Программа производственной практики по профессии Повар, для лиц с ограниченными возможностями здоровья

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональное училище № 49 п. Кутулик






«УТВЕРЖДАЮ»



Директор ОГБОУ НПО ПУ №49
________________ Н.И.Нефедьев
12 августа 2014г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
производственной практики


Профессия по ОК 016 – 94:
16675
Повар
























2014


Рассмотрено и одобрено на заседании методической комиссии



Протокол № 1 от 12 августа 2013г.



Председатель МК



_______ / ______________/




Автор:


Мастер п\о Намсараева В.В. ОГБОУ НПО ПУ №49





Рабочая программа составлена на основании:
- Государственного образовательного стандарта НПО по профессии ОСТ 9 ПО 02.34.2 - 2002 «Повар ».
- Комплекта учебной документации по профессии «Повар » Москва, 2003.






Рецензенты:
Ленская Н.К.., заместитель директора по УПР ОБГОУ НПО ПУ №49.

СОДЕРЖАНИЕ



1. Пояснительная записка ПРОизводственной практики

2. результаты освоения программы Производственной практики

3. СТРУКТУРА и содержание программы производственной практики
































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Основой профессиональной подготовки является производственная практика, в процессе которой необходимо подготовить специалистов имеющих практический опыт по выполнению вспомогательных работ по приготовлению блюд и кулинарных изделий. На производственной практики основное внимание обращается на механическую кулинарную обработку овощей, плодов, рыбы, птицы, мяса, субпродуктов. Учащиеся определяют качество сырья, учатся последовательности обработки продуктов, готовят полуфабрикаты разных видов и предназначенных для различной тепловой кулинарной обработки. Очень важно, чтобы учащиеся не только усвоили практические умения и навыки, но и вышли на II уровень подготовки, уровень самостоятельного выполнения практических работ.
Производственная практика проводится в конкретных производственных условиях предприятий питания. Учащиеся проходят производственную практику на рабочих местах предприятия в составе рабочих бригад, самостоятельно выполняют работы в соответствии с учебным планом, где показан ее объем, содержание и сроки проведения.
На предприятиях общественного питания при организации процесса производственной практики существуют две формы обучения учащихся:
В составе бригад квалифицированных рабочих
Индивидуальные прикрепления учащихся к квалифицированным рабочим. Определяются календарные сроки практики:
Производственная практика на предприятии - 300 часов.
Фонд времени на производственную практику определен учебным планом, режим труда согласно КЗОТ для учащихся в зависимости от возраста 16-18 лет - 36 часов в неделю, 18 лет- 40 часов.
Организационный период устройства учащихся на предприятия общественного питания состоит следующих операций:
Мастер производственного обучения изучает рабочие места, на которых учащиеся будут проходить производственную практику, с целью выполнения учебной программы;
Мастер производственного обучения совместно с руководителями подразделений предприятия определяет рабочие места учащихся и основные объекты учебно-производственных работ;
3. Мастер производственного обучения участвует в подготовке и заключении договора между училищем и предприятием о производственной практики учащихся (договор подписывается с одной стороны директором ОГОУ НПО Профессионального училища и с другой стороны директором предприятия общественного питания).
Мастер производственного обучения, совместно с руководителями подразделений предприятия, участвует в разработке рабочей (детальной) программы производственной практики учащихся, в составлении графиков перемещения учащихся;
Мастер производственного обучения совместно с медицинским работником организует прохождение медицинского осмотра учащихся.

К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после проверки знаний по безопасности труда.
При прохождении производственной практики учащиеся должны выполнять рабочие нормы выработки согласно коэффициенту перевода рабочих норм в ученические.
Квалификационные экзамены проводятся в соответствии с Положением о порядке аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевающим профессией, при этом квалификационная (пробная) работа проводится за счет времени, отведенного на производственную практику.





2.результаты освоения программы Производственной практики
Должен знать
Должен уметь

1
Роль повара в осуществлении задач, стоящих перед работниками общественного питания.
Выполнять вспомогательные работы по приготовлению блюд и кулинарных изделий.

