СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ УРОКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Ресурсный центр» городского округа Тольятти
(МАОУ ДПОС РЦ)

445035, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Мира, 116,
тел/факс (8482) 28-58-83, e-mail: rcenter@edu.tgl.ru
http://www.rcentr.tgl.ru



Кардупова Светлана Вячеславовна





СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЕДЕНИЯ УРОКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ











г.о.Тольятти
2012
Кардупова С.В.,
Совершенствование технологии ведения урока посредством использования электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ. – Тольятти, 2012. 55 стр.:ил.

Автор:

Кардупова Светлана Вячеславовна – методист отдела информационно-ресурсного обеспечения

Рецензент:

Ахмеджанова Галина Васильевна - заведующая кафедрой педагогики и методики преподавания ТГУ, доктор педагогических наук, профессор


«Совершенствование технологии ведения урока посредством использования электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ» - эта работа, содержит методические рекомендации по построению уроков с использованием информационных технологий, психолого-педагогическое обоснование использования информационных компьютерных технологий на уроках, так же рассмотрены основные типы уроков и структурные элементы учебного занятия с использованием современных информационных технологий. В работе представлены результаты использования электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ, предложен перспективный план использования электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах, даны методические рекомендации по разработке и проведению уроков с мультимедийной поддержкой.


C Кардупова С.В.

Содержание:

Введение ....4

Глава I. Методические рекомендации использования современных информационных технологий на уроках информатики и ИКТ в современных российских условиях.
Общедидактические принципы построения уроков с использованием информационных технологий.9
Психолого-педагогическое обоснование использование информационных компьютерных технологий на уроках..10
Основные типы уроков и структурные элементы учебного занятия с использованием современных информационных технологий....15
Методические рекомендации по проведению уроков с мультимедийной поддержкой и технология создания электронных образовательных ресурсов....19

Глава II. Результативность использования информационных технологий на уроках информатики и ИКТ.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе................................24
Эффективность использования новых технологий на уроках информатики...26

Глава III. Перспективный план использования электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ...33
Заключение.44
Тезаурус..47
Список литературы...49
Приложение....50
ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного динамичного развития общества и усложнения его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация. Наряду с традиционными ресурсами - современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным фактором жизни общества, но и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной деятельности. В наше время конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать современными технологиями. Автоматизация на основе применения компьютеров и вычислительных сетей проникает сегодня во все сферы жизни современного общества, связанные с использованием и переработкой информации.
В условиях быстрого старения предметного содержания дисциплин в связи с новыми открытиями науки и техники особое значение приобретает подготовка выпускников школы в области использования современных способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию. Учащиеся уже в процессе обучения в школе должны овладеть навыками использования информационных технологий в своей учебной, научно-исследовательской и практической деятельности.
В связи с этим, важное значение приобретает информатизация образования. Таким образом, одним из основных направлений развития образовательного процесса российского образования, становится реализация концепции опережающего образования, ориентированного на новые условия информационного общества и широкое использование инновационных педагогических технологий развивающего обучения, направленных на раскрытие творческого потенциала личности. В связи с переходом к современному обществу все заметнее становится тенденция к информатизации сферы образования. Создаются электронные образовательные ресурсы, разрабатываются автоматизированные системы обучения и тестирования, организуются дистанционные обучающие курсы.
