Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Функция, область определения, область значения»


Губарь Оксана Михайловна, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №11» г. Усть- Илимска
Конспект открытого урока в 9 классе по теме:
«Функция, область определения, область значения»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
Задачи урока:
расширить понятие о числовых функциях путем введения области определения функции;
формировать навыки нахождения области определения функции;
развивать мышление через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии;
формировать исследовательские умения, функционально-графическую и математическую культуру;
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: компьютер, учебник, рабочая тетрадь.
Материалы: электронная презентация урока, карточки для самостоятельной работы.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап
Мотивация познавательной деятельности
(стадия вызова)
Начнем мы урок с отрывка известного произведения Льюса Керролла:
«В нескольких шагах от нее сидел чеширский кот,
-Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
-А куда ты хочешь попасть?- ответил кот,
-Мне все равно,- сказала Алиса
-Тогда все равно куда и идти - заметил кот..........»
Так, что же хотел сказать Алисе кот?
На предыдущих уроках вы выполняли стартовую работу. Какие задания вызвали у вас затруднения?
Сегодня мы остановимся на теме «Функция»
Прием ассоциаций.
-С чем ассоциируется у вас слово функция, где мы с ним встречаемся?
Прием «Составление кластера»
Рассмотрим функцию, как математическое понятие. Составим кластер. Что нам нужно знать о данном понятии?
Прием «Маркировочная таблица»
Учитель предлагает выделить и вписать ключевые слова в таблицу, заполнить 2 первых столбика:
Ключевые слова Мы знали Можем узнать Узнали
определение функция свойства графики Итак какая тема урока? .
Какая цель урока? Обсуждают отрывок из произведения Льюса Керролла.
Приходят к выводу: что перед тем как что то сделать, надо поставить цель.
Отвечают, выделяют самые проблемные темы.
Проговаривают по кругу.
Работа в группах:
Учащиеся записывают в центре листа ключевое понятие функция, а от него рисуют стрелки-лучи в разные стороны, на которых записываются ключевые слова: определение, способы задания, область определения, область значения, свойства и т. д.
Выделяют ключевые слова темы, заполняют первые два столбика таблицы.
Формулируют тему урока: Функция, область определения, область значения;
Определяют цели урока:
расширить понятие о функциях;
научиться находить область определения, область значения.
2 этап
Учебно- познавательная деятельность
(стадия осмысления)
Постановка учебной задачи
Задание 1.
Воспользовавшись различными раздаточными материалами дать не менее трех определений понятия «Функция» в разных науках, и способах задания.
Задание 2
В раздаточном материале найти изображения графиков функций.(приложение 1).
Построение проекта выхода из затруднения
Организует учащихся по исследованию в виде поисковой беседы проблемной ситуации:
рассмотрите чертежи и определите зависимость переменных x и y на них.
-на всех ли чертежах каждому значению x соответствует единственное значение y?
1743710115570 Задание 3
С помощью презентации предлагает рассмотреть следующие понятия: область определения, область значения. (слайд3)
-какие значения принимает независимая переменная х?
-какие значения принимает зависимая переменная y?
Задание 4
В раздаточном материале (приложение 2) предлагает найти с помощью графиков область определения и область значения функций. (групповая работа)
С какой проблемой столкнулись?
-Как найти область определения функций, если она задана формулой?
Закрепление
Задание4
В гуппах найти область определения функций, заданных формулой.
f(x)=2x2+5x-2 f(x)= f(x)= f(x)= f(x)= Дифиринцированные задания
1 уровень №9, 2 уровень №14(а) Работают самостоятельно с раздаточным материалом в группах с последующим обсуждением.
Определения записывают в тетрадь.

Работают в группах с последующим обсуждением.
Рассмотривают чертежи и определяют зависимость переменных x и y на них.
После обсуждения приходят к выводу: каждому значению аргумента ставится в соотвествие единственное значение функции.
По графику находят допустимые значения х и y.
Формулируют определения области определения и области значения функции.
Работают с раздаточным материалом в группах с последующим обсуждением результата и возникшей проблемы: как выполнить задание, если функция не ограничена на промежутке?
Работая самостоятельно с учебником, приходят к выводу:
если функция задана формулой y=f(x), то считают, что область определения функции состоит из всех значений пременной х, при которых выражение имеет смысл.
Работают в парах с взаимопроверкой.
Учащиеся решают типовые задачи на нахождение области определения функции с самопроверкой.
4 этап Рефлексивная деятельность.
Возвращается на начало урока и предлагает заполнить третий столбец таблицы.
Проводит рефлексию и оценивание, задает домашнее задание: №7,№10,№11
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, подводят итог: чему научились, что узнали нового, что еще предстоит узнать? Заполняют таблицу.