Урок химии по теме: «Растворение. Растворимость веществ в воде»

Урок химии в 8 классе.
Тема: «Растворение. Растворимость веществ в воде»
Цель: изучить процесс растворения и классификацию растворов.
Задачи
1) Образовательные:
рассмотреть зависимость растворимости твёрдых веществ от температуры; дать классификацию веществ по признаку растворимости; сравнить растворимость твёрдых веществ и газов, научить пользоваться графиками растворимости и производить по ним простейшие вычисления.
2) Развивающие:
развивать умение наблюдать и делать выводы, решать типовые задачи на выражение концентрации растворов различными способами; развивать интерес к предмету; развивать коммуникативные навыки обучающихся, умение сотрудничать в паре с целью выполнения конкретных учебных задач.
3) Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к учебному труду.
В результате урока обучающиеся должны знать: от чего зависит растворимость твёрдых веществ и газов, классификацию растворов по содержанию растворённого вещества. Обучающиеся должны уметь: решать типовые задачи на выражение концентрации растворов, давать определение понятиям «растворимость», «коэффициент растворимости», читать графики растворимости и выполнять вычисления по ним. Обучающиеся продолжат развивать коммуникативные навыки, умение наблюдать, анализировать и делать выводы
Ход урока:

Организационный момент. Положительная мотивация создаётся путём указания на практическую значимость темы.
- Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение растворов и процесса растворения. Вспомните, с какими растворами мы сталкиваемся в повседневной жизни? (раствор уксусной кислоты, сладкий чай, раствор поваренной соли используется для консервации и т.п.) Хотели бы вы ещё больше узнать о растворах и растворении?

Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос): Вспомните, что вы уже знаете о растворах?
- Что такое раствор?
- Какие ещё растворители, кроме воды вы знаете?
- Какие процессы протекают при растворении веществ в воде?
- По каким признакам мы можем судить о том, что при растворении протекают химические явления?
- Какие продукты взаимодействия растворителя и растворённого вещества могут присутствовать в растворе?
III. Изучение нового материала.
1. Постановка проблемных вопросов:
- Где быстрее растворятся кусочки сахара: в горячем чае или в холодном? (в горячем)
- Какое вещество растворяется в воде: сахар или растительное масло? (сахар)
- Можно ли пятно от масляной краски отмыть водой? Ацетоном или другим растворителем? (водой нельзя, органическими растворителями можно)
2. Объявление темы и плана урока; формулировка познавательной задачи (слайды 1,2) Тема нашего сегодняшнего урока: «Растворимость. Растворение веществ в воде». На уроке мы узнаем:
Что такое растворимость;
Отчего зависит растворимость веществ;
Типы растворов по содержанию растворённого вещества.
А) Знакомство с понятием «растворимость» – это способность вещества образовывать растворы (слайд 3). Например, перманганат калия хорошо растворим в воде, а растительное масло в воде не растворяется.
Б) Изучение растворимости различных веществ
Для того, чтобы узнать, как разные вещества ведут себя в воде можно провести такой эксперимент (слайд 4). В трех пробирках находятся одинаковые массы веществ (по 3,5 грамма): хлорида натрия, борной кислоты и нитрата калия. Добавим туда по 25 мл воды одинаковой температуры.
Результат (слайд 5)
NaCl и KNO3 растворились полностью
HBO3 практически не растворилась
Формулировка вывода:
При одинаковой температуре в одинаковых объёмах воды одни вещества (КNO3 , NaCl) растворяются лучше, а другие (НВО3) хуже, следовательно, растворимость веществ зависит от их природы.
Демонстрация слайда (6). Эта схема иллюстрирует хорошо знакомую учащимся таблицу растворимости веществ в воде. Необходимо подчеркнуть, что практически нерастворимых веществ в воде не существует. Серебро чуть-чуть растворяется в воде, и эта вода долго хранится, промытые ею раны заживают быстрее, ведь серебро бактерицидно.
Работа со слайдом 7 и таблицей растворимости.
Пользуясь таблицей растворимости, определите, какие из веществ (Ca(OH)2, AlCl3, MgCO3, Ba(NO3)2, AgI.) являются:
Растворимыми
Малорастворимыми
Нерастворимыми
Выполнение задания, взаимопроверка (в парах) с опорой на слайд.
В) Изучение зависимости растворимости веществ от температуры
Для того, чтобы выяснить, как растворимость твёрдых веществ зависит от температуры растворителя, проанализируем следующий эксперимент: (работа со слайдом 8)
Одинаковые порции вещества растворяли в холодной(21 0С) и горячей(54 0С) воде.
В горячей воде сульфат меди (ll) растворился полностью, а в холодной не полностью.
Формулировка вывода:
Растворимость твёрдых веществ зависит от температуры. Чем выше температура, тем лучше вещество растворяется.
Г) Изучение растворимости веществ от природы растворителя.
Демонстрация и обсуждение видеофрагмента «Растворение йода в воде и спирте» (слайд 9).
-Как вы думаете, почему в воде вещество не растворилось, а в спирте растворилось? (Растворимость веществ зависит от природы растворителя)
Краткое резюме: (с записью в тетради):
- Перечислите факторы, от которых зависит растворимость твёрдых веществ (слайд 10)
Растворимость твёрдых веществ зависит:
От природы вещества
От температуры
От природы растворителя
Д) Знакомство с понятием «коэффициент растворимости» (слайд 11).
Растворимость или коэффициент растворимости показывает, какая максимальная масса вещества может раствориться в 100 (или в 1000) г растворителя. Таким образом, коэффициент растворимости является количественной характеристикой растворимости вещества.
Иллюстрацией этой части урока служат графики растворимости различных солей в зависимости от температуры (слайд 12)
На данном этапе урока необходимо научить ребят пользоваться таблицей 39 в учебнике (она же представлена на слайде). Сначала объяснение учителя, затем для закрепления решить несколько задач по определению растворимости веществ. (Работа в парах с взаимопроверкой и опорой на слайд 13) Определите растворимость:
- NaCl при 50*С
BaCl2 при 90*С
KClO3 при 30*С
Е) Типы растворов по содержанию растворенного вещества.
Работа с учебником: Найдите определения понятий «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «пересыщенный раствор».
Ненасыщенным называется раствор, в котором вещество при данной t°ещё растворяется.
Насыщенным называется раствор, в котором вещество при данной t° больше не растворяется.
Пересыщенным называется раствор, который содержит больше вещества, чем насыщенный раствор при тех же условиях.
Проверьте себя: слайд 14.
Закрепление: работа с графиками растворимости, решение задач с взаимопроверкой в парах и опорой на слайд 15.
Пользуясь графиками, определите, к какому типу относятся растворы:
р-р KCl, содержащий 50г растворённого вещества при 60*С
р-р K2SO4, содержащий 22г растворённого вещества при 80*С
р-р Ba(NO3)2, содержащий 10 г растворённого вещества при 70*С
Работа со слайдом 16. Просмотр и обсуждение видеофрагмента «Кристаллизация пересыщенного раствора ацетата натрия»
Почему в колбе выпали кристаллы вещества? (при внесении кристалла ацетата натрия в пересыщенный раствор этого вещества произошла его кристаллизация).
Практическое значение пересыщенных растворов – добыча глауберовой соли (слайд 17)
В заливе Кара-Богаз-Гол (Каспийское море) концентрация растворённых солей настолько велика, что происходит их кристаллизация и там ведётся промышленная добыча глауберовой соли.
Далее необходимо подытожить данные о количественной характеристике состава растворов.
Для этого ввести понятия «разбавленный раствор» и «концентрированный раствор». Данные понятия не являются строгими в химии, разбавленный раствор содержит мало растворенного вещества, а концентрированный раствор много.
Ж) Сравнение растворимости твердых веществ и газов.
-Что можно наблюдать в сосуде, когда вода в нём начинает кипеть?
- Какова причина появления пузырьков?
Работа с графиками растворимости газов (слайд 18).
Как изменяется растворимость газов в воде с повышением температуры?
Сравните с растворимостью твердых веществ при разной температуре.
Вывод: Если растворимость твердых веществ при повышении температуры увеличивается, то у газов уменьшается.
- Какое значение в природе имеет понижение растворимости газов при повышении температуры? (слайды 19, 20) (в холодной воде организмам дышать легче, т.к. в ней содержится больше растворённого кислорода, чем в тёплой)
З) Зависимость растворимости газов от давления (слайд 21)
- Почему когда мы открываем бутылку с шипучим напитком, из неё выходят пузырьки углекислого газа? (Его давление в бутылке выше, чем в атмосфере, а когда мы её открываем, давление выравнивается и пузырьки газа выходят наружу.)
Краткое резюме (с записью в тетради):
- От чего зависит растворимость газов в воде? (слайд 22) Растворимость газов в воде зависит
От температуры
От давления

IV. Фронтальный устный опрос (слайд 23)
- Что такое растворимость?
- Что такое коэффициент растворимости?
- Как влияет температура на растворимость твёрдых веществ?
-.От чего зависит растворимость газов в воде?
- Что такое насыщенный раствор? Ненасыщенный? Пересыщенный?
- От чего зависит растворимость газов в воде?
Экспресс- опрос (письменный).
Обучающимся выдаются заранее распечатанные карточки с заданиями, на выполнение которых отводится 3-5 мин.
I вариант.
1. Определите растворимость следующих веществ: КСlO3, К2SО4 при температурах 0, 20, и 60 °С. Ответы занесите в таблицу:

00 С
200 С
600 С

КСlO3




К2SО4





II вариант.
1. Определите растворимость следующих веществ: MgSO4, Ba(NO3)2 при температурах 20, 60 и 100°С. Ответы занесите в таблицу:


200 С
600 С
1000 С

MgSO4




Ba(NO3)2





- Что больше всего понравилось в сегодняшнем уроке?
- Что показалось наиболее трудным?
Задание на дом: § 34,вопр. 1,3, 4, 6 (устно) 2, 5, 7 (письм).(Учебник О.С.Габриеляна)