2
Основные виды травматизма на предприятиях общественного питания, основные требования охраны труда. Пожарную безопасность.
Оказывать самопомощь и первую помощь при несчастных случаях, пользоваться медицинской аптечкой. Обеспечивать пожарную безопасность при выполнении.

3
Понятие о механической кулинарной обработке продуктов.
Характеристику основных приемов, используемых при механической обработке сырья: сортирование, измельчение, перемещение, взбивание, прессование, дозирование, формование. Основные приемы механической кулинарной обработки овощей, плодов и грибов свежих и переработанных.
Организовывать рабочее место с учетом требований охраны труда и пожарной безопасности. Определять качество поступивших овощей, плодов и грибов, соблюдать технологический процесс механической кулинарной обработки.
Выполнять основные приемы, используемые при механической обработке сырья: сортирование, измельчение, перемещение, взбивание, прессование, дозирование, формование.
Готовить полуфабрикаты из овощей, плодов, грибов, оценивать их качество.
Определять количество отходов при механической обработке овощей.
Соблюдать условия хранения сырья и полуфабрикатов.

4
Технологический процесс обработки различных видов рыбы и нерыбных продуктов моря, приготовление полуфабрикатов.
Организовывать рабочее место с учетом требований охраны труда и пожарной безопасности.
Определять качество поступившего сырья и полуфабрикатов.
Выполнять последовательность операций механической кулинарной обработки рыбы: оттаивание рыбы, вымачивание соленой рыбы.
Обрабатывать чешуйчатую, бесчешуйчатую рыбу, уметь обрабатывать некоторые особые виды рыб, рыбу осетровых пород. Обрабатывать сельдь, кильку.
Использовать отходы при механической кулинарной обработке рыбы, использовать меры по снижению отходов.
Соблюдать условия хранения сырья и полуфабрикатов.

5)
Технологический процесс механической кулинарной обработки мяса, птицы, субпродуктов.
Организовывать рабочее место с учетом требований охраны труда и пожарной безопасности.
Определять качество поступающего сырья и полуфабрикатов.
Выполнять последовательность операций механической кулинарной обработки различных видов мяса.
Уметь обрабатывать поросят и кроликов, мясо диких животных, обрабатывать кости.
Определять кулинарное назначение отдельных частей туш. Соблюдать условия и сроки хранения сырья и полуфабрикатов.











Учебно-воспитательные задачи практики
Целью предвыпускной производственной практики является завершение обучения и подготовка будущего молодого рабочего к самостоятельной работе на предприятии.
Основными задачами являются:
Адаптация учащегося в конкретных условиях предприятия.
Воспитание у учащегося дисциплины и хорошего отношения к труду, товарищеской взаимопомощи.
Закрепление и совершенствование профессиональных знаний и умений по профессии.
Изучение опыта самостоятельного выполнения видов работ, определенной сложности.
Приобретение устойчивых навыков в выполнении всех видов работ.
Изучение новой техники, прогрессивной технологии, опыта передовиков и новаторов производства.
Изучение производственной технологии, технической документации.
Формирование умений согласовывать свой труд с трудом товарищей по бригаде, совершенствование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
Закрепление знаний и умений, связанных с охраной труда (трудового законодательства, промышленной санитарии, гигиене, технике безопасности и противопожарные мероприятия).
10.Формирование профессионально-важных качеств (быстроты реакции, координированности, наблюдательности, глазомера).
11.Формирование учащегося наставниками и новаторами производства высоких моральных качеств рабочего.
3. СТРУКТУРА и содержание программы производственной практики
Характер и содержание работ
Учащиеся осуществляют технологический процесс приготовления блюд, кулинарных изделий согласно технологических карт с применением современной техники и технологии, трудовых приемов и способов передовиков и новаторов производства;
Активное привлечение учащихся к самостоятельному разбору технологической документации (умение рассчитывать количество порций по технологической карте, соблюдение технологической последовательности, требований, норм);
Соблюдение мер по обеспечению безопасности при выполнении работ: механической кулинарной обработке сырья, приготовление полуфабрикатов, тепловой обработке.
Соблюдение порядка действий при неисправностях и неполадках оборудования, участие в обсуждении оценки работы бригады, в решении организационных вопросов;
Изучение и применение передовых высокопроизводительных приемов и способов труда, инструментов, приспособлений, оборудования применяемых новаторами на производстве;
Самостоятельная разработка и осуществление мероприятий по наиболее эффективному использованию рабочего времени, предупреждению дефектов, некачественного изготовления продукции, экономному расходованию сырья (вода, электроэнергия и т.д.);
Проверку качества готовых блюд, изделий проводят путем снятия пробы (бракераж). Итоги органолептической оценки выставляются в дневник производственной практики, ежедневно, фиксируя наличие замечаний. Характер и содержание работ
Перечень производственных работ
Функции
Требования (технические, организация рабочего места, организационные и физиолого-гигиенические)
Способ контроля качества работ (техническая и технологическая документация)

