Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта

Методические рекомендации по использованию светоизотерапии в работе с детьми с задержкой психического развития и нарушением интеллекта.

Цвета действуют на душу,
они могут вызывать чувства,
пробуждать эмоции и мысль.
И.В.Гете.
Актуальность
Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования поставило перед педагогами, обучающими детей с ограниченными возможностями здоровья, задачу не просто изучить основы математики, литературы, естествознания, а в первую очередь, расширить индивидуальные познавательные ресурсы в процессе овладения той или иной учебной дисциплиной.
В связи с тем, что у обучающихся с ЗПР и нарушением интеллекта, поступающих в последние годы в школу, наблюдается большой спектр сопровождающих отклонений в развитии (нарушение речи, зрения, опорно-двигательного аппарата, слуха, а также серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы), актуальным стал отбор инновационных коррекционных методик, позволяющих преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру используя «обходные пути» особым образом построенного образования.
Среди множества технологий, представляемых на рынке образовательных услуг, особое внимание заслуживает направление арт-терапия.
Красивое слово арт-терапия известно сейчас многим, но далеко не все знают, что именно скрывается за этим названием. Лечение искусством (art - искусство, therapy - лечение) использует самые разнообразные виды творческой деятельности человека, чтобы помочь ему в решении психологических проблем.
Арт-терапия является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, медицину, педагогику, культурологию и др. Её основой выступает художественная практика, поскольку в ходе арттерапевтических занятий дети вовлекаются в изобразительную деятельность.
В спектре технологий арт-терапии особое место занимает изотерапия (рисунок, лепка) – коррекция посредствам изобразительной деятельностью. В данных методических рекомендациях описывается слияние двух терапевтических методов – изотерапия и светотерапия (фототерапия).
 Светотерапия – это немедикаментозный метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему. Воздействие определенного цвета снимает энергетическую блокаду, являющуюся причиной функционального расстройства.

Цвет по своему воздействию на всё живое и организм человека имеет колоссальное значение. Используя его свойства в сочетании с музыкой определённой направленности можно добиться потрясающих результатов даже в очень тяжёлых случаях. Цвет, безусловно, необходим для живого организма.
Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы начинаем воспринимать - красный. В цветовой шкале он стоит вначале, и у него самое короткое из всех цветов волновое излучение.
Постепенно развиваясь, ребенок начинает воспринимать один за другим все цвета. Вместе с цветами в его жизнь входят звуки, запахи, которые являются, как мы знаем, проявлениями разного уровня вибраций.
Каждый цвет обладает определённым значением и оказывает специфическое воздействие, что может оказаться бесценным для понимания окружающего нас мира и нашего поведения. Эти качества также можно использовать для того, чтобы произвести впечатление на других. Использование цвета позволяет создать нужный образ и передать информацию более эффективно, чем это можно сделать посредством слов. 
В сочетании цвета, и светового воздействия на ребенка можно добиться более высоких результатов в коррекции и развитии детей с ЗПР.

Коррекционная направленность

Очень эффективны упражнения с элементами cветоизотерапии при коррекционной работе с детьми с ЗПР и нарушением интеллекта. Процесс художественного самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психо- и физиопрофилактический фактор. Использование данной технологии позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию, укрепить соматическое здоровье..
В системе различных направлений терапии искусством светоизотерапия рассматривается как совокупность психологических методов воздействия, осуществляемых в контексте изобразительной деятельности, используемой с целью коррекции лиц с различными эмоциональными и психическими расстройствами. Большинство отечественных авторов, затрагивающих в своих публикациях тему арттерапии, она понимается как система здоровьесберегающих воздействий, либо как одна из форм психотерапии, основанная на занятиях изобразительным творчеством. А в сочетании со световым воздействием здоровьесберегающая направленность значительно возрастает.
В каких случаях следует использовать светоизотерапию:


при расстройствах сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, мочеполовой системы и др., (возникновение которых связано со стрессами)
при стрессах, неврозах - для снятия напряженности и предупреждения развития невротических и психосоматических расстройств
при психоэмоциональных нарушениях: при снижении работоспособности и настроения, нарушении сна, раздражительности, плаксивости
при бессоннице, зимней депрессии, эмоциональном напряжении и заболеваниях обусловленных им, в т.ч. психосоматических расстройствах;
головные боли, повышенное и пониженное артериальное давление (вегето-сосудистая дистония, гипертоническая болезнь), повышенная метеочувствительность
как профилактика глазных заболеваний: близорукость, дальнозоркость, при зрительном утомлении;
для профилактики негативных последствий длительной работы с экранами мониторов;
развитие внимания, мышления, цветоразличение, снятие напряжения, снижение уровня тревожности и страха
укрепление нервной системы, повышение уверенности в себе и т.д.,
коррекция когнитивных процессов, активизация познавательной деятельности.

