Разработка проекта наглядных пособий для школьного кружка «Войлочная радуга».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Улаганская средняя общеобразовательная школа»






Разработка проекта наглядных пособий для
школьного кружка «Войлочная радуга».





Выполнила: Альдашева Ия Юрьевна
Учитель технологии





Улаган СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Технологические процессы изготовления войлочных изделий 8
1.1 Национальные традиции войлоковаляния 8
1.2 Свойства материалов, используемых для изготовления войлока 14
1.3 Технология мокрого валяния 21
1.4 Технология сухого валяния 25
2 Проект наглядных пособий для обучения изготовлению изделий из войлока 33
2.1 Обоснование выбора наглядных пособий 33
2.2 Эскизное проектирование и конструирование наглядных пособий 34
2.3 Расчет себестоимости проекта наглядных пособий 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А – Трафарет войлочного ковра «Алтайский календарь»













ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования (ФГОС) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Поэтому в рамках перехода образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, на государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения (ФГОС) каждому педагогическому коллективу необходимо определиться с организацией неотъемлемой части образовательного процесса внеурочной деятельностью учащихся.
Однако, школы ещё не готовы к тому, чтобы организовать работу такого количества кружков, которые бы удовлетворяли потребностям учеников и их родителей.
При организации внеурочной деятельности школьников необходимо использовать следующие принципы:
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
Единство обучения, воспитания, развития.
Согласно требованиям ФГОС необходимо «формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения». Но, к сожалению, большинство школ Республики Алтай, там, где проживают коренные народы – алтайцы, не могут обеспечить педагогические условия для организации работы кружков, в которых ученики могли изучать алтайские народные промыслы.
Надо отметить, что на данный момент технологий художественной обработки материалов для применения на кружковых занятиях очень много, все они заслуживают внимания, каждая развивает те или иные навыки творческой деятельности: декупаж, квилинг, бисероплетение, текстильные куклы, обработка кожи, вышивка лентами и т.д. Все это только небольшой пласт современного рукоделия. Одним из актуальных направлений становится сегодня возрождение старых традиций в современной «оболочке». Например, древнейшая технология войлоковаляния, которая обладает широкими возможностями, способами работы, огромным творческим потенциалом.
Необходимо отметить, что введение в практику кружковой работы технологии войлоковаляния очень актуально для алтайской школы, так как алтайские племена традиционно использовали наличие сырья для этого вида промысла и изготавливали одежду, ковры, обувь, головные уборы, сумки и многое другое. И сегодня художественная обработка шерсти и войлока позитивно воспринимается учащимися, поскольку это не только интересный вид деятельности, красивый и практичный, но и позволяющий за короткое время получить результат в виде готового продукта.
Для ускорения и облегчения процесса валяния на занятиях кружка необходимо использовать больше наглядности, которых в специализированных магазинах не продается и учителю приходится изготавливать их самостоятельно.
В современном состоянии вопроса сложились неразрешенные противоречия между:
- требованиями ФГОС о материально – технических условиях реализации основной образовательной программы и не готовностью школ к изменениям условий реализации образовательной программы предметной области «Технология»;
- необходимостью оборудования специализированных помещений для занятий проектной деятельностью обучающихся и отсутствием требований к организации рабочих мест коллективного пользования в этих помещениях;
- требованиями к правильной организации рабочих мест для успешной проектной деятельности обучающихся и отсутствиям оборудования мест коллективного пользования для мокрого валяния шерсти.
Таким образом, определим, цель исследования – разработать проект наглядных пособий для школьного кружка «Войлочная радуга».
Объект исследования: технологические процессы изготовления войлочных изделий.
Предмет исследования: проектирование наглядных пособий для обучения изготовлению изделий из войлока.
Гипотеза исследования: требования ФГОС основного общего образования о внеурочной деятельности, обеспечивающей достаточный выбор кружков художественной обработки различных материалов, будут реализованы, если:
- организовать работу кружка для обучения учащихся традиционному для алтайского народа ремеслу – художественной обработки шерсти и войлока;
- процесс обучения: в кружке будет оснащен специально разработанными наглядными пособиями.
Задачи исследования:
Выявить историю и технологические процессы изготовления изделий из войлока.
Разработать проект наглядных пособий для обучения учащихся изготовления изделий из войлока.
Рассчитать себестоимость проекта.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение современного состояния проблемы, эскизирование, конструирование, маркетинговые исследования.
Методологическую основу составили работы по истории алтайского войлоковаляия (В.И. Эдоков; Н. Дьякова и др). Войлок является одним из творений искусства алтайского народа, которое поможет понять детям его традиции, самобытность, является важным слоем художественной памяти народа. Изучение валяльно-войлочного производства, как показывает практика, является доступным в любом школьном возрасте и дает эффективные результаты в эстетическом воспитании и трудовой деятельности.
Практическая значимость исследования – результаты исследования могут быть использованы на кружке «Войлочная радуга» для повышения интереса обучающихся к изучению традиционных промыслов и ремесел своего народа.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованной литературы, приложения.


















Технологические процессы изготовления войлочных изделий

1.1 Национальные традиции войлоковаляния
Искусство изготовления узорных войлочных ковров, по мнению ученых, сложилось у многих народов во времена кочевого образа жизни, когда скотоводство было одним из главных занятий людей.
Стада овец и верблюдов издревле давали, кроме продуктов литания, шерсть для различных нужд, из которой делали самые разные изделия. В слоях вечной мерзлоты Пазырыкских курганов Горного Алтая до наших дней сохранились войлочные ковры, сделанные в V веке до нашей эры.