1. Механическая кулинарная обработка овощей
Сортировка, калибровка, мытье,
очистка, нарезка, приготовление полуфабрикатов
Знания, умения при выполнении механической обработки овощей: последовательность, формы нарезки, нормы отходов; Знания и умения ТБ и ОТ, применяемые при работе на механическом оборудовании (машины для промывания, очистки и нарезки овощей), немеханическом оборудовании (рабочие столы, ванны, лари); при работе с инструментом (ножи), инвентарем. Размещение оборудования в соответствии с технологическим процессом, температура не ниже 16оС, сквозняки не допускаются; пол ровный, не скользкий, с уклоном; все движущиеся части машин ограждены, моторы заземлены
Контроль производится органолептическим методом; учет – взвешиванием;
Нормативные документы РФ / ГОСТ Р 50763-95; нормы отходов; технологические карты; сборник рецептур; инструкции ОТ

2. Механическая кулинарная обработка рыбы и нерыбных продуктов моря
Оттаивание, вымачивание, разделка (удаление чешуи, внутренностей, плавников, головы, иногда костей и кожи), приготовление котлетной массы из рыбы, Приготовление полуфабрикатов (из котлетной массы, в целом виде, тушками, порционными натурами и панированными кусками). Приготовление панировок (красной, белой, льезона)
Знания, умения при выполнении механической обработки рыбы: последовательность, нормы отходов, способы оттаивания мороженой рыбы, способы вымачивания соленой рыбы, особенности обработки; ТБ и ОТ, применяемые при работе на механическом оборудовании (универсальный привод с комплектом сменных механизмов), немеханическом оборудовании (рабочие столы для разделки и нарезки полуфабрикатов, ванны для оттаивания, замачивания, промывания, лари); инструментом и инвентарем (ножи, ручные скребки, сита, ступки, противни, лотки, ведра, маркированные доски) Размещение оборудования в соответствии с технологическим процессом, температура не ниже 16оС, сквозняки не допускаются; пол ровный, не скользкий, с уклоном; все движущиеся части машин ограждены, моторы заземлены;


Контроль производится органолептическим методом; учет - взвешиванием;
Нормативные документы РФ / нормы отходов; сборник рецептур, технологические карты; инструкции ОТ

3. Механическая кулинарная обработка мяса, мясопродуктов и сельскохозяйствен-ной птицы
Размораживание, обмывание, обсушивание, кулинарная разделка и обвалка, зачистка и сортировка мяса, приготовление полуфабрикатов, рубленной массы, котлетной массы, полуфабрикаты из них


Знания, умения при выполнении механической кулинарной обработки мяса и птицы, последовательность операций, нормы отходов, виды и приготовление полуфабрикатов, обработка субпродуктов, их использование; ТБ и ОТ применяемые при работе на механическом оборудовании (мясорубки, фаршемешалки, машины для нарезки и разрыхления мяса, котлетным аппаратом), немеханическом оборудовании (рабочие столы, ванны); инструментом и инвентарем. Размещение оборудования в соответствии с технологическим процессом, температура не ниже 16оС, сквозняки не допускаются; пол ровный, не скользкий, с уклоном; все движущиеся части машин ограждены, моторы заземлены;