Практическая направленность
Практическое значение применения светоизотерапии в коррекционном образовании большое: обучающиеся приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в классе, расширяются коммуникативные связи, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается, и становится терпимее, мудрее по отношению к другим.
Художественная деятельность каждому предоставляет возможность почувствовать себя творцом, научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми, почувствовать свою значимость.
Светоизотерапия используется как средство общения учителя с учащимися на символическом уровне.
Данную технологию можно использовать как для организации внеурочной деятельности детей с ЗПР и нарушением интеллекта, так и в урочной деятельности.

Так, например:
на уроках письма и чтения в период обучения грамоте детям предлагается обвести (подложка - образец буквы) изучаемую букву, написать рядом свой вариант, выбрать и обвести заданную букву из ряда букв (подложка-таблица с буквами);
на уроках математики обучающимся предлагается написать цифру (подложка - образец цифры); при изучении задач – нарисовать схему к задаче, при изучении геометрического материала – выполнить чертежи и произвести вычисления площади, периметра и т.д.;
на уроках русского языка при изучении тем различной сложности предлагается составить и нарисовать схему изучаемого правила, цветовую схему слова, предложения, картинный план изложения, нарисовать логическую цепочку сочинения и т.д.;
на уроках чтения при изучении произведений, требующих эмоционального анализа, сопоставления, несущих эмоциональную цепочку (например, А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зимнее утро» и т.д.) детям предлагается каждую эмоциональную картину соотнести с цветом и анализируются изменения настроения художественного произведения, что позволяет донести до сознания обучающихся с ЗПР и нарушением интеллекта замысел автора; при обучению пересказу предлагается нарисовать картинный план изучаемого произведения;
на уроках ОСОМ при изучении тем, требующих опоры на логическое мышление («Круговорот воды в природе», «Планеты солнечной системы» и т.д.), а также при организации проектной деятельности;
на уроках ИЗО и технологии при демонстрации поэтапного рисования, а также с целью формирования у детей разнообразных эстетических чувств (чувства формы, цвета, композиции и др.), художественного вкуса, творческих способностей.
Во внеурочной деятельности при использовании с целью:
Первый уровень – приобретения воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;
Второй уровень – формирования позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;
Третий уровень – формирования собственного социального действия посредством саморегуляции, развитие коммуникативной стороны речи, умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Требования к организации и проведению занятий с использованием светоизотерапии

Занятия проводятся на светодиодном стеклографе (12 режимов цвета) с использованием флуоресцентных меловых маркеров либо гуаши.
При проведении занятий следует четко соотносить психоэмоциональное состояние ребенка (группы детей) с выбором светового воздействия.
Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.
Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.
Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду. Он действует позитивно на печень и желчный пузырь, активизирует работу желез внутренней секреции и стимулирует восстановление слизистых оболочек. Поток жёлтого света символизирует тепло и уют и укрепляет нервную систему, повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Его влияние очень благотворно при нарушениях работы печени.
Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности.
Голубой цвет успокаивает и укрепляет внутренне. Он активирует лёгкие и бронхи, успокаивает головную боль и снимает раздражительность. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.
Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Фиолетовый действует мягко, стимулирующе. Дает силу при энергетическом истощении, не дает места депрессии, пессимизму и бессилию. Этот цвет снабжает энергией, в которой особо нуждается пищеварительная система .Усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях

Формы организации деятельности: подгрупповая, индивидуальная
Формы проведения занятий:

тематические групповые и индивидуальные занятия;
индивидуальные и групповые проекты;
креативные мастерские;
выставки-демонстрации «стеклянных картин»;
занятия по восполнению пробелов знаний;
каллиграфические минутки

Виды работы на светодиодном стеклографе:
рисование по подложке, рисование гуашевыми красками кистью, ладошками, пальчиками,
рисование флуоресцентными меловыми маркерами

.







.