Развитие школы на основе системного подхода требует более широкого внедрения в деятельность образовательного учреждения новых информационных технологий, основанных на использовании компьютерной техники, поскольку:
возрос поток информации о ходе и результатах образовательного процесса и научно-методической деятельности;
проявилась потребность, в связи с увеличением потока оперативной информации, в создании определенного алгоритма сбора информации в образовательном процессе.
Внедрение телекоммуникационных технологий в учебный процесс школы помогает решить ряд проблем, среди которых - ограниченность ресурсов школы (финансирование, уровень и количество используемой компьютерной техники в учебном процессе), неподготовленность преподавательского состава и отсутствие методических разработок по применению информационных ресурсов в учебном процессе. Подготовка методических материалов связана с выполнением трудоемкой работы по отбору нужных источников информации в сети и отработке технологии их использования. Однако необходимость проведения таких работ актуальна и при обмене результатами исследований в данной области между работающими коллективами может дать быстрый эффект.
Однако в силу очевидной сложности процессов обучения и из-за новизны Internet-технологий эти проблемы пока не решены, возможности современных информационных технологий используются в малой степени. Информатизация образования должна быть направлена, в первую очередь, на определение того, что нужно изучать в конкретных условиях, на обеспечение поиска, извлечения, передачи и представления знаний.
Готовые электронные продукты, обладая содержательной полнотой, не используют весь спектр технических возможностей: отсутствуют видеоролики, шаблоны теста и возможности его наполнения учителем, инструмент, позволяющий учителю делать закладки для каждого конкретного урока. Разработка полномасштабного мультимедийного учебника – процесс специфический, трудоемкий и дорогой. Он требует специальных знаний и владения мультимедийными технологиями. К сожалению, некоторые электронные образовательные ресурсы представляют собой полностью перепечатанный текст из учебника, темы электронного пособия не совпадают с темами пособия традиционного, возникают сложности при установках дисков на компьютер.
Но в то же время неоспоримым достоинством электронных образовательных ресурсов является то, что процесс обучения представляется как последовательная процедура: лекционный материал – практические задания - задания для самостоятельной работы - тестирование. Два первых этапа составляют собственно процесс обучения, третий этап необходим для самоконтроля, четвертый - для контроля и самоконтроля полученных знаний. Новые технологии позволяют нам использовать электронные материалы на каждом этапе обучения. В настоящее время система проверки знаний учащихся претерпела значительные изменения. Современные методики измерения уровня подготовки школьников, ориентированные на использование компьютерных технологий, предоставляют принципиально новые возможности, повышают эффективность деятельности преподавателя.
Например, изучение каждого раздела в курсе информатики заканчивается, как правило, контрольным электронным тестированием, которое позволяет ученику выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. Таким образом, промежуточное тестирование фиксирует переход от одной темы к другой.
Сильной стороной электронного тестового контроля знаний является возможность охватить в процессе тестирования большой объем материала и тем самым получить действительно широкое представление о знаниях тестируемого. Электронное тестирование позволяет осуществить не только контроль, но и самоконтроль знаний обучающегося, систематизировать их. Тесты являются хорошим средством для подготовки к экзамену или зачету. В сочетании с персональными компьютерами и новыми информационными технологиями тесты помогают перейти к созданию современных систем обучения и контроля.