На рисунке 1- Фрагмент войлочного пазырыкского ковра
Производство войлока – это сложный процесс, требующий определенных навыков. Он состоит из несколько этапов: заготовка шерсти, раскладка ее на циновке, впрыскивание горячей воды, утрамбовка, получение готового войлока.
Удивительно прочные, тёплые и мягкие, войлочные ковры широко использовались в быту кочевников с древнейших времён. Разложенные на земле и развешанные на стенах степных кибиток и юрт, они защищали от морозов и дождя, сырости и зноя. Позже, когда многие кочевые народы стали вести оседлый образ жизни, коврами застилали пол, завешивали плетеные или каменные стены, на коврах спали, а наиболее тонкими и красиво выделанными укрывались как одеялами.
Для окраски шерсти в различные цвета казахи вплоть до середины XIX в. пользовались красителями, которые вываривали из различных растений, корней и минеральных солей. Со второй половины XIX в. в Казахстан начали завозить анилиновые красители, которые постепенно вытеснили природные.
Сегодня войлочные ковры ценятся главным образом за их декоративные достоинства. Прекрасные художественные ковры выделывают в Средней Азии киргизы, казахи, туркмены и узбеки. Искусство художественного оформления войлока неотъемлемая часть декоративно-прикладного искусства многих народов Российской Федерации алтайцев, казахов, дагестанцев, балкарцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей, башкир и калмыков. На протяжении многих веков вырабатывались характерные для каждого народа композиционные приемы и узоры.
Кроме войлочных ковров, казашки в большом количестве изготовляли из войлока различные подвесные сумки для хранения деревянной посуды , войлочные чемоданы, тюки.
Рисунки ковров создавались и видоизменялись на протяжении многих столетий. Творческая мысль мастеров дополняла и трактовала по своему вкусу широко известные ковровые орнаменты, отсюда и величайшее множество композиционных и орнаментальных решений. Так сложилось прекрасное традиционное искусство войлочного узорного ковра, занимающее заметное место в народном искусстве нашей страны.













Рисунок 2 - Войлочные ковры с росписью
Техника валяных ковров дает возможность получить удивительные по своей красоте узоры, напоминающие акварельные переливы. Мозаичный узор менее многоцветен, чем валяный, но у него есть и свое достоинство: более графитный рисунок, не подверженный тем изменениям, которые может претерпеть валяный орнамент во время изготовления ковра, а затем и многолетнего пользования [11, с.27]
В каждой стране, где в течение длительного времени практикуется изготовление войлока, есть свои легенды о его происхождении, однако подлинное место появления этого искусства неизвестно – возможно, оно появилось параллельно в нескольких уголках Земли.
Поначалу использовались остатки шерсти различных животных, попавших в поле зрения мастериц, но с появлением одомашненного скота появилась и возможность стричь подопечных, собирая больше расходного материала, и валяние из войлока вышло на новый уровень.
Войлок обычно делают в виде полотнищ, которые имеют различную толщину, в зависимости от назначения. Наиболее тонкие войлоки использовались как головные покрывала, из самых толстых делались доспехи, обувь, юрты.
С древних времен выработано множество способов декорирования и украшения войлочных изделий. Наиболее известны способы:
вваливание узора (рисунок 3).

Рисунок 3 - Вваливание узора
аппликация (рисунок 4). В качестве аппликативного материала может использоваться не только войлок, но и другие материалы – ткань, кожа.

Рисунок 4 - Аппликация из войлока
мозаичный способ или инкрустация войлоком (рисунок 5). При этом способе обычно используется также декоративная стежка по войлоку.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 5 - Инкрустация войлоком
иногда используется вышивка по войлоку, украшение изделий бисером и ракушками (рисунок 5).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунок 6 - Вышивка по войлоку
Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных.
Интересные предметы из войлока археологи обнаружили при открытии древних захоронений на высокогорьях Алтая, ставших известными во всём мире благодаря идеальной сохранности всех реликвий – в первоначальной форме и цвете. Технологии строительства гробниц вождей кочевых племён, да и алтайские морозы не в меньшей степени, поспособствовали тому, что до наших дней остались нетронутыми предметы из различных органических материалов, которые при обычных условиях были бы разрушены временем: изделия из войлока и ткани, меха и кожи, и уникальные образцы резьбы по дереву. Тонкая и грубая валянная овечья шерсть использовалась при изготовлении бытовых предметов и в прикладном искусстве: выделанные тонкие кожи использовались для аппликаций: жители Алтая создавали удивительные для своего времени орнаменты на растительные, животные и геометрические мотивы (рисунок 2).
На Руси валяние из войлока можно охарактеризовать ёмким и функциональным словом: валенки (для их изготовления использовалась грубая овечья шерсть). Первые мастерские по изготовлению войлока появились в 16 веке, а в 19 столетии изобрели валяльные машины и прессы (рисунок 7) – валка производилась сдавливанием и прокатыванием шерсти, или при спутывании волокон шерсти механическими иголками. Сегодня рукодельницы занимаются валянием в домашних условиях – для этих целей созданы специальные иглопробивные машины (рисунок 8).