Приложение 1

Воздействие цветового спектра на психоэмоциональное состояние

Цвета
Возбуждающие
Угнетающие
Успокаивающие

Красный
+



Оранжевый
+



Желтый
+



Зеленый


+

Голубой


+

Фиолетовый

+


Темно-серый

+


Черный

+



Воздействие цветового спектра на состояние организма человека


Цвет
Показание
Противопоказания

1
Красный
анемия (малокровие); апатичность; болезни, порожденные воздействием холода; бронхиальная астма; запор; идиотизм; кишечные заболевания; нарушения в копчиковой зоне; краснуха; болезни крови; меланхолия; ожирение; паралич (высокий лечебный эффект при вялых параличах); пневмония; рожистое воспаление; слабоумие; туберкулез; физическая дебильность; нарушения в работе эндокринной системы.
красный цвет противопоказан при безумии, возбужденном темпераменте, воспалениях (кроме рожистых), гипертензии, лихорадке, неврите.

2
Синий
аллергическиболезни желудочного тракта, желудка и двенадцатиперстной кишки, расстройства кишечника, колики, дизентерия, рвота,й кашель, глаза (регулирует функции, лечит воспаление, глаукому, катаракту); головная боль, болезни горла, заболевания щитовидной железы, заболевания шишковидной железы, эпилепсия, язвы.
синий цвет противопоказан при холоде, сокращении мышц, гипертензии, параличе, хроническом ревматизме и тахикардии. Синяя одежда и мебель без других цветов вызывают усталость и депрессию.

3
Белый
оказывает лечебное воздействие на центральную нервную систему; восстанавливает структуру мозговых костей, которые непосредственно связаны с нашим сознанием; очищает организм от шлаков; снимает напряжение бурным потоком чистых, прозрачных, хрустальных слез; исцеляет чесотку;


4
Голубой
болезни горла (охриплость, воспаление голосовых связок); витилиго; воспалительные процессы; желтуха; кожные процессы, связанные с нарушением пигментного обмена; ожоги; печень; щитовидная и паращитовидная железы; воздействует на тело, умственную деятельность и вкусовые ощущения; охлаждает; рекомендован при ревматических заболеваниях; снижает аппетит; успокаивает.
несдержанность, всплески эмоциональных реакций, своеобразное рассеивание голубых тонов и энергий, является причиной остеохондроза шейного отдела позвоночника,

5
Фиолетовый
болезни костей; болезни мочевого пузыря; болезни черепа; воспалительные заболевания; ишиас; заболевания кожи; лейкодермия; ментальные нарушения; нервные расстройства; опухоли; болезни почек; ревматизм; сотрясение мозга; судороги; цереброспинальный менингит; нарушение сна; успокаивает нервную систему (можно использовать при всех психических и нервных нарушениях); питает кровь в верхнем мозге; очищает кровь, создает лейкоциты; обеспечивает баланс калия и натрия в теле (опухоли не могут расти в калиевом медиуме).
при передозировке фиолетовый вызывает состояние тоски и депрессию.

6
Зеленый
астма, бессонница,  , высокое кровяное давление,   глаза (при утомлении), головные боли, злокачественные опухоли, изнурение, истощение, колики, ларингит, малярия, нарушения в спине, невралгия, восстанавливает нервную систему, нервные болезни, печень, простуда (острые простудные заболевания), рожа, сверхвозбуждение, сенная лихорадка,  тифоид, холод в голове, шок, язвы.
передозировка зеленого может вызвать усиленную концентрацию желчи, вплоть до образования камней в желчном пузыре.


Желтый
аллергический дерматит, гемиплегия, параплегия, диабет, запор (30 мин на пупок), зрение (стимулирует), кожные заболевания, ментальная депрессия и истощение; нарушение пищеварения, несварение, метеоризм; паралич, заболевания печени; заболевания почек; ревматизм; заболевания селезенки; нарушение энергии в солнечном сплетении; экзема (аллергический дерматит).
диарея, лихорадка, невралгия, при остром воспалении, перевозбуждении и сердцебиении. Избыточное влияние желтого цвета ведет к усиленной выработке желчи и ее скоплению в тонком кишечнике.













