приеме мяча. Игра в волейбол по правилам.Упражнения общей физической подготовки.
Лыжная подготовка (1ч)
Знания техники попеременного двушажного и одновременного бесшажного ходов. Подъём «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием.

Содержание данного календарно – тематического планирования при 2 -4 учебных занятиях в месяц основного общего   образования по физической культуре направлено в первую очередь на выполнение федерального компонента государственного стандарта образования по физической культуре и, соответственно, на выполнение базовой части комплексной программы по физической культуре. Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика.
Помимо выполнения обязательного минимума содержания  программного материала, с учетом индивидуальных особенностей учащихся, имеющегося заболевания сколиозом, включена  дифференцированная  (вариативная)  часть физической культуры.  Она также направлена на изучение  разделов «Спортивные игры» (волейбол, баскетбол).
 Для обеспечения усиления функциональных возможностей организма и достижение на этой основе желаемых двигательных качеств, прежде всего силы и выносливости мышц, нужно многократно выполнять физические упражнения. Компонентами, которые определяют величину нагрузки, является продолжительность упражнений, интенсивность их выполнения, количество, продолжительность и характер периодов отдыха между ними. При этом надо иметь в виду, что нагрузки, которые не соответствуют возможностям организма, могут вызвать нежелательное переутомление скелетных мышц и даже нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы.
Рекомендуется включать в образ жизни ребенка такие профилактические мероприятия: достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе постоянное, систематическое ее закаливания соответственно возрасту; полноценное питание с включением достаточного потребления белков животного происхождения (мясо, сыр, рыба), минеральных веществ, витаминов (овощи, фрукты); больше двигаться, спать на ровной поверхности ложа; не сидеть долго в одной позе; отдыхать лежа; равномерно распределять вес тела на обе ноги воспитывать правильную осанку, контролируя ее в любом положении.
В зависимости от локализации основного искривления и других особенностей, комплекс упражнений нужно модифицировать в соответствии с поставленными задачами. Упражнения проводятся при осевой разгрузке позвоночника, поэтому применяют исходное положение – лежа на спине, на животе, стоя на коленях.

Корректирующая лечебно-физкультурная гимнастика (2ч)
I. Упражнения для укрепления мышц живота (исходное положение – Лежа на спине).
Упражнение 1.
Ноги согнуты в коленных суставах – поднятие таза при вдохе (с опорой на стопы, локти, плечи). Повторить 4-6 раз.
Упражнение 2.
«Велосипед» (20-30 с). Дыхание произвольное.
Упражнение 3.
Поочередное поднимание прямых ног (4-5 раз).
Упражнение 4.
Описания кругов прямыми ногами (по 2 в каждую сторону).
II. Упражнения для укрепления мышц спины (исходное положение – Лежа на животе).
Упражнение 1.
Поочередное и одновременное сгибание ног в коленных суставах (6-8 раз).
Упражнение 2.
Разгибание туловища с опорой на ладони выпрямленных рук (3-4 раза).
Упражнение 3.
Поочередное поднимание прямых ног (3-4 раза).
III. Упражнения для коррекции (исправления) деформации позвоночника (I, II степени) применяются асимметричные упражнения (исходное положение – лежа на животе и стоя).
Упражнение 1.
Правая рука с изогнутой стороны искривления вытянута вверх, левая сбоку или вдоль туловища. Поднимают корпус – вдох, возвращаются в исходное положение – выдох (4-6 раз).
Упражнение 2.
Отвести ногу в сторону – на стороне искривления с вытягиванием руки вверх (с изогнутого стороны). Возвращение в исходное положение (4-6 раз).
Упражнение 3.
Нога на стороне дуги искривления отведена в сторону, рука – на затылке. Отвести локти в стороны с разгибанием туловища – вдох, возвращение в исходное положение – выдох (3-4 раза).
IV. Упражнения для вытягивания и увеличения подвижности позвоночника с целью выпрямления его деформации (исходное положение – на колени).
Упражнение 1.
Не сдвигая рук с места стараться сесть на пятки – выдох, возвращение в исходное положение – вдох (3-4 раза).
Упражнение 2.
Схема поза «кошки» – «доброй» и «сердитой» (4-5 раз).
Упражнение 3.
Исходное положение – лежа на спине, ноги выпрямлены, руки вдоль туловища. Потянуть носки стоп на себя с одновременным сгибанием головы – прикосновения подбородком груди (выдох), возвращение в исходное положение (вдох) (3-4 раза).