Глава I. Теоретические основы использования информационных технологий на уроках информатики и ИКТ в современных российских условиях.

1.1. Общедидактические принципы построения уроков с использованием информационных технологий.
Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:
Принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, являясь субъектом образовательной деятельности. Компьютер способствует развитию познавательной активности и становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
Принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет.
Принцип связи обучения с практикой - компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий.
Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения как содержания, так и процесса обучения, чему способствует размещение материала в компьютерной базе данных.
Принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины. Владея навыками компьютерной грамотности, ученик имеет возможность самостоятельно определить путь изучения темы.
Принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. Компьютер включает в работу максимальное количество органов чувств: зрительный, слуховой и тактильный.
Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами. Развивающие и воспитывающие возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий.

1.2. Психолого-педагогическое обоснование использования информационных технологий на уроках.
Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Вспомним известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль – и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину – и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки – и класс заговорит, а главное, заговорит свободно».
Использование электронных наглядных пособий на уроках информатики и ИКТ не только современно и продуктивно, но и актуально, при отсутствии в школе необходимого набора таблиц, схем, репродукций, иллюстраций. В этом случае видеопроектор на уроке – незаменимое техническое средство. Однако достичь ожидаемого эффекта можно при соблюдении определенных требований к предъявленной электронной наглядности:
узнаваемость наглядности, соответствующая критериям письменной или устной информации;
динамика предъявления наглядности. Время демонстрации должно быть оптимальным и соответствовать учебной ситуации. Очень важно не переусердствовать с эффектами;
продуманный алгоритм смены слайдов. Средства мультимедиа представляют возможность включить необходимые слайды с точностью до мгновения. Мне достаточно детально продумать последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий эффект был максимально большим;
оптимальное количество на слайдах фото и текста.
сочетание различного типа информации (голосовой, графической, видео- , аудио-) с помощью технических средств, что связано с процессом восприятия информации у учащихся.
Учет достижений психологии позволяет сформулировать ряд общих рекомендаций, которые следует учитывать при разработке способа визуализации информации на экране:
структурированность информации на экране;
смена визуальной информации на аудиоинформацию;
смена темпа работы учащихся;
варьирование яркости цвета и громкости звука;
содержание визуализируемого учебного материала, соответствующее уровню учащихся.
Компьютер гарантирует конфиденциальность. Результаты деятельности ученика известны только ему. Задача учителя сохранить психологически комфортную атмосферу, при которой не снижается самооценка ученика.
Для определения степени удовлетворенности учащихся 10-11-х классов МОУ средней общеобразовательной школы № 4 качеством преподавания по использованию новых технологий на уроках информатики и ИКТ проводилось исследование по методике А.А. Андреева.
Исследование строилось на сравнительном анализе ответов школьников, обучающихся по предмету информатика по традиционной программе Угриновича Н.Д. «Информатика и информационные технологии. 10-11 класс» и по той же программе, но с использованием авторских мультимедийных учебников, разработанных Кардуповой С.В.
Анализ результатов показал, что:
-73% учащихся высоко оценивают качества преподавания информатики педагогом и отмечают высокую удовлетворенность взаимодействием с ним.
-15% школьников имеют диффузное состояние, неопределенное отношение к предмету.
-12% школьников отрицательно относятся к предмету и неудовлетворенны отношениями с педагогом.
Следует отметить, что оценки учащихся экспериментальных классов, которые они дали своему преподавателю, намного выше, чем оценки учащихся обычных классов.
Класс
Низкая степень удовлетворенности
Средняя степень удовлетворенности
Высокая степень удовлетворенности

10 (традиционный)
9%
27%
64%

10 (эксперимент.)
0
0
100%

11 (традиционный)
44%
43%
22%

11 (эксперимент.)
0
0
100%

Сравнительный анализ результатов удовлетворенности учащихся образовательным процессом на уроках информатики

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Таким образом, можно сделать вывод, что 73% учащихся полностью удовлетворены качеством преподавания предмета.
Школьники экспериментальных классов, постоянно работающие по мультимедийным пособиям, в отличие от учащихся традиционных классов, более удовлетворены процессом обучения, считают, что знания по данному предмету необходимы в самостоятельной жизни, оказывают благоприятное воздействие на развитие способностей. Эти же школьники чаще оценивают свое эмоциональное состояние на уроках информатики как комфортное и благоприятное.





1.3. Основные типы уроков и структурные элементы учебного занятия с использованием современных информационных технологий.

1. Урок изучения нового материала. Целью данного типа урока является овладение учащимися новым материалом. Это осуществляется посредством лекции с сопровождением электронного пособия, исследовательской работы с презентацией результата в электронном виде, учебного практикума, выполненного на компьютере.
2. Урок закрепления знаний. Основные дидактические задачи, решаемые на этом уроке, сводятся к систематизации и обобщению новых знаний, повторению и закреплению ранее усвоенных знаний, применению знаний на практике, формированию умений и навыков, а также контролю за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков. На таком уроке проводится практикум, лабораторная работа выполненные на компьютере, консультация с применением электронных учебников. Это может быть семинар с электронной презентацией и т.д. Цель такого урока: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе.
3. Урок обобщения и систематизации знаний нацелен на решение двух основных дидактических задач – установление уровня овладения учащимися знаниями и методами познавательной деятельности, а также проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу. Это достигается на уроках таких видов, как семинар, конференция, круглый стол с сопровождением компьютерных презентаций и т.д.
4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний предназначен для оценки результатов учения, уровня усвоения теоретического материала, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности. Электронный тест, контрольная работа, выполненная на компьютере, - наиболее распространенные виды уроков.
Структурные элементы учебного занятия
Этапы
Дидактические задачи
Применение новых технологий

1. Организация начала занятия.
Подготовка учащихся к работе на занятии.
Полная готовность технического оборудования.

2. Проверка выполнения домашнего задания.
Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Проверка заданий с электронных носителей.

3. Подготовка к основному этапу занятия.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.


4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Сопровождение урока электронными пособиями.

5. Первичная проверка понимания.
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция.


6. Закрепление знаний и способов действий.
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Выполнение практических заданий на компьютере.

7. Обобщение и систематиза-ция знаний.
Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей.


8. Контроль и самопроверка знаний.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
Выполнение электронного теста.