Рисунок 7.- Прессы для валяния

Рисунок 8 - Иглопробивные машины
Таким образом, выявлена история войлоковаляния на Алтае.
Тонкая и грубая валянная овечья шерсть использовалась при изготовлении бытовых предметов и в прикладном искусстве: выделанная тонкая кожа использовались для аппликаций: жители Алтая создавали удивительные для своего времени орнаменты на растительные, животные и геометрические мотивы. Проанализированы способов декорирования и украшения войлочных изделий. К ним относятся: вваливание узора, аппликация, мозаичный способ, вышивка на войлоке.
1.2 Свойства материалов, используемых для изготовления войлока
Для валяния используется шерсть многих видов животных: овец, коз, верблюдов, яков, лам, кроликов, зайцев и даже собак и кошек.
Шерсть обладает комплексом признаков, характеризующих ее физические и технологические свойства. К основным физико-механическим свойствам относится длина, толщина, извитость, крепость, растяжимость, цвет, блеск, упругость, эластичность и пластичность. Прядильность и свойлачиваемость являются технологическими свойствами.
Однородную шерсть составляют волокна одного типа – пуховых или переходные. Однородная шерсть бывает тонкая, полутонкая и полугрубая. Шерсть, состоящая из волокон разных типов (ость, переходное волокно, пух), называется неоднородной. Сюда относите грубая и полугрубая шерсть.
Грубая шерсть (неоднородная) характеризуется наличием в ее составе всех видов шерстных волокон: пуха, переходного волокна, ости, часто сухого или мертвого волоса. Соотношение разных типов волокон в шерсти может быть различным в зависимости от породы и внутрипородных особенностей овец, что определяет ценность грубой шерсти.  
Полугрубая шерсть (неоднородная) состоит из пуха, переходных волокон и тонкой ости .Овец, имеющих неоднородную полугрубую шерсть, стригут 2 раза в год(весной и осенью), а ягнят – 1 раз в год (летом или осенью). Длина шерсти весенней стрижки достигает 110 – 190 мм (у некоторых пород 230мм), осенней – 80 – 110 мм. Полугрубая шерсть – ценное сырье для выработки технических сукон, ковров, трикотажной пряжи.
 Полугрубая шерсть (однородная) состоит из шерстных волокон тониной 48-го качества и грубее (31,1 – 40 мкм). Такую шерсть дают овцы русской длинношерстной породы, линкольн и др.
Полутонкая шерсть состоит из волокон более грубых, чем тонкая шерсть, преимущественно из переходных или смеси переходных волокон и огрубленного пуха, Полутонкую шерсть получают от овец полутонкорунных пород.
Тонкая шерсть состоит из пуховых волокон, имеющих тонину не более 25 мкм (не грубее 60 – го качества). Ее получают от овец тонкорунных пород. Длина шерсти в штапеле 7 – 9 см. Выход чистого (мытого) волокна 45-50% и более. Это ценное сырье для получения высококачественных шерстяных или смешанных изделий. Из 1 кг тонкой шерсти вырабатывают примерно в 3 раза больше ткани, чем из грубой. Тонкая шерсть по качественным показателям подразделяется намериносовую и немериносовую.
Мериносовая шерсть – белого цвета, мягкая, эластичная, хорошо уравненная по тонине и длине, содержит достаточное количество жиропота белого или кремового цвета.
Немериносовая шерсть от мериносовой отличается меньшим содержанием жиропота, недостаточной уравненностью шерстных волокон по тонине и длине, меньшей извитостью. Шерсть может быть белого, светло-серого цвета и цветная (серая, темно-серая, коричневая, черная). 
Одним из важнейших признаков шерсти является ее тонина. Под толщиной шерсти понимают диаметр поперечного сечения шерстинки. Тонину выражают в тысячных долях миллиметра - микрометрах (мкм). Тонина шерсти зависит от породы, условий кормления и содержания, пола животных, их возраста и индивидуальных особенностей.
У молодняка шерсть тоньше, чем у взрослых овец. С возрастом шерсть грубеет, а после 5-6-летнего возраста в связи с ослаблением жизненных функций организма шерсть утоняется. У маток шерсть тоньше, чем у баранов. Самую тонкую шерсть получают от овец тонкорунных пород (25 мкм и тоньше). Овцы полутонкорунных пород дают шерсть тониной 25,1 мкм и грубее. Такую шерсть могут давать и тонкорунно-грубошерстные помеси. Шерсть овец полугрубошерстных и грубошерстных пород в основном неоднородная.
Средняя тонина волокон: пуха 10-25 мкм, переходного волоса - 30-50 мкм, ости - 50 мкм и более.
Классифицируют 4 основных группы источников получения шерсти: овцы, козы, верблюды, кроличий пух. Характеристика некоторых видов шерсти приведена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика видов шерсти
Тип шерсти
Класс тонины
Тонина шерсти, мкм