V. Упражнения для укрепления подвздошно-поясничной мышцы со стороны, противоположной дуге искривления (когда есть начальные формы сколиоза груднопоперекового типа, если все признаки выражены нечетко).
Упражнение 1.
Исходное положение – лежа на спине руки вдоль туловища, нога (противоположная стороне выпуклости дуги искривления) согнута в тазобедренном и коленном суставах на 90 градусов. Приведение колени к животу с сопротивлением, созданным руками самого ребенка (6-8 раз).
Упражнение 2.
Исходное положение – так же, как в предыдущем упражнении. На нижнюю треть бедра накладывается манжетка, которая соединена с умеренно растянутым резиновым бинтом, перекинутым через спинку кровати, или закрепляется каким-либо образом. Содержание ноги в исходном положении 10-20 с или-приведения колени к животу с 10 до 20-25 раз, увеличивая на одно движение каждые 2 дня.
Нужно всегда контролировать правильную осанку в начале и в конце занятия. А волевая коррекция ее проводится постоянно. Сила и выносливость мышц спины определяется так: исходное положение – лежа на животе на твердой поверхности руки вытянуть вперед, вдоль головы, разгибать туловище с отрывом его верхней части и ног от опоры, удерживать позу в течение 1-2 мин в возрасте 6-11 лет, до 2,5 мин – в возрасте 11-15 лет. Силовая выносливость мышц живота: исходное положение – лежа на спине руки согнуть в локтях над головой, удерживать угол (45-60 с) прямыми ногами в течение 20-30 с (в возрасте 6-11 лет), 40-50 с (с 11-14 лет).
Противопоказания для детей со сколиозом
Для детей со сколиозом противопоказаны прыжки, упражнения с избыточным гибкостью позвоночника (акробатика, художественная и спортивная гимнастика), а также с выраженным силовым напряжением (тяжелая атлетика), чистый вес (избыточное извлечение позвоночника).
Рекомендуется: зимой – хождение на лыжах по ровной поверхности, летом – игра с мячом (элементы волейбола, баскетбола). Плавание полезно всем детям независимо от типа и степени сколиоза. Относительным противопоказанием является выраженная степень нестабильности позвоночника, разница в искривлении в положении стоя и лежа более 10 градусов. Во плавание проходит естественное разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа мышц спины, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков, формируется правильная осанка. Каждому ребенку стиль плавания целесообразно подбирать индивидуально, хотя основным является стиль «брасс на груди» с удлиненной паузой скольжения, потому что «кролик» и «баттерфляй» увеличивают мобильность (подвижность) позвоночника и скручивание позвонков.
Несмотря на значительную роль лечебной гимнастики в лечении сколиоза самостоятельно выполнять гимнастику категорически не рекомендуют: в каждом случае комплекс должен быть подобран индивидуально, чтобы оказать воздействие именно на те группы мышц, которые воспрепятствуют дальнейшему искривлению позвоночника.
Врачи категорически запрещают практиковать лечение сколиоза в домашних условиях, в то же время, отмечают позитивное воздействие на пациентов регулярных занятий гимнастикой по утрам и вечерам. Самостоятельно выполнять можно лишь базовый курс, рассчитанный на укрепление всех групп мышц. При этом очень важно соблюдать предосторожности:
При сколиозе нужно очень тщательно дозировать нагрузку, не допуская перенапряжения мышц.
Начинать следует с минимальной нагрузки, постепенно повышая ее в процессе тренировок.
В домашних условиях можно всем знакомые приседания, вращения руками, подъем туловища из положения лежа, «велосипед» и другие. Не стоит забывать про выполнение разминки перед каждым занятием. Важно также уделить внимание чередованию нагрузки на разные группы мышц.
Для непосредственного укрепления мышц спины предназначены следующие упражнения:
Исходная позиция – лежа на животе, руки вдоль туловища. Поднимите голову и плечи, удерживая позицию 10-15 секунд, затем вернитесь в исходное положение.
Лежа на животе, упритесь ладонями в пол на уровне плеч. Плавно поднимите ноги, задержите их на расстоянии от пола 10 секунд и плавно опустите.
Одновременное поднимание головы, плеч и ног из положения лежа на животе.
Лежа на боку, со стороны которого наблюдается искривление, поочередно выдвигают ноги вперед – внешне упражнение напоминает «ножницы».