9. Подведение итогов занятий.
Анализ и оценка успешности достижения цели. Перспектива последующей работы.


10. Рефлексия.
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции.
Просмотр и обсуждение выполненных практических работ.

11.Информация о домашнем задании.
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Домашнее задание может быть вписано в электронный учебник.


1.4. Методические рекомендации по проведению уроков с мультимедийной поддержкой и технология создания электронных образовательных ресурсов.
Проектируя будущий мультимедийный урок, необходимо продумывать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Урок с мультимедийной поддержкой - так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.
Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до целого урока. Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения. Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников.
При проектировании будущего мультимедийного урока нужно задуматься над тем, какие цели преследуются, какую роль этот урок играет в целой системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, для чего он предназначен (для изучения нового материала, закрепления пройденного, для повторения, обобщения, систематизации знаний и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы – это электронные учебники, электронные пособия (наглядный материал) и электронные тесты.
Создание электронных пособий.
Создание электронного пособия включает в себя следующие этапы:
- выбор компьютерной программы для создания пособия;
- составление структуры пособия (разработка слайдов, если пособие создавать в Power Point);
- составление списка литературы, наглядного материала и сбор текстового, звукового и видео материала по разделам;
- составление тестов, вопросов, упражнений и диалогов по имеющимся материалам;
- выбор соответствующего дизайна электронного пособия (цвет фона, текста и т.д.);
- набор и верстка текстов на компьютере;
- подбор графических объектов, сканирование наглядного материала и распределение по страницам пособия;
- озвучивание текстового материала и разбивка звуковых файлов по страницам пособия (при необходимости);
- создание гиперссылок на страницах пособия (ссылок на страницы пособия или на другие документы);
- описание правил пользования пособием и кратких методических рекомендаций о том, как работать с материалами пособия;
- тестирование пособия - нахождение ошибок в тексте, работе ссылок и т.д.;
- техническое редактирование пособия исправление обнаруженных ошибок;
- помещение данных об авторе пособия;
- запись электронного пособия на любой электронный носитель.
2. Создание электронного учебника.
Этапы создания электронного учебника аналогичны этапам создания электронного пособия. Так как электронный учебник предполагает самостоятельное обучение учащегося, то необходимо:
- размещать большое количество ссылок на дополнительный материал;
- размещать примеры по теме (как разобранные, так и для самостоятельного решения);
- размещать тесты для самоконтроля обучаемого.
3. Создание электронного теста.
Электронный тест можно создать в стандартной программе Excel. Можно воспользоваться готовым шаблоном, а таковых уже существует немало. Это упрощает работу педагога.
Этапы создания электронного теста:
- выбор компьютерной программы для создания пособия;
- подбор вопросов для тестирования;
- продумывание вариантов ответов (не менее 3-х);
- размещение вопросов и ответов на нужных страницах выбранной программы;
- создать страницу выставления оценки за тест (компьютер сам выставляет оценку учащемуся);
- настроить тест для работы (Ввести формулу в строку формул, если тест создан в Excel, и отметить правильные варианты ответов);
- скрыть страницу для редактирования, чтобы учащиеся не имели к ней доступа.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого мультимедийного урока. Как бы ни был разработан урок, многое зависит от того, как преподаватель подготовится к нему. Ведь нужно не только и не столько уверенно владеть компьютером, знать содержание урока, но и вести его в хорошем темпе, непринужденно, постоянно вовлекая в познавательный процесс учеников. Необходимо продумать смену ритма, разнообразить формы учебной деятельности, подумать, как выдержать при необходимости паузу, как обеспечить положительный эмоциональный фон урока.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится примерно 20 – 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Учитель не задумывается о том, хватит ли места на доске, не беспокоится о качестве мела, учащимся понятно все написанное. За счет экономии времени, можно увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием. Снимается и другая проблема. Когда педагог отворачивается к доске, то невольно теряется контакт с классом. В режиме мультимедийного сопровождения имеется возможность постоянно видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.