Экстра тонкая
80
14,5 -18,14

Супер тонкая
70
18,15 - 20,59

Тонкая
64
20,6 - 22,04

Полутонкая
62
22,05 - 23,49

Полутонкая
60
23,5 - 24,94

Полутонкая
58
24,95 - 26,39

Полутонкая
56
26,40 - 27,84

Полутонкая
54
27,85 - 29,29

Полутонкая
50
29,3 - 30,99

Грубая
48
31,0 - 32,69

Грубая
46
32,7 - 34,39

Грубая
44
34,4 - 36,19

Очень грубая
40
36,2 - 38,09

Очень грубая
36
38,10 -40,2

Очень грубая
32
> 40,20

В производственных условиях тонину шерсти определяют органолептическим, для чего из разных участков руна отбирают 3-5 штапельков. Каждый поочередно берут большим и указательным пальцами обеих рук за концы, расправляют до образования сетки и просматривают для определения тонины волокон, уравненности тонины по зонам штапеля. При определении класса тонины однородной шерсти иногда (при разногласиях и др.) пользуются эталонными образцами шерсти. Для более точного определения тонины шерсти пользуются лабораторным методом, при котором диаметр поперечного сечения шерстного волокна определяют под микроскопом или ланаметром и выражают в микрометрах.
Длина шерсть – важнейшее свойство, определяющее ее производственное назначение, один из главных селекционных признаков. Показатель длины особенно важен для тонкой и полутонкой шерсти.
Различают естественную длину волоса в извитом состоянии, в растяжимом, но не растянутом виде. За естественную длину принимается высота штапеля или косицы с естественной извитостью или волнистостью шерстинок. Ее измеряют линейкой с точностью до 5 мм. В косице определяют два измерения – длину ости и длину пухового яруса. Эти измерения записывают дробью: в числителе – общая длина косицы (ости), в знаменателе – длина пухового яруса.
Истинная длина – длина шерстных волокон в распрямленном, но нерастянутом состоянии. Ее измеряют с точностью до 1 мм. Для определения истинной длины используют приборы 4-10-2-2а (для волокон длиной до 200 мм) и 4-10-1-26 (для волокон длиной до 350 мм). Самая длинная шерсть у овец длинношёрстных мясных (линкольн и др.) и некоторых грубошёрстных (горнокарпатская и др.) пород -до 40 см и более; короткая – у тонкорунных и некоторых грубошёрстных (гиссарская и др.) – 4 – 7 см.
Длина, как и тонина шерсти, зависит от ряда факторов, главными из которых являются породные и индивидуальные особенности овец, условия их кормления и содержания, физиологическое состояние. Рост шерсти в длину зависит от породы, пола и возраста овец, уровня их кормления, условий содержания и других факторов. Самую короткую шерсть имеют овцы тонкорунных пород (6-9 см). Бараны и валухи продуцируют более длинную шерсть, чем матки. У молодняка до годичного возраста шерсть растет быстрее, чем у взрослых овец; в течение 4-5 лет прирост шерсти за год примерно одинаков, а после 5-6-летнего возраста скорость роста шерсти замедляется. При низком уровне кормления замедляется рост шерсти, волокно утоняется, снижается его прочность. Длина шерсти на разных участках тела животного различна: на лопатках, боках, ляжках она более длинная, чем на брюхе, спине.
Крепость шерсти. Под крепостью шерсти подразумевают сопротивление шерстных волокон разрыву. От крепости зависит устойчивость волокон при первичной обработке, а также носкость и продолжительность использования изделия. Крепость волокон на разрыв выражается в абсолютных и относительных показателях. Абсолютная крепость характеризуется усилием, под действием которого волокно разрывается; относительная - величиной разрывного усилия, приходящегося на единицу площади поперечного сечения волоса. Большое влияние на крепость шерсти оказывает конституция животного, физиологическое состояние и индивидуальные особенности организма, условия кормления и содержания.
Извитость шерсти. Извитость шерстных волокон характерна для овечьей шерсти, она имеет определенную связь с толщиной волокон. Извитость является очень ценным признаком шерсти, повышающим ее упругие свойства. Извитки различной величины и формы свойственны тонкой и полутонкой шерсти. Извитость – породный признак, взаимосвязанный с конституцией овец, густотой волокон, жиропотностью и другими показателями.
Характер извитости определяется соотношением орто- и паракортекса. Извитость свойственна шерстным волокнам всех типов, кроме кроющего волоса. Извитость способствует предохранению руна от попадания в него механических примесей и атмосферных осадков. Ее учитывают при бонитировке овец и классировке шерсти. В тонкой и полутонкой шерсти различают три основные формы извитков: нормальные, плоские и высокие. Если извитки близки по форме к полуокружности, их называют нормальными, что характерно для шерсти тонкорунных овец. У плоских извитков высота дуги извитка меньше ее основания. Ость чаще всего имеет слабую извитость, пух однородной шерсти - нормальную, переходный волос однородной шерсти – плоскую. Сильно выраженная извитость коррелирует с увеличением в корковом слое доли парасегмента и содержания серы.
Пластичность шерсти – это способность волокна принимать и сохранять принятую форму после прекращения воздействия, вызвавшего изменение формы. Волокна с наиболее высокой пластичностью характеризуются большим удельным весом аморфной части и содержанием тирозина.
Внешний вид волокон: матовые, теплые, цвет от белого (слегка желтоватого) до черного (чем толще волокно, тем оно темнее окрашено). Цвет шерсти определяется наличием в корковом слое пигмента меланина. Для технологического использования наиболее ценна белая шерсть, пригодная для окраски в любой цвет [9, с.56].
Прядильная способность и валкость шерсти. Эти свойства не имеют внешне выраженных признаков, а являются суммарным результатом всех физико-механических качеств волокон и ценятся при переработке как основные достоинства шерстного сырье. Прядильная способность выражается номером пряжи. Отдельные физические свойства шерсти по-разному влияют на процесс прядения.
Свойлачиваемость – это способность шерсти в процессе валки образовывать войлокообразный застил. Это свойство объясняется наличием на поверхности шерсти чешуек, препятствующих перемещению волокна в направлении обратном расположению чешуек. Наибольшей способностью свойлачиваться обладает тонкая упругая сильно извитая шерсть.
Особенности горения: горит медленно, при вынесении из пламени само затухает, запах жженого рога, остаток - черный пушистый хрупкий пепел.
Химический состав: природный белок кератин.
Действие химических реагентов на волокна: Разрушается под действием сильной горячей серной кислоты, другие кислоты не действуют. Растворяется в слабых растворах щелочей. При кипячении шерсть растворяется уже в 2%-ном растворе едкого натра. Под действием разбавленных кислот (до 10%) прочность шерсти несколько увеличивается. Под действием концентрированной азотной кислоты шерсть желтеет, под действием концентрированной серной кислоты – обугливается. Не растворяется в феноле и ацетоне.
Количество шерстного жира является очень изменчивым показателем, зависящим от породной принадлежности животных, их индивидуальных и половозрастных особенностей, характера кормления, условий содержания и т.п. Качество шерсти во многом зависит от защитных свойств воска.
Разновидности шерсти для валяния:
Грубая шерсть или остевая. Используется для валяния изделий, не соприкасающихся с кожей, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], полусапог, сумок). Из нее можно также валять игрушки, но они получатся «лохматые».
Сливер – расчесанная овечья шерсть без остевых волосков. Используют как основу для валяния. Сверху накладывают шерсть других цветов.
Очес – ворс, оставшийся после чесания, состоит из коротких волосков. Он используется при создании фетра, а также для наполнения игрушек.
Топс – самая тонкая шерсть до 19 микрон и самая дорогая.
Выбеленка – отбеленная овечья шерсть, расчесанная и вытянутая. Можно использовать как основу. Легко окрашивается в домашних условиях.
Верблюжка – расчесанная шерсть верблюда. Не требует шерсти-основы.
Мохер (ангора) – шерсть ангорских коз. Его можно использовать для отделки. У него приятный шелковистый блеск [9, с. 43].
Таким образом, установлено, шерсть обладает целым комплексом признаков, характеризующих ее физические, а, следовательно, и технологические свойства. Это такие свойства, как: длина, толщина, извитость, крепость, растяжимость, цвет, блеск, упругость, эластичность и пластичность, прядильность и извитость. Выявлены виды шерсти, используемой для валяния: остевая, сливер, очес, топс, выбеленка, верблюжка и мохер.
1.3 Технология мокрого валяния
Процесс валяния войлока осуществляется двумя методами – мокрый и сухой (фильцевание). Как направление мокрого войлоковаляния выделяется техника нунофелтинга (нуновойлок) – валяние войлока по  ткани.
Техника мокрого валяния позволяет изготавливать большие плоские полотна войлока, что затруднительно сделать, используя технику сухого валяния.
Мокрое валяние названо так, потому что для сваливания волокон шерсти используется вода, а точнее – мыльный раствор. Для мокрого валяния много не нужно: шерсть, вода, мыло и руки (недаром оно еще называется валянием руками). Облегчить работу можно при помощи дополнительных материалов и инструментов [3, с.23]:
- подстилка под будущее изделие (рифленый резиновый коврик, бамбуковая скатерть, упаковочная пленка с пупырышками);
- пульверизатор с водой;
- сетка (противомоскитная, сетка под штукатурку или старый тюль);
- деревянная скалка;
- махровое полотенце.
Шерсть для мокрого валяния бывает тонкая, полутонкая и гребенная лента.
Мыльный раствор для мокрого валяния делается следующим образом: брусок мыла натирается на крупной терке и заливается двумя литрами кипятка. Затем он перемешивается, чтобы мыло полностью растворилось, настаивается около двух часов до загустения, и потом его можно использовать. Для мокрого валяния подходит и готовое жидкое мыло.
Когда раствор готов, можно приступать к мокрому валянию. Рассмотрим последовательность изготовления изделия по технологии мокрого валяния.
Расстелить на столе подстилку. Пленку положить пупырышками вверх. Определившись с размерами будущего войлочного полотна, наметить бумажным скотчем очертания изделия. При валянии шерсть дает усадку на 20%, а то и больше. Далее на подстилку выкладывается шерсть. Сначала кладется основной, базовый слой (рисунок 9).