«Плавание» по полу. Движения руками и ногами чередуют с ползанием: отталкиваясь руками от пола, плавно перемещайтесь назад, затем вперед.
Таким образом, структура рабочей программы физической культуры для больных сколиозом ориентированная на приобретение учащимися знаний, необходимых для коррекции осанки, содержит следующие разделы: теоретические сведения о лечебной гимнастике, легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка.
Содержание темы разделов избирается учителем для каждого учащегося индивидуально в зависимости от степени заболевания сколиозом и категории медицинской группы.
Упражнения лечебной гимнастики разрабатываются врачом и методистом ЛФК (с учетом индивидуального состояния здоровья и характера протекания заболеваний учащегося).
Теоретические сведения призваны расширить кругозор обучающихся в области физического воспитания, дать им необходимые знания по использованию средств физического воспитания в быту и трудовой деятельности, а также для коррекции осанки. Теория  изучается самостоятельно при прохождении материала соответствующего раздела программы. Методы сообщения теоретических знаний определяют учитель. При изучении вопросов теории используется учебник «Физическая культура», программно-методический материал и электронный информационный ресурс интернета.
Гимнастика с основами акробатики.  Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в предыдущих классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Большое разнообразие, возможность строго  направленного воздействия  делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных и кондиционных способностей.
Уроки легкой атлетики направлены на приобретение  знаний техники выполнения легкоатлетических упражнений в прыжках, беге, метании мяча.
В целях контроля за результативностью урока физической культуры, проверки уровня теоретических знаний обучающихся,  ежемесячно проводится мониторинг знаний, умений и навыков самоконтроля физического состояния учеников, выполнения ими упражнений лечебной гимнастики, рекомендованных врачом ЛФК.
Успеваемость.  Знания, умения, навыки, уровень развития физических качеств оцениваются по пятибалльной системе. Может оцениваться как абсолютный результат, так и степень прироста того или иного физического качества у конкретного учащегося.
Предварительный учет  осуществляется для выявления и уточнения условий проведения занятий, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, характера производственной деятельности учащихся.
Текущий учет – это учет показателей учебной работы: успеваемости, выполнения  программы, а также учет данных врачебного контроля и выполнения учебных нормативов.
Итоговая оценка –  за четверть, за год выставляется за сдачу конкретных нормативов.
Преподаватель имеет право, как повышать, так и понижать учебный норматив, в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного учащегося, а также учитывать его отношение к учебе, соблюдение норм здорового образа жизни.
Содержание данной рабочей программы предназначено для учащихся с заболеванием сколиоз, медицинскими показаниями к обучению в домашних условиях (специальная медицинская группа).
 
Общее количество часов в полугодии - 6 часов (0,25 час в неделю).
Литература:
Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов.В.И Лях. А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2008г;
Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006;
Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред.       Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. – М. Физкультура и спорт, 1991.
Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум -  М.: Просвещение, 1992;

Распределение учебного материала в 9 -ом классе
Тематический план
№ п/п № модуля,
раздела,
темы Наименование модуля, раздела, темы Коли- чество часов
Модуль -1. Основы знаний о физической культуре
Раздел 1. Знания о человеке и природе
1. Тема 1. Физическая зарядка как необходимый элемент здорового образа жизни. 0,25
2. Тема 2. Государственная программа развития физической культуры в России 0,25
Раздел 2. Спортивные игры.
3. Тема 3. Правила и техника игры «Волейбол» 0,25
4. Тема 4. Правила и техника игры «Баскетбол» 0,25
Всего по модулю: 1
Модуль -2. Физическое совершенствование
Раздел 3. Развивающие упражнения
5. Тема 5. Развивающие упражнения на гибкость 0,5
6. Тема 6. Упражнения, развивающие гибкость рук 0,5
7. Тема 7. Развитие силовых способностей 0,5
8. Тема 8. Развитие выносливости 0,5
Всего по модулю: 2
Модуль -3. Способы деятельности
Раздел 4. Гимнастика с основами акробатики
9. Тема 9. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа 1
10. Тема 10. Подтягивание на перекладине 1
11. Тема 11. Наклоны вперед из положения сидя 1
12. Тема 12. Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа 1
Раздел 5. Легкая атлетика
13. Тема 13. Прыжки в длину с места 1
14. Тема 14. Прыжки на месте со скакалкой 1
Всего по модулю: 6
Всего часов: 9