Глава II. Результативность использования информационных технологий на уроках информатики и ИКТ.
2.1. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе.
Использование всех многообразий форм и средств информатизации образования должно быть нацелено на достижение максимальной дидактической эффективности процесса обучения. Вместе с тем, наибольший дидактический эффект может быть достигнут только при комплексном использовании отдельных средств современных информационных и телекоммуникационных технологий на различных видах занятий в информационно-поисковой, экспериментально-исследовательской и самостоятельной учебной деятельности.
Практическая реализация комплексного использования возможностей средств информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе может быть достигнута за счет разработки и применения образовательных электронных изданий. Основными дидактическими целями использования подобных электронных изданий в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, контроль усвоения и обобщение.
Использование электронных пособий в учебном процессе целесообразно в силу следующих основных принципов:
они наполнены содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено только с помощью данной информационной технологии;
электронные издания содержат значительно большее и разнообразное количество информации (аудио-, видео- или др.), недоступной для традиционных образовательных изданий, что обеспечивает уровень образования высокого качества;
использование электронных изданий способствует достижению учебных целей и задач и органически вписывается в учебный процесс.
Внедрение электронных изданий в учебный процесс происходит в двух основных направлениях: включение электронных изданий в учебный процесс в качестве поддерживающих средств в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае они выступают как средство сопровождения учебного процесса и частичной автоматизации работы педагогов, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний обучаемых.
Второе направление представляет собой более сложный процесс, ведущий к изменению содержания обучения, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании электронных образовательных ресурсов.
Следует отметить, что в настоящее время большинство электронных изданий, поступающих на рынок программных продуктов, относится к первому направлению
информатизации обучения.
Отличительной чертой электронных пособий является их интерактивность, наличие обратной связи, которая представляет собой информацию, поступающую от электронного пособия к пользователю в ответ на его действия при выполнении упражнений. Связь, предназначенная для самокоррекции учебной деятельности, дает возможность сделать осознанный вывод об усвоении знаний: полном или частичном. Это побуждает учащегося к самооценке, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает скорректировать учебную деятельность.

2.2. Эффективность использования новых технологий на уроках информатики.
Необходимо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот момент возможно раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх. Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы и формы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям уроки с применением новых компьютерных технологий.
На своих занятиях я применяю следующие формы уроков:
Урок - презентация, сопровождающийся электронным наглядным материалом для усиления эффекта восприятия учащимися нового материала.
Урок с элементами самостоятельной работы, в процессе которого используются фрагменты самостоятельного изучения нового материала по электронному учебнику. Такое пособие содержит удобную панель навигации, гиперссылки с указаниями, удобный интерфейс, подобранные иллюстрации по теме и т.д. Перед началом работы необходимо объяснить ученикам, какая цель стоит перед ними и на какие вопросы они должны найти ответы.
Урок – зачет, на котором проводится электронное тестирование. По завершении работы с электронным тестом ученики получают не только отметку, выставленную компьютером, но и видят на экране все неправильные ответы и верный вариант.
Урок – практикум, на котором учащимся предлагается выполнить индивидуальные задания на компьютере (работа в редакторах различной направленности: решение задач в программных средах, создание базы данных, вычисления в электронных таблицах и т.д.). Сюда же относятся и уроки, на котором учитель демонстрирует все свои действия с помощью проецирования их на большой экран, отработку некоторых практических навыков. Учащиеся, наблюдая за действиями учителя, повторяют все на своих рабочих местах.
Урок – расследование. Форма, часто применяемая на уроках информатики при изучении раздела «Коммуникационные технологии». Ребята учатся находить и извлекать информацию из глобальной сети Интернет, обрабатывать и применять ее для достижении поставленных целей. Учащиеся пробуют свои силы в исследовании темы. Такие уроки необходимы для приобретения навыков в написании рефератов, докладов, создании проектов и т.д.
Урок - мозговой штурм, на котором ребята (всем классом или мини-группами) исследуют проблему и находят пути ее решения. Такие уроки в основном практикуются при изучении раздела информатики «Основы логики».
Урок – обобщение темы, который проводится по завершении изучения очередного раздела. Учащиеся создают с помощью компьютера буклеты, презентации, видеоролики и т.д. и презентуют их на заключительном уроке.
Использование новых форм обучения на уроках информатики и ИКТ с использованием электронных образовательных ресурсов, за последние 3-4 года дали следующие результаты:
широкое использование учащимися новых информационных технологий в своей учебной деятельности;
навыки работы с программными продуктами помогают учащимся свободнее ориентироваться в мире быстро развивающихся информационных технологий;
раскрытие творческого потенциала ребенка;
стабильный рост качества знаний учащихся;
- повышение уровня достижений учащихся в области информационных технологий (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах).
Для определения степени эффективности использования новых технологий на уроках информатики проводились систематические мониторинговые исследования по выявление фактического состояния предметной обученности в 10-11-х классах с 2005 по текущий учебный год. Осуществлялся планомерный контроль результатов оценки знаний учащихся за последние три года.
В приложенных ниже таблицах результаты даются в сравнении.
Для определения динамики результатов обучения учащихся по информатике и ИКТ были проанализированы итоги годовой аттестации 10-11 классов, в которых учитель работал с 2004 по 2007 учебный год.
Полученные данные были занесены в таблицу по результатам итоговой аттестации с 2004 по 2007 учебные года:
Выпуск 2004-2005 гг.
Класс
Год