Рисунок 9 - Первый этап мокрого валяния – выкладывание базового слоя шерсти на подстилку
Затем выкладывается фон, а сверху – рисунок. Шерсть нужно укладывать тонкими прядями, внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу. Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Из-за усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины предполагаемого полотна (рисунок 10).

Рисунок 10 - 2 этап мокрого валяния
Для того, чтобы изделие выглядело эффектнее, а рисунок стал четче, по линиям эскиза прокладывается контур. Шерсть каждого цвета нужно, расчесывать и складывать друг от друга. От расчесанного волокна отделять узкие длинные пряди. Укладывая, вытягивает до нужной ширины контура. При этом правой рукой подкручивает волокна благодаря этому в готовом изделии образуется более четкая линия (рисунок 11).

Рисунок 11 – 3 этап мокрого валяния
Когда шерсть разложена, аккуратно намочить ее из пульверизатора, чтобы не сдвинуть узор. Затем мокрая шерсть накрывается сеткой и смачивается мыльным раствором или жидким мылом. Прижать руками, чтобы шерсть пропиталась раствором или прогладить деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не сместить шерсть. Излишки воды можно промокнуть полотенцем (рисунок 12).

Рисунок 12 - 4 этап мокрого валяния
Теперь можно начинать валять. Техника мокрого валяния очень проста: нужно тереть полотно руками в разных направлениях. Если надеть целлофановые перчатки – руки будут легче скользить. Нужно следить за тем, чтобы шерсть постоянно была пропитана достаточным количеством мыльного раствора (рисунок 13).

Рисунок 13 - 5 этап мокрого валяния
6) Если сетка отходит от полотна, а шерсть не смещается – можно аккуратно снимать сетку, переворачивать полотно и валять его с изнаночной стороны. Если полотно было хорошо промочено, то можно продолжать валять его без сетки (рисунок 14).

Рисунок 14 – 6 этап. Валяние с изнаночной стороны
7) Проверить готовность войлока можно, аккуратно потянув шерсть вверх. Если изделие свалялось, то отделяться будут отдельные полоски, а не целые пряди. Когда процесс валяния окончен, необходимо сполоснуть изделие теплой водой, чтобы вымыть излишки мыльного раствора. От слишком холодной или слишком горячей воды изделие может потерять форму и дать усадку. Выкручивать готовое полотно тоже не стоит, лучше положить его на решетку и дать стечь (рисунок 15).

