МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по внеаудиторной самостоятельной работе для обучающихся «Изготовление моделей и наглядных пособий по химии»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОУРАЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ СО «НТК»)



















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по внеаудиторной самостоятельной работе
для обучающихся
«Изготовление моделей и наглядных пособий по химии»




Разработала: Шлыкова А.В.,
преподаватель химии







Новоуральск

Цель
Наглядно подтвердить и проверить теоретические знания и формирование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся через изготовление моделей и наглядных пособий по химии.


Задачи
1. Ознакомление обучающихся с приёмами моделирования молекул веществ и наглядных пособий, пользуясь основными положениями теории химического строения.  2. Формирование умений и навыков самостоятельной работы. 3. Формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности. 4. Развитие абстрактной мыслительной деятельности. 5. Развитие внимания и творческой активности. 6. Развитие логического мышления.


Целевая группа
Обучающиеся колледжа.


Прогнозируемые результаты, приобретаемые обучающимися
В результате обучающиеся: знают: * важнейшие химические понятия; * основные положения теории строения органических и неорганических соединений, химической связи;
умеют: * характеризовать строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений; * выделять наиболее характерные особенности строения веществ; * проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников; * связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью.








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Моделирование – один из методов научного познания. В процессе моделирования обучающемуся необходимо проделывать логические операции – сравнение и аналогию, анализ и синтез, систематизацию и обобщение. Модели являются изображениями объектов, но они не копируют объект, а представляют его самые главные свойства в схематизированном виде. В основе выполнения моделей лежат умственные действия. В процессе моделирования у обучающегося успешно формируется предметная химическая компетентность. Компетентность заключается в развитии представления о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определённой структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ. Самостоятельное изготовление моделей молекул веществ и наглядных пособий облегчают задачу обучающимся в познании абстрактных понятий курса химии. Каждый обучающийся при выполнении самостоятельной работы добивается результата и получает оценку. Изготовление моделей и наглядных пособий обучающиеся делают с удовольствием, из разных подручных материалов, которые часто используются в его будущей профессиональной деятельности (см. фотографии).
Для изготовления моделей и наглядных пособий обучающийся должен:
- знать содержание учебного материала темы;
- проделывать логические операции – сравнение и аналогию, анализ и синтез, систематизацию и обобщение;
- уметь выделять наиболее характерные особенности строения веществ;
- подобрать разные подручные материалы для изготовления моделей, наглядных пособий, которые часто используются в его будущей профессиональной деятельности
Чем шире используются в учебном процессе модели, тем более глубоки знания обучающихся о строении веществ. У них повышается теоретический уровень знаний по курсу химии, возрастает абстрактная мыслительная деятельность, расширяется объём и углубляется содержание формируемого понятия, развиваются познавательные и творческие способности, самостоятельность.





























Методические рекомендации для обучающихся
по изготовлению моделей и наглядных пособий по химии
1. Внимательно изучить материал темы.
2. Для пространственного изображения молекул органических веществ важно знать, к какому классу веществ относится соединение, строение молекулы вещества, угол связи.
3. Подобрать материал для изготовления модели или наглядного пособия.
4. Изготовить модель или наглядное пособие. При изготовлении молекул веществ необходимо знать угол связи и ее кратность. Угол химической связи измеряется транспортиром.
Например: Метан - СH4 относится к классу предельных углеводородов (алканов). Атомы находятся в состоянии sp3 гибридизации, значит угол связи 109,28о, форма молекулы - тетраэдр, между атомами одинарная
· – связь. Для построения молекулы шаростержневым способом нужно заготовить 4 шара из разных подручных материалов. Один шар (атом углерода) большего размера одного цвета, а три атома (водорода) одинакового размера другого цвета. Соединить шары под углом 109,28о.
Полусферическая модель атома изготавливается также, только шары соединяются методом вдавливания друг в друга.














Модели и наглядные пособия, изготовленные обучающимися

ОПОП «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»













Модель молекулы метана Модель молекулы ацетилена

ОПОП «Портной»













Модель молекулы метана Модель молекулы этилена



ОПОП
«Повар, кондитер»






Модель молекулы метана Модель молекулы этилена
ОПОП «Мастер столярно-плотничных и паркетных работ»













Набор кубиков для составления уравнений химических реакций


ОПОП «Автомеханик»













Модель молекулы бензола Модель молекулы этилена


Плоскостные модели