2004-2005
2005-2006
2006-2007

10а
4,1



10б
4,1



11а
4,3



11б
4,5




Выпуск 2005-2006 гг.
Класс
Год


2004-2005
2005-2006
2006-2007

10а

4,4


10б

4


11а

4,5


11б

4,4



Выпуск 2006-2007 гг.
Класс
Год


2004-2005
2005-2006
2006-2007

10а


4,8

11а


4,9

11б


4,4


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Выводы:
Таким образом, можно сделать вывод, что данные показатели за 2004-2007 учебные годы в представленных классах указывают на стабильное увеличение среднего балла по информатике и ИКТ и в целом на положительную динамику, вне зависимости от смены выпусков. Положительная динамика связана с введением и эффективным использованием новых информационных технологий, в частности, электронных обучающих материалов.
К повышению положительной результативности можно отнести:
1. у учащихся:
- положительную мотивацию на уроках информатики с применением новых технологий, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);
- обретение компьютерной грамотности и развитие творческих способностей;
- применение новых технологий направленных на развитие познавательного интереса и умения оперировать полученными знаниями;
- достижения учащихся в области информационных технологий.
2. у преподавателя:
- умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно использовать их в учебном процессе;
- возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью электронных тестов.
- повышение уровня использования наглядности на уроке,
- повышение производительности урока.
- выстраивание логической последовательности при подаче учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- возможность организации проектной деятельности.







Глава III. Перспективный план использования электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ.

На протяжении трех последних лет мною был разработан и апробирован план использования новых технологий на уроках информатики и ИКТ, в рамках которого в качестве вспомогательного материала созданы электронные пособия, учебники и тесты.
Из регионального компонента учебного плана школы на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах выделено 4 часа. Программа Угриновича Н.Д. «Информатика и информационные технологии. 10-11 кл» (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г.) рассчитана на 8 часов. В связи с этим программа модифицирована по содержанию и количеству часов.
Из пояснительной записки данной программы следует, что изучение информатики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствами моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;
овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;
развитие алгоритмического мышления, элементов системного мышления;
воспитание чувств ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения информатики и информационных технологий на профильном уровне ученик должен:
знать/понимать
логическую символику;
основные конструкции языка программирования;
свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции;
виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
назначение и области использования основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины искажения информации при передаче;
базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
нормы информационной этики и права, информационной безопасности;
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;
уметь:
выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства;
вычислять логические значения сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий;
выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска и выбора информации, в частности, связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
представления информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок; создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

Перспективный план использования
электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ в 10-11 классах

Раздел
Информационная поддержка урока
Предполагаемый результат

I. Введение в информатику.
Использование электронного пособия по теме «Введение в информатику».
1. Четкое понимание терминов раздела.
2. Видение вещественно- энергетической картины мира.
3. Знание иерархического ряда объектов.

II. Компьютер и программное обеспечение.
- Использование электронных пособий по теме:
1. «Магистрально- модульный принцип построения компьютера».
2. «Аппаратная реализация компьютера».
- Использование электронного теста по теме «Компьютер и программное обеспечение».
1. Проявление творческого интереса к изучению раздела.
2. Четкое представление об архитектуре персональных компьютеров.
3. Знание всех носителей информации и их характеристик.

III. Информация. Двоичное кодирование информации.
- Использование электронных пособий по теме:
1. «Формы представления информации».
2. «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления».
- Использование электронного теста по теме «Информация».
1. Четкое понимание основных действий с числами в системах счисления.
2. Приобретение навыка самостоятельной работы над числами в различных системах счисления.
3. Знание формы представления информации. Умение рассчитывать количество возможных событий.