Контроль производится органолептическим методом; учет - взвешиванием;
Нормативные документы РФ /СанПиН-42-123-4117-86;
нормы отходов; сборник рецептур, технологические карты; инструкции ОТ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОТ

№ п/п
Перечень производственных работ
Количество часов
Сложность работ
Новая техника и технология

1.
Механическая кулинарная обработка овощей
64
2


2.
Механическая кулинарная обработка рыбы и нерыбных продуктов моря
80
2


3.
Механическая кулинарная обработка мяса, мясопродуктов и сельскохозяйственной птицы
80
2
Применение полуфабрикатов, не требующих механической кулинарной обработки

4.


Приготовление полуфабрикатов, рубленной массы, котлетной массы, полуфабрикаты из них
64
2


5.
Экзамен
12




Итого:
300



Методические рекомендации мастеру производственного обучения
В процессе организации и проведения предвыпускной производственной практики учащегося мастер производственного обучения руководствуется следующими документами:
Приказ о производственной практике.
Положение об итоговой аттестации выпускников НПО от 01.11.1995г.
№ 563.
3. Рабочие планы и программы.
Госстандарт о начальном профессиональном образовании.
Закон об образовании.
Мастер производственного обучения обеспечивает выполнение учебного плана и программы, отработку всех тем детальной программы. При организации предвыпускной производственной практики учащегося совершенствуют не только профессиональные знания и навыки, но и умения планировать свой труд, контролировать качество готовой продукции, умение подсчитывать расход материалов, умение нормировать свой труд, выписывать наряд на заданный объем работы, а также работать с использованием технической и технологической документации.
В период предвыпускной производственной практики учащегося самостоятельно, иногда под руководством квалифицированных рабочих, выполняют производственные задания, работают по инструктивно-технологическим картам.
Мастер производственного обучения руководит, подбирает, организует работу по выполнению учащимися выпускной, практической, квалифицированной работы по специальностям с обязательным оформлением производственной характеристики и заключения на производственную работу по профессии. Данные документы мастер производственного обучения предоставляет зам, директора по УПР за неделю до начала итоговой аттестации по защите письменной экзаменационной работы. Мастер производственного обучения ежемесячно предоставляет зам. директора по УПР табеля выходов на работу учащегося 25 числа текущего месяца.
В период предвыпускной производственной практики учащиеся ведут дневники по практике, которые сдают в учебную часть за три дня до защиты практической квалификационной работы.














Список литературы
Анфимова, Н.А. Кулинария, учебник для нач. проф. образования/ Н.А.Анфимова. – М.: издательский центр « Академия», 2010. – 400 с.
Барановский В. «Повар», Учебное пособие для учащихся профтехучилищ, Ростов-на-Дону, Еникс, 2000 г
Богданова М.А., и др., Оборудование предприятий общественного питания, М., Экономика, 1991 г.
Качурина, Т.А. Кулинария, учебное пособие для нач. проф. образования/ Т.А.Качурина. – М.: издательский центр « Академия», 2008. – 272 с.
Сопина,Л.Н.Пособие для повара,учебное пособиедля нач. проф. образования/ Л.Н.Сопина.–М.: издательский центр « Академия», 2008. – 240 с.
Андросов, В.П. Производственное обучение профессии «Повар», учебное пособие/ В.П. Андросов. – М.: издательский центр «Академия», 2009.–112 с.
Ботов, М.И. Тепловое и механическое оборудование предприятий торговли и общественного питания, учебник для нач. проф. образования /М.И. Ботов. – М.: издательский центр «Академия», 2010. - 496 с.
Елхина, В.Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания, справочник / В.Д. Елхина. - М.: издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
Сопачева, Т.А. Оборудование предприятий общественного питания, учебное пособие/ Т.А. Сопачева. - М.: издательский центр «Академия», 2010. – 112 с.



Заголовок 115