Статья на тему Обучение рассказыванию младших школьников с задержкой психического развития


Статья «Обучение рассказыванию младших школьников
с задержкой психического развития»
Автор:
Третьякова Елена Викторовна,
учитель-логопед
ГБУ РХ «Абазинский детский дом»
Основная цель логопедической работы – развивать, совершенствовать, корректировать речь детей.
По данным ежегодных логопедических обследований речи детей, поступающих в детский дом, видно, что объём активного словаря только у 40% детей соответствует возрасту, выразительность речи у детей не развита, последовательным и развёрнутым ни один рассказ назвать нельзя, дети ограничиваются перечислением действий, изображённых на картинке, затрудняются описать картинку с изображением привычной ситуации.
Бесспорно, речь детей нужно систематически и всесторонне развивать. Правильность употребления языковых средств многим детям становится доступной лишь в результате обучения. Одним из главных средств формирования связной речи считается обучение рассказыванию. Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь.
В процессе этой деятельности решаются следующие задачи:
1. Воспитание у детей интереса к составлению рассказов по картинкам.
2. Обучение правильному пониманию содержания рассказов.
3. Формирование умения связно, последовательно описывать изображённое.
4. Активизация и расширение словарного запаса.
5. Обучение умению последовательно, логически переходить от одной детали к другой, правильно истолковывать события и действия, изображённые на картинке.
6. Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций).
В логопедической работе при обучении рассказыванию очень эффективен прием «линия алгоритма».
Работа состоит из трёх этапов.
I этап – подготовительный.
1.Рассматривание картины. Подготовка детей к рассказыванию. От качества восприятия видимого зависит качество рассказываемого. Стараемся сосредоточить внимание детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети, в основном, самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказ. Проведённые эксперименты подсказали алгоритм, показывающий внутренние связи составления рассказов по картине.
II этап - работа над картиной.Активизируем речевую деятельность детей, даем им зрительную опору. С этой целью рисуем изогнутую или спиралевидную линию, проведённую по картине. Эта линия охватывает все детали картины. Этот приём активизирует произвольное внимание детей и, в то же время, является зрительной опорой, подсказкой, во многом заменяющей вопросы логопеда.
Выглядит это примерно так:
27813046355078105149225
Затем даем каждому ребёнку провести по линии пальцем, захватывая взглядом все детали сюжета. В дальнейшем ребёнок будет проводить линию, мысленно не нуждаясь в зрительно-тактильной опоре. Движение алгоритма идёт сверху вниз от начала смыслового кольца, возвращаясь к нему, охватывая все детали сюжета.
Понятие «смысловое кольцо» включает в себя как внутреннее планирование, так и результат аналитико-синтетической деятельности. Все детали, все предметы, изображённые на картине, увязываются в единую цепь, их слияние образует смысл. Именно ядро – «смысловое кольцо» - определяет, «что я буду говорить». Тема рождает слова.
III этап работы – рассказы детей.Рассказы детей по показателям движения алгоритма разные.
У детей с первым уровнем сформированности связной речи алгоритм выражен отдельными островками, без установления причинно-следственных связей.
Это выглядит примерно так:

Отмечается соскальзывание мыслительных процессов на конкретно ситуационный уровень. Ребёнок не может сделать обобщение на основе сюжетной линии. Это объясняется ограниченным словарным запасом. Из-за недостаточной устойчивости внимания много элементов выпадает.
Получается такой рассказ: много птиц, они клюют. Дети прячутся. Воробьи, синички.
У детей со вторым уровнем сформированности связной речи линия алгоритма прерывается, выделяются отдельные участки, не соединённые в единую цепь рассказа. Внимание неустойчиво. Лексический запас недостаточен, но ребёнок пытается установить причинно-следственные связи.
72390010388600015240046736000152400046736000133921557404000381006731000
Рассказ ребёнка.
Дети спрятались и смотрят, как на кормушку прилетают птицы. Синички едят сало. Прилетели воробьи. Их дети кормят.
У детей с третьим уровнем сформированности речи линия алгоритма непрерывна и захватывает почти все детали картины – это показывает целостность восприятия с установкой причинно-следственных связей. Лексический запас достаточен. Ребёнок может обобщить и сделать вывод, опираясь на собственный опыт.
11430011430000114300-1905000
Рассказ ребёнка.
Наступила зима. Птицам холодно и голодно. Поэтому дети повесили птицам кормушку. Они спрятались за ёлочку и смотрят, как прилетают птицы. Синичке нравится сало, она клюёт его. А на кормушке клюют зерно воробьи. Две синички сидят у самого края, они уже наелись. Теперь птицы не будут голодать зимой.
Для определения уровня сформированности связной речи в начале учебного года проводится диагностика. С учётом результатов диагностики планируется совместная работа логопеда и воспитателя на коррекционных занятиях. В январе диагностика повторяется для учета результатов коррекционно-развивающей работы, и затем планируются новые направления и ставятся актуальные цели работы.
Коррекционная работа проводится до тех пор, пока у ребёнка не сформируется в достаточной степени связная речь.
Чтобы определить уровень сформированности связной речи у детей, проводится диагностика по балловому субтесту. На картине все предметы живой и неживой природы получают номера (от 1 до 10).
1 балл – квадрат «птицы на кормушке» (передний план), но 7 баллов получит ребёнок за выделение частей из обобщения «птицы»;
2 балла – квадрат «дети», но 4 и 5 баллов за выделение из обобщения «дети»- мальчиков и девочек (справа, слева);
3 балла – квадрат «ёлочка» (дерево);
4 балла – квадрат «кусты»;
5 баллов – птички, сидящие на суку;
8 баллов – летящая птичка;
9 баллов – синичка с салом;
10 баллов – вывод, смысловое обобщение.
1 уровень сформированности связной речи.
От 7 до 14 баллов (ниже среднего) свидетельствует:
- о невозможности сделать обобщения на основе сюжетной линии 4
- о затруднении в выявлении и установлении причинно-следственных связей, недоразвитие аналитико-синтетической деятельности (из частей – целое, обобщение и т.д.). Соскальзывание мыслительных процессов на конкретно-ситуационный уровень.
- о слабости произвольного внимания
- об узком словарном запасе;
- о недостаточности понятийного мышления и о недоразвитии обобщающей функции слова.
2 уровень сформированности связной речи.
От 15 до 30 баллов (средний).
Ребёнок может планировать внутреннюю речь, пытается установить причинно-следственные связи. Но из-за недостаточной устойчивости внимания много элементов выпадает. Возникают трудности в общении т.к. лексический запас недостаточен.
3 уровень сформированности связной речи.
От 30 до 50 баллов (выше среднего) норма.
Обследование показывает целостность восприятия с установкой причинно-следственных связей. Ребёнок умеет обобщать, делать выводы, показывает собственное отношение к ситуации. Лексический запас достиг нормы.
Такое целенаправленное обучение рассказыванию детей с ЗПР предусматривает дифференцированный и индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния связной речи и с учётом индивидуальных психологических особенностей. Малогрупповой метод занятий позволяет наиболее полно осуществить подготовку детей к свободному высказыванию.
Такая работа учителя-логопеда хотя и занимает достаточно много времени, но имеет положительные результаты. Она разрешает проблему написания сочинений, творческих работ учащимися, обучающимися в старших классах