Урок с использованием модульной технологии обучения Тема: «Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс


Технологическая карта урока
Тема: «Растворение. Растворимость веществ в воде» 8 класс
№ УЭ Учебный элемент с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ-0 Интегрирующая цель
Изучив данный модуль, вы…
получите представление о растворах, гидратах и кристаллогидратах, кристаллизационной воде;
ознакомитесь с физической и химической теорией растворов;
ознакомитесь с понятиями: насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы, растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества;
Углубите умение решать расчетные задачи на нахождение массовой доли вещества в растворе при заданной температуре. Внимательно
прочтите
комплексные цели
модуля.
УЭ-1 Актуализация знаний
Цель: выявить уровень исходных знаний
1 задание:
Ответь на вопросы:
В каком чае в горячем или холодном, кусочек сахара растворится быстрее?
Какое вещество является главным растворителем в природе?
Волшебный раствор, который течет по сосудам живых организмов?
В какой воде, пресной или морской концентрация солей выше?
В какой среде зародилась жизнь на Земле?
2 задание:
Реши задачу на нахождение массовой доли вещества в смеси.
В 1630 году немецкий химик Иоганн-Рудольф Глаубер, изучая состав воды минерального источника вблизи Нойштадта, открыл лечебные свойства мирабилита - кристаллогидрата сульфата натрия состава Na2SO4 . 10H2O. Это вещество, получившее название "глауберова соль", врачи-практики успешно применяли более 300 лет как дешевое и безвредное слабительное средство. Кроме того, мирабилит в большом количестве применяется в стекловарении и других областях промышленности. Рассчитайте массу воды и безводного сульфата натрия, содержащихся в 10 кг Na2SO4 . 10H2O.
Работайте
индивидуально, делая
записи в рабочих
тетрадях.
Каждый правильный ответ на вопрос – 0,5 баллов.
Задача – 2 балла.
(Проверка по ключу – на экране).
УЭ-2 Развитие научных взглядов на природу процесса растворения.
Цель: изучить физическую и химическую теорию растворов.
Ознакомьтесь с процессами растворения в природе, с теориями растворов на страницах 186-187 учебника, параграфа 34, или используя ресурсы Интернет, заполните схему в тетради:
Растворы. Растворимость веществ в воде.


Физическая теория растворов
Сторонники теории -
Раствор –
Растворение -
Химическая теория растворов
Сторонники теории -
Раствор -
Растворение -


Современная теория растворов
Растворение –
Раствор -

Работайте в парах. Работа с учебником и ресурсами Интернета.
Записи в рабочих тетрадях.
За полностью правильное заполнение схемы 3 балла.
Не хватает 1 определения – 2,5 балла.
Не хватает 2 определений – 2 балла.
Не хватает 3 определений – 1 балл.
(Проверка по ключу – на экране).
УЭ-3 Цель: получить представление о гидратах и кристаллогидратах, кристаллизационной воде.
Изучите материал учебника с. 188 и ресурсы Интернета. Дайте определение понятиям: гидраты, кристаллогидраты, кристаллизационная вода.
Работайте в парах. Работа с учебником и ресурсами Интернета.
Запишите понятия в рабочую тетрадь. За каждое определение 1 балл. (Проверка по ключу – на экране).
УЭ-4 Доказательства гидратной теории Д.И. Менделеева.
Цель: доказать происхождение кристаллогидратов в водных растворах.
Просмотрите фильм «Получение кристаллогидратов», заполните таблицу.
Формула кристаллогидрата Цвет кристаллогидрата Цвет безводной соли
Работайте в парах.
Внимательно просмотрите фильм. Заполните таблицу. Запишите вывод.
За каждую правильную формулу кристаллогидрата 1 балл.
(Проверка по ключу – на экране).
УЭ-5 Цель: изучить понятия: насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы, растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Изучите материал учебника с. 189 – 191 и ресурсы Интернета.
Дайте определение понятиям: насыщенные, ненасыщенные, перенасыщенные растворы, растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества.
Пользуясь таблицей растворимости, напишите примеры 3 хорошо растворимых, 3 малорастворимых и 3 нерастворимых веществ. Работайте в парах.
Работа с учебником и ресурсами Интернета.
За каждое правильное определение 1 балл, за каждое вещество 0,5 балла.
(Проверка по ключу – на экране).
УЭ-6 Зависимость растворимости солей от температуры.
Цель: Установить закономерность растворимости солей от температуры.
Рассмотрите рис. 123 на с.189, установите закономерность растворимости солей с увеличением температуры.
Выполните задание:
Определите растворимость хлорида бария, нитрата бария, сульфата магния при температуре 90 градусов. Сделайте выводы.
Рассмотрите растворимость хлорида натрия на графике. Сделайте выводы.
Пользуясь, рис. 123, найдите температуру при которой растворимость хлорида калия и сульфата магния одинакова.
Пользуясь, рис. 123, найдите температуру при которой растворимость нитрата бария и сульфата калия одинакова.
Работайте в парах. Работа с учебником.
За каждое правильное задание 1 балл. Будьте внимательны, при определение температуры и растворимости на рис. 123.
(Проверка по ключу – на экране).
УЭ-7 Решение задач на нахождение массовой доли вещества в растворах.
Цель: применить ранее полученные умения для решения задач на нахождение массовой доли веществ в растворах.
Задача №1. Пользуясь рисунком 123, определите массовую долю хлорида калия при температуре 50 градусов.
Задача №2. Пользуясь рисунком 123, определите массовую долю хлората калия при температуре 20 градусов.
Задача повышенного уровня (дополнительная).
Хранение ценного удобрения - нитрата аммония на открытой площадке, а не на складе под крышей, привело к аварии. Во время ливня 15 т NH4NO3 растворилось в дождевой воде и было смыто в близлежащий водоем. Выживет ли рыба в этом водоеме емкостью 7000 м3, если токсическая массовая доля нитрата аммония в воде равна 0,08%? Работайте в парах.
За каждую правильно решенную задачу 3 балла.
(Проверка по ключу – на экране).
УЭ-8 Подведение итогов.
Прочитайте интегрирующую цель
Достигли вы цели урока
Оцените свою работу:
29-33 балла – отметка за урок «5», МОЛОДЕЦ!
28-24 балла – отметка «4», тоже неплохо.
23-17 баллов – отметка «3», повторите материал учебника параграф 34.
Если вы набрали меньше 17 баллов, оценка «2», к сожалению вы не усвоили материал этого раздела, приложите все усилия для ликвидации «пробелов» в знаниях.
Поблагодари товарища за помощь во время урока.
УЭ-9 Домашнее задание: снимите фильм о растворах в быту в парах. Рефлексия
Расскажи о своём настроении с помощью знаков:
Зелёного цвета - я чувствовал себя на уроке хорошо, мне понравилось сегодня работать, я понял тему.
Жёлтый знак – на уроке мне было не очень интересно, я не совсем понял тему
Красный знак – я чувствовал себя очень плохо, ничего не понял.
Спасибо за урок!
Хорошего настроения!