IV. Основы логики. Логические основы компьютера.
Использование электронных пособий по теме:
1. «Формы мышления».
2. «Алгебра высказываний».

Использование электронного теста по теме «Основы логики».
1. Знание форм мышления и умение определять истинность или ложность простого и составного высказываний.
2. Приобретение навыка давать определение конъюнкции, дизъюнкции и инверсии простых высказываний, уметь строить таблицы истинности.
3. Приобретение навыка оперировать логическими законами при решении логических выражений.

V. Основы алгоритмизации и программирова-ния.
Использование электронных учебников:
«Введение в программирование».
«Массивы».
Использование электронного теста «Основы програм-мирования»
1. Проявление интереса к решению задач по программированию.
2. Осознание значимости программирования в век информационных технологий.
3. Развитие умений самостоятельного поиска решения задач, анализа действий и нахождения результата.

VI.Моделирова-ние и формализа-ция.
1. Использование электронного пособия по теме
«Моделирование как метод познания».

2. Использование электронного теста «Моделирование»
1. Знание областей применения моделей, понимание их значимости и принципа построения.
2. Умение определять типы моделей и их классификацию.
3. Проявление интереса в исследовании моделей с помощью компьютера.

VII. Технология хранения, поиска и сортировка информации.
1. Использование электронного учебника по теме «Пособие для начинающих по изучению СУБД ACCESS».
2. Электронный тест по теме: «Основы работы в СУБД ACCESS»
Проявление интереса к изучению раздела.
Знание основных этапов построения табличных баз данных.
Умение представлять данные в различных формах (запросы, отчеты)

VIII.Компьютер-ные сети.
1. Использование электронных презентаций, видеоролика и др. материалов.

2. Использование электронного теста «Работа с компьютерными сетями»


1. Умение определять типы сетей, их возможности.
2. Знание всех положительных и отрицательных сторон работы в сетях.
3. Развитие умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, применение знаний в практической жизни.

IX.Информатиза-ция общества.
1. Использование электронного пособия по теме «История создания компьютера».
2. Использование электронного теста «История развития вычислительной техники. Информационное общество»
1. Проявление интереса к изучению истории создания компьютеров.
2. Получение знаний о понятии информационная культура.
3. Получение навыка защиты авторского права на программный продукт.

X. Разработка Web- сайтов.
1. . Использование электронных презентаций и др. материалов.
2. Использование электронного пособия по теме: «Основы создания Web- страницы»
1. Проявление интереса к созданию Web- страничек.
2. Приобретение навыка заполнения страниц сайта.
3. Создание простейшей Web- страницы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Каждый учитель выбирает для себя более приемлемые, доступные и привычные средства обучения. Но наиболее прогрессивные педагоги уже оценили преимущество мультимедийных уроков и активно применяют их в своей практике. Нам, учителям информатики, было суждено стать первыми в применении новых компьютерных технологий на уроках. Поэтому на сегодняшний день уже сложились традиции, созданы наработки, обобщен опыт по применению таких технологий.
Применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе – вполне закономерное явление. Однако эффективность их использования в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «преподаватель – обучающийся».
Использование информационно-коммуникационных технологий меняет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения.
По высказываниям выпускников, навыки, полученные ими при новом, системном подходе учителей нашей школы к организации обучения, помогают ребятам в дальнейшей учебе в вузах. По их словам, применение новых информационных технологий позволяет сделать урок не только привлекательным, но и по-настоящему современным. Мне остается добавить, что уроки с мультимедийной поддержкой дают возможность осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
В настоящее время меняется сама суть обучения: усвоение знаний уступает место умению добывать информацию и пользоваться ею, получать ее с помощью современных информационных технологий. Информатизация сферы образования, на сегодняшний день, приобретает фундаментальное значение. Учителя, применяющие информационные технологии на своих уроках, готовят своих учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого применения, постоянного развития и усложнения современных технологий.
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение эффективности и качества в достижении требований государственного образовательного стандарта в области информатики и ИКТ.
Обобщением моего опыта стала данная работа, в которой я изложила систему применения информационных технологий на уроках информатики и ИКТ посредством создания и использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Даны методические рекомендации по проведению медиауроков и приведено психолого-педагогическое обоснование по использованию компьютера на уроках.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места информационных технологий как стратегического ресурса в жизни общества. Отмечается, что человек, который умело и эффективно владеет новыми технологиями работы с информацией, имеет другой, новый стиль мышления, иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Естественно, что в этих условиях, без процесса информатизации образования, уже невозможно представить современную школу.
Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Именно поэтому интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационно-коммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.