Рисунок 15 - готовое изделие
Таким образом, выявлены технологические процессы мокрого валяния войлока, которые состоят из следующих этапов: расстелить на полу пленку и наметить размеры будущего войлока; выложить шерсть тонкими прядями, внахлест; промокнуть шерсть мыльным раствором; валять полотно руками в разных направлениях.
1.4 Технология сухого валяния
Сухое валяние – один из современных видов валяния. Технику сухого валяния используют для создания объемных вещей: мягких игрушек, украшений, сувениров. Она очень проста и поэтому идеально подходит для людей, которые только начинают пробовать свои силы в рукоделии. Другие названия сухого валяния – фильтцнадель (от немецких слов filtz– шерсть и nadel– игла), фильцевание или фелтинг.
В процессе сухого валяния волокна шерсти спутываются между собой, уплотняются и превращаются в войлочную массу (фетр). Для этого используются специальные иглы с зазубринами.
Игла для валяния представляется собой тонкий металлический инструмент, иногда сильно различающийся по форме, с зазурбинами, позволяющими проводить разноплановые манипуляции с шерстяными волокнами. Номер иглы показывает ее толщину. Чем выше номер, чем тоньше игла и меньше зазубрин (борозд). Для удобства использования существуют также специальные ручки для игл[4, с. 14].
Игла пробивная – основной инструмент для фелтинга (сухого валяния) (рисунок 16).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 16 - Игла пробивная
 Классификация игл для валяния (фелтинга)
По форме сечения (поперечного среза):   
Треугольная (трёхгранная) (рисунок 17)
Звёздочка трёхлучевая (рисунок 18)
Звёздочка четырёхлучевая (рисунок 19)

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 17 - Игла треугольная
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 18 - Игла звездочка трёхлучевая
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 19 - Игла звёздочка четырёхлучевая

По направлению насечек (зубцов) на рабочей части иглы
 Прямая (рисунок 20)
Основной вид игл. Проталкивает ворсинки внутрь, с усилием втыкается, выходит легко. В разных модификациях используется на всех этапах создания изделия. От длины, толщины и количества зубцов зависит глубина и интенсивность воздействия. От формы сечения – аккуратность отверстия, оставляемого иглой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 20 - Игла прямая
Обратная (рисунок 21)
Вытаскивает ворсинки наружу, легко втыкается, с усилием выходит. В местах с неудобным доступом позволяет доваливать изделие с обратной стороны, проткнув его насквозь. При окончательной (отделочной) обработке позволяет перемешивать разноцветные волокна в изделии, "начесывать" шерсть для создания пушистости.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок 21 - Игла обратная
Иглы различаются по длине, толщине, а так же по количеству, расположению и форме зубцов.
От длины иглы зависит глубина проникновения в слои войлока. Длинная игла - 3,5 дюйма (90 мм). Короткая игла – 3 дюйма (78 мм).
Иглами средней толщины можно свалять изделие от начала до конца. Толстые (грубые) иглы применяются только на начальном этапе для сваливания грубых волокон. Тонкие иглы предназначены для финишной отделки поверхности и мелких деталей.
Классификация игл для валяния представлена в таблице 2.
Таблица 2 -Иглы для валяния
Маркировка
Сечение, количество и расположение зубцов
Длина
Особенности применения

1
2
3
4

Игла грубая № 30 Аналог по ГОСТ - 80,90
Треугольная (по три зубца на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Одна из самых грубых игл. Применяется на начальных этапах сухого валяния. Активная форма зубцов позволяет быстро сваливать волокна грубых и полутонких типов шерсти. Для работы с мягкими и тонкими волокнами не подходит, так как сильно пружинит, что значительно затрудняет их обработку.

Продолжение таблицы 2
1
2
3
4

Игла грубая № 32 Аналог по ГОСТ - 70,75
Треугольная (по три зубца на трех ребрах)
3,5 дюйма (90 мм)
Универсальная грубая игла. Применяется для создания начальных форм крупных изделий. Стандартная форма зубцов позволяет производить начальную обработку шерсти любых типов от грубой до самой тонкой.

Игла грубая обратная № 32 Аналог по ГОСТ - 70, 75
Треугольная (по три зубца на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Грубая игла с обратным направлением зубцов. Используется для начальной обработки. В местах с неудобным доступом позволяет валять изделие с обратной стороны, проткнув его насквозь, а так же перемешивать глубокие и поверхностные слои шерсти.

Игла средняя № 36-3  Аналог по ГОСТ – 60
Треугольная (по три зубца на трех ребрах)
3,5 дюйма (90 мм)
Средняя игла для основной работы. Благодаря длине, удобна при работе с крупными изделиями. Стандартная форма зубцов позволяет работать с любыми типами шерсти. Предназначена для начальной обработки шерсти, дальнейшей обработки после грубой иглы или как вспомогательная игла для работы с аппликациями.

Игла средняя  № 36-2 Аналог по ГОСТ – 60
Треугольная (по два зубца  на трех ребрах)
  3,5 дюйма (90 мм)
Средняя игла для основной работы. Подходит для крупных изделий. Активная форма зубцов лучше захватывает шерсть и ускоряет процесс сваливания. Предназначена для начальной обработки шерсти, дальнейшей обработки после грубой иглы или как вспомогательная игла для работы с аппликациями.

 Игла средняя корончатая № 36  Аналог по ГОСТ – 60
Треугольная  (по одному зубцу на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Средняя игла для поверхностной работы. Уменьшенное количество зубцов на самом кончике иглы не проталкивает отделочные волокна в глубину изделия, а деликатно присоединяет их к поверхности. Предназначена для работы с материалом умеренной плотности, аккуратного приваливания декора, мелких узоров.
Применяется также для формирования волос у кукол и шерсти у зверей.

Продолжение таблицы 2
1
2
3
4

Игла средняя звездчатая № 36 Аналог по ГОСТ – 60
Четырехлучевая звезда (по два зубца на  четырех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Эффективная средняя игла. Четыре рабочих поверхности позволяют захватывать больший объем волокон, что ускоряет процесс сваливания. Может использоваться как для основной работы, так и для начальной стадии валяния небольших изделий (вместо грубой иглы), а также как вспомогательная игла для работы с аппликациями.

Игла средняя крученая № 36
 Четырехлучевая звезда (по четыре зубца на четырех ребрах)

 3 дюйма (78 мм)
 
Очень эффективная средняя игла. 16 зубьевна крученом стержне расположены по всему диаметру иглы, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния, что значительно ускоряет достижение желаемого результата. Может применяться на начальном и основном этапах, идеально для валянии игрушек.

Игла тонкая звездчатая № 38 Аналог по ГОСТ – 55
Четырехлучевая звезда  (по два зубца на четырех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Универсальная средне-тонкая игла. Четыре рабочих поверхности позволяют захватывать больший объем волокон, что ускоряет процесс сваливания. Уступает в производительности средним иглам, но превосходит любые тонкие. Применяется для основных и отделочных работ.

 Игла тонкая № 38 Аналог по ГОСТ – 55
Треугольная (по два зубца на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Универсальная средне-тонкая игла. Благодаря активной форме зазубрины, очень близка по характеристикам к четырехлучевой звездчатой игле № 38, хоть и имеет только три рабочих поверхности. Уступает в производительности средним иглам, но превосходит тонкие. Может применяться для основных и отделочных работ.

Игла тонкая звездчатая № 38 Аналог по ГОСТ – 55
Трехлучевая звезда (по два зубца на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Тонкая эффективная игла. Самая тонкая из "звездочек". Применяется для отделки, декорирования изделий, в процессе создания аппликаций на войлоке и тканях перед окончательной обработкой поверхности.

Игла тонкаякорончатая № 38 Аналог по ГОСТ – 55
Треугольная  (по одному зубцу на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Тонкая игла для поверхностных работ, требующих деликатного обращения. Зубцы, расположенные у кончика иглы не утапливают волокна шерсти, а лишь фиксируют их.

Продолжение таблицы 2
1
2
3
4

Иглы тонкие № 40 А и  № 40 Б Аналог по ГОСТ – 50
Треугольные (по два зубца на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Тонкие отделочные иглы. Применяются для окончательной обработки изделия. № 40 А "аккуратная" - имеет зубцы улучшенной формы, которые эффективно и бережно захватывают волокна и формируют поверхность высокого качества. № 40 Б "быстрая" - имеет зубцы активной формы, которая интенсивно уваливает поверхность, формируя выемки и вмятины для глаз, ушей, ноздрей и др. Обе иглы высококачественно обрабатывают поверхность, оставляя маленькие отверстия. Можно использовать для приваливания шерсти к тканям.

Игла тонкая обратная № 40 Аналог по ГОСТ – 50
Треугольная (по два зубца на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
. Используется для окончательной (отделочной) обработки. Позволяет доваливать изделия с обратной стороны в местах с неудобным доступом. Служит так же для придания изделиям пушистости.

Игла тонкая крученая  № 40
Треугольная
3 дюйма (78 мм)
 
Супер эффективная тонкая финишная игла. Значительно ускоряет процесс валяния, оставляет практически незаметные отверстия.

Игла тонкая № 42 Аналог по ГОСТ – 45
Треугольная (по три зубца на трех ребрах)
3 дюйма (78 мм)
Самая тонкая и деликатная отделочная игла, имеет самые мелкие зубцы. Применяется для окончательной обработки изделия, оставляет самые маленькие отверстия.


Процесс сухого валяния: взяв необходимое количество шерсти, сформировать из него примерные очертания будущего изделия, затем положить его на поролоновую губку и приступить к сухому валянию.
Необходимо вводить в комочек шерсти иглу, слегка ее поворачивая. Игла будет цепляться зазубринами за волокна шерсти, они начнут спутываться, и шерсть будет становиться более плотной.
Иглы для сухого валяния очень острые, поэтому проколы нужно делать аккуратно, чтобы не травмироваться. Ни в коем случае нельзя держать заготовку на весу. Начинать нужно с игл большого размера, а по мере уплотнения изделия заменять их на более тонкие. Держать иглу строго перпендикулярно плоскости валяния, иначе она может застрять и сломаться.
Если изделие состоит из нескольких частей, то сначала нужно свалять их по отдельности, а потом привалять друг к другу при помощи небольшого клочка шерсти. Если нужно добиться большой прочности, то лучше cшить детали, а нитки скрыть, приваляв сверху шерсть.
Бывает так, что в некоторых местах изделия при сухом валянии образуется неровность. Это легко исправить, приваляв сверху немного шерсти. Этим-то и хорошо сухое валяние – допустив оплошность, не нужно переделывать все заново, все можно исправить быстро и без особых усилий [4, с. 22].
Таким образом, выявлена классификация игл для сухого валяния по форме сечения и по направлениям засечек на рабочей части иглы, а также по длине, толщине и количеству зубцов. Также установлены технологические процессы сухого валяния войлока, которые состоят из постепенного ввода иглы в изделие, части изделия валяются отдельно, а затем приваливаются или пришиваются друг к другу.
Выводы по 1 главе. Таким образом, анализ информационных источников об истории и технологических процессах изготовления изделий из войлока позволил сделать выводы:
Выявлена история войлоковаляния на Алтае. Тонкая и грубая валянная овечья шерсть использовалась при изготовлении бытовых предметов и в прикладном искусстве: выделанные тонкие кожи использовались для аппликаций: жители Алтая создавали удивительные для своего времени орнаменты на растительные, животные и геометрические мотивы. Проанализированы способов декорирования и украшения войлочных изделий. К ним относятся: Вваливание узора Аппликация Мозаичный способ Вышивка на войлоке.
Установлено, что шерсть обладает целым комплексом признаков, характеризующих ее физические, а, следовательно, и технологические свойства. Это такие свойства, как: длина, толщина, извитость, крепость, растяжимость, цвет, блеск, упругость, эластичность и пластичность, прядильность и извитость. Выявлены виды шерсти, используемой для валяния: остевая, сливер, очес, топс, выбеленка, верблюжка и мохер.
Определено, что технологические процессы мокрого валяния войлока, которые состоят из следующих этапов: расстелить на полу пленку и наметить размеры будущего войлока; выложить шерсть тонкими прядями, внахлест; промокнуть шерсть мыльным раствором; валять полотно руками в разных направлениях.
Выявлена классификация игл для сухого валяния по форме сечения и по направлениям засечек на рабочей части иглы, а также по длине, толщине и количеству зубцов. Также установлены технологические процессы сухого валяния войлока, которые состоят из постепенного ввода иглы в изделие; части изделия валяются отдельно, а затем приваливаются или пришиваются друг к другу.










2 Проект наглядных пособий для обучения изготовлению изделий из войлока

2.1 Обоснование выбора наглядных пособий
Учебно–наглядные пособия следует классифицировать по тем видам учебных действий, в которых они участвуют при учебной деятельности.
Ориентировочным действиям помогают учебно-наглядные информационные пособия. Они ускоряют обработку информации, повышают эффективность восприятия сложных явлений, динамичных процессов, оптимизируют ориентировку в предстоящих исполнительских и контрольных действиях. Обучающие учебно-наглядные пособия помогают эффективно провести исполнительские действия, переработать информацию, упражняться в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков, индивидуализировать обучение в соответствии с особенностями каждого обучающегося.
К классу информационных учебно-наглядных пособий относят следующие виды:
Плакаты – широко распространенное средство наглядного показа обучающимся сложных изображений. Они вполне удовлетворяют требованиям преподавателя в условиях занятий с небольшой группой при изложении информации по процессам, не имеющим динамических изменений.
Обычные учебники наряду с сообщениями преподавателя – основной источник информации. К органическим недостаткам учебников относят отсутствие инструктажа и ориентирования по исполнительским и контрольным действиям.
Раздаточные информационные дидактические материалы дают возможность экономить время занятий.
Образцы изделия, дают возможность посмотреть и понять, из какого материала сделано изделие.
Образец проекта дают возможность развивать интерес к исследовательской деятельности.
Технологические карты дают возможность существенно повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения, позволяет более осознанно приступать к практической работе над изделием, повышает активность учащихся, обостряет их внимание, способствует развитию умения ориентироваться в задании, планировать свои действия, пользоваться техническими терминами.
Таким образом, выявлены виды учебно – наглядных пособий: плакаты;
учебники; информационно - раздаточные материалы; образцы изделия; образец проекта; технологические карты.
Определено, что на занятиях кружка «Войлочная радуга»: будут использованы наглядные пособия: образец проекта войлочного изделия (история войлоковаляния, эскизный проект, конструкция изделия, технологическая карта изделия), образец изделия выполненного по технологиям войлоковаляния.
Эскизное проектирование и конструирование наглядных пособий
Эскизное проектирование позволяет выявить форму, пропорции, размеры, цвет, стиль, конструкцию, отделки и материалы будущего изделия.
Прежде всего, выполним информационный поиск рисунков алтайских календарей.
Среди изображений календарей наиболее интересны резной календарь двенадцатилетнего цикла (рисунок 23). Он состоит из 12 барельефных изображений, расположенных по кругу. Среди них: мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, баран, обезьяна в алтайском варианте человек у дерева, курица, собака и кабан. В центре круга помещен "бесконечный узел" символ счастья в буддийской иконографии. Весьма вероятно, что изготовление их рассматривалось в связи с распространением среди части алтайцев и телеутов бурханизма, местного варианта буддизма или алтайского буддизма, который присутствовал в форме ламаизма (буддизма Центральной Азии) в Чуйской долине и в синкретичной форме - на остальной территории Алтая. Если это так, то местные календари нужно относить к началу XX века. Что касается самого летоисчисления по 12-летнему циклу, то оно документально отмечено на Алтае с древнетюркского времени [11, В.И. Эдоков с.67].










Рисунок 22 - Резной календарь двенадцатилетнего цикла
Календари с 12-летним циклом, сделанные по бронзовым китайским оригиналам, стали, по-видимому, изготовляться телеутами, алтайцами и бурятами в связи с прекращением прямых связей с внутренними районами Китая. Позднейших бурятских и алтайских повторов этих календарей известно очень немного, и, несомненно, они представляют собою интерес, как в художественном, так и в этнографическом отношении. Сохраняя черты центральноазиатского искусства, эти дубли в то же время обнаруживают и ряд отклонений от него, являясь, таким образом, продуктом местного творчества. На Алтае отличие местных календарей от китайских образцов, прежде всего, заключается в самом материале: алтайские календари вырезаны из дерева или нарисованы на бумаге[11,с.47].
Несколько иной характер носит алтайский календарь, представленный на бумаге (рисунок 24). Как и предыдущий, он изображен в виде круга