Приложение 2


Индивидуальная работа «Мое настроение»












Обучение грамоте «Письмо буквы Ё»




Проект «Планеты солнечной системы»





Проект «Новогодняя сказка» Приложение 3


Программа внеурочной деятельности
изостудии «Волшебный мир цвета и света»


Пояснительная записка
Актуальность и коррекционно-педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в общекультурном направлении «Волшебный мир цвета и света» обусловлена сенсорным, психическим, эмоциональным, интеллектуальным недоразвитием детей с ЗПР.
Цвет по своему воздействию на всё живое и организм человека имеет колоссальное значение. Используя его свойства в сочетании с музыкой определённой направленности можно добиться потрясающих результатов даже в очень тяжёлых случаях. Цвет, безусловно, необходим для живого организма.
Одним из первых ощущений человека после рождения является цветовосприятие. Первый цвет, который мы начинаем воспринимать - красный. В цветовой шкале он стоит вначале, и у него самое короткое из всех цветов волновое излучение.
Постепенно развиваясь, ребенок начинает воспринимать один за другим все цвета. Вместе с цветами в его жизнь входят звуки, запахи, которые являются, как мы знаем, проявлениями разного уровня вибраций.
Каждый цвет обладает определённым значением и оказывает специфическое воздействие, что может оказаться бесценным для понимания окружающего нас мира и нашего поведения. Эти качества также можно использовать для того, чтобы произвести впечатление на других. Использование цвета позволяет создать нужный образ и передать информацию более эффективно, чем это можно сделать посредством слов. 
В сочетании цвета, и светового воздействия на ребенка можно добиться более высоких результатов в коррекции и развитии детей с ЗПР.
В основу программы легли методы арт-терапии

Цель программы;
коррекция эмоционального состояния; сенсорное развитие ребенка; предоставление возможности «выхода» творческой энергии; развитие внимания, памяти, мышления,

Задачи;
обеспечить эффективное эмоциональное отреагирование, обучение социально приемлемым, допустимым формам поведения.
формировать процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных детей; способствовать преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит
создать благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции, создать предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
существенно повысить личностную ценность, содействовать формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе .

Предполагаемые результаты:

Первый уровень – приобретение воспитанниками социальных знаний (об общественных нормах поведения, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, мир, природа, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. понимания социальной реальности и повседневной жизни; умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Третий уровень – формирование собственного социального действия посредством саморегуляции, развитие коммуникативной стороны речи, умения выражать эмоции через цвет и форму; развитие координации движений, мелкой моторики, памяти, внимания, мышления; раскрытие творческих способностей, резервных возможностей организма;

Формы организации деятельности:
групповая, подгрупповая, индивидуальная

Формы занятий: тренинги, проекты, тематические занятия

Оборудование: занятия проводятся на светодиодном стеклографе (12 режимов цвета) с использованием плакатной гуаши, маркеров


Тематическое планирование



Тема занятия
Кол-во ч.
Дата

1
Знакомство со светодиодным стеклографом
1
03.09

2
Цвета и оттенки и свет
1
10.09

3
Цвет и эмоции
1
17.09

4
Исследование цветов спектра, получение новых оттенков
1
24.09

5
Рисуем пальчиками, ладошками «Море в штиль, легкий шторм, сильный шторм» Смена эмоций
1
01.10

6
Рисуем правой и левой рукой «Солнце, трава, цветы». Эмоции радости и удивления
1
08.10

7
Рисуем по подложке «Осень в природе». Эмоции восторга и уныния
1
15.10

8
Рисуем звездное небо. Эмоции спокойствия и умиротворения
1
22.10

9
Рисуем ладошками и кистью Проект «Космические просторы».
1
12.11

10-11
Рисуем по подложке. «Животные зоопарка»
2
19.11-26.11

12-13
Рисуем ладошками и пальчиками «Здравствуй, матушка-зима»
2
03.12-10.12

14-15
Рисуем кистями разных размеров правой и левой рукой «На что похож сугроб». Эмоции удивления и радости
2
17.12-24.12

16-18
Рисуем кистью «Сказочные животные»
3
14.01, 21.01, 28.01

19-20
Рисуем маркером по подложке «Освобождение Азова».Эмоции страха, ликования
2
04.02-11.02

21-22
Рисуем красками по подложке «Богатыри русские в старину и сейчас»
2
18.02-25.02

23-24
Рисуем красками правой и левой рукой «Весна пришла». Эмоции радости
2
04.03-11.03

25
Рисуем маркерами. Экспериментируем с удовольствием.
1
18.03

26-28
Мини-проект «Символ моей семьи»
3
01.04, 08.04, 15.04

29
Экспериментируем с удовольствием. «Нарисуй свои эмоции»
1
22.04

30-33
Экспериментируем с удовольствием. «Вырази эмоции через образ растения» Эмоции страха, гнева, радости, сопереживания
3
29.04,06.05, 13.05

34-35
Экспериментируем с удовольствием. «Вырази эмоции через образ растения» Эмоции восторга, обиды, грусти, удивления
2
20.05-27.05