Тезаурус
Автоматизированные обучающие системы (АОС) - программные средства подготовки учащихся, состоящие из одного или нескольких [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и набора [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], позволяющих осуществлять формирование навыков и умений.
Алгоритм – точное предписание, определяющее процесс перехода от исходных данных к результату.
Гипотеза – научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью.
ИКТ – информационно- коммуникационные технологии.
Медиаурок – урок с мультимедийной поддержкой.
Интерфейс - совокупность технических, программных средств и правил, обеспечивающих взаимодействие различных устройств, входящих в состав вычислительной системы и/или программ.
Информация – общенаучное понятие, включающее в себя совокупность знаний о фактических данных и зависимостях между ними. Вид ресурса, используемого в научной, производственной деятельности человека и в быту.
Информатизация – комплекс мер по работе с информационными массивами (содержательного, системного, технологического и технического характера), направленных на обеспечение полноты, эффективности и оптимальности в процессах достижений цели системы, во имя которой эти меры и создаются (в нашем случае – это качество образовательного пространства конкретной школы).
Информатизация образования – процесс подготовки человека к полноценной жизни в условиях современного информационного мирового сообщества, к продуктивному использованию информации и знаний на основе широкого использования нетрадиционных носителей информации.
Информационная система – организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, в том числе с использованием средств компьютерной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информационные ресурсы – совокупность информации, представленной в некотором хранилище информации, описывающей отдельные аспекты процессов, происходящих в обществе.
Информационные процессы – процессы создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации.
Электронные образовательные ресурсы (Электронные пособия) – электронные учебники, наглядный материал в электронном виде, электронные тесты.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Каминский В.Ю., «Использование образовательных технологий в учебном процессе», «Завуч», № 3, 2005.
Канаев Б.И., Скопцова Л.А., Гашнева И.В. Шаги в информационное общество. - Тольятти, 2007. – 64с
Концепция информатизации образования // Информатика и образование. – 1990. - №1.
Концепция информатизации общего образования [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.
Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.
Письмо Министерства образования РФ от 13.08.2002 № 01-51-088ин «Об организации использования информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях»
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. /Преподавание истории в школе. №8 2001. 40 - 46с.
Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru
Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.
Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования», № 44




Приложение

К работе прилагается диск с разработками уроков, дидактическим, методическим материалами и электронными образовательными ресурсами.

Перечень ресурсов CD- диска
№ п/п
Тема
Методический материал
Дидактический материал
Электронные образовательные ресурсы

1
Информа-ция
План–конспект урока

- электронное пособие
- электронный тест

2
Количество информации
План–конспект урока
Карточки
- электронное пособие

3
Устройство компьютера
План–конспект урока

- электронное пособие
- электронный учебник
- электронный тест

4
Основы логики
План–конспект урока

- электронное пособие


5
Базы данных
Планы–конспекты уроков

- электронный учебник

6
Формы мышления
План–конспект урока

- электронное пособие


7
История развития вычисли-тельной техники


- электронный учебник

8
Введение в программи-рование
Методическое пособие
- Тест
-Конт-рольная работа
- электронный учебник


9
Массивы
- Методическое пособие
- План–конспект урока

- электронный учебник


10
Формула Шеннона
План–конспект урока
Карточки
- электронное пособие


11
Операцион-ная система
План–конспект урока
Тест
- электронное пособие

12
Создание Web-страницы
План–конспект урока
- буклет
-карточки
- электронное пособие
- примеры

13
Компьютер-ные вирусы и антивирус ные прог-раммы
План–конспект урока

- электронный тест

14
Введение в информа-тику


- электронное пособие

15
Моделирование
План–конспект урока
- буклет 1
- буклет 2
- электронное пособие
- электронный тест

16
Создание презентаций в Power Point
Методическое пособие

- электронное пособие















13PAGE 15


13PAGE 14215




Root Entry