Эффективность методики преподавания информатики в школе.


Статья на тему: Эффективность методики преподавания информатики в школе.
Сравнительная новизна предмета информатика, нестабильность содержания, разнотипность технических и программных средств, недостаточная разнообразность методики преподавания информатики вынуждают нас вновь и вновь возвращаться к отбору содержания, средств и методов преподавания курса. Но при любом выборе необходимо соблюдение некоторых общих дидактических принципов:
принцип научности;
принцип последовательности и цикличности;
принцип сознательности усвоения деятельности;
принцип доступности содержания;
активность и самостоятельность;
индивидуализация и коллективность обучения;
эффективность учебной деятельности;
связь теории и практики;
принцип деятельности или, как еще говориться, наглядные методы содержания и деятельности.
На нем мне хотелось бы остановиться подробнее.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственно ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков репродукций, схем и тому подобное. В современной школе широко используется с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами или интерактивные доски.
Наглядные методы обучения условно можно разделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и так далее.
Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания информатики в силу гибкости содержания понятия «информация»: одну и ту же информацию можно представить в виде множества графических образов. Например, блок- схемы (они наглядно представляют структуру небольшого алгоритма и процесс его исполнения)0 таблицы исполнения, демонстрация учителем образца деятельности за компьютером при работе с готовой программой.
Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально- оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные опыты, учащиеся могут убедиться в реальности тех, процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребёнку убедиться в истинности полученных сведений, что ведёт к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.
Для изготовления наглядных пособий я привлекаю учащихся, которым трудно даётся предмет. С их помощью в кабинете появилось несколько неплохих стендов, таких как:
Internet;
Устройства компьютера;
Программируем на Pascal.
Когда эти дети стали заниматься изготовлением стендов, они получили сильное эмоциональное впечатление, вызвавшее повышенный познавательный интерес к предмету, и это способствовало тому, что у этих учащихся улучшилась успеваемость и дисциплина на уроках информатики.
Помимо самостоятельно сделанных стендов мы используем стенды фабричного производства:
Компью Теrrа;
Техника безопасности в кабинете ИВТ;
Выдающиеся деятели информатики.
Также имеется стенд «История развития информатики», который очень полезен при объяснении материала по основам информатики. На нем представлены этапы развития науки информатика (начальный этап – около 30000 лет до н.э.). На стенде представлены все поколения ЭВМ по годам.
При знакомстве с устройством хранения информации используется стенд «Принципиальное устройство жёсткого диска», на котором представлен жёсткий диск в разобранном виде.
Также имеется стенд «Сетевое оборудование», который применятся при объяснении материала по организации компьютерных сетей. На нём представлены различные виды кабелей, необходимые для объединения компьютеров в сеть, причём кабеля представлены как в целом виде, так и в разрезанном, кроме этого на стенде представлены различные коннекторы, сетевая плата.
Также с учащимися для проведения уроков мы подготавливаем мультимедийные презентации и флипчарты по различным темам. Работа с интерактивной доской (флипчартами), вызывает некоторые затруднения, особенно на первых уроках, так как перед использованием любых новых технических средств обучения (ТСО) учащихся необходимо научить пользоваться ими. Чтобы поднять эффективность первого занятия, необходимо специально учить учащихся работать с новым средством, готовить их к восприятию и запоминанию информации, проводить инструктаж, давать познавательное задание, проверять готовность к работе и чётко определять цели работы, объекты оценки и контроля.
При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру, и показывать её следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Значительную роль в обучении играют коллекции, под которыми мы понимаем наборы предметов, подобранных по определённым признакам или характеристикам и служащих как для изучения нового материала, так и для повторения и самостоятельной работы. многие коллекции для учебных целей изготавливаются учащимися совместно с преподавателями.
И ещё мне хочется сказать, что компьютер обеспечивает хорошую наглядность в обучении любых предметов в школе. Возможно сопровождение урока не только путём показа хороших иллюстраций, но и привлечение звукового сопровождения. Можно использовать материалы из сети Internet. Примерами такого использования являются уроки учителей физики, химии, географии и т.д., проводимые в нашей школе.
Активное использование информационных коммуникационных технологий в учебно- воспитательном процессе формирует новую педагогическую технологию обучения. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учёбе и, как следствие, общий рост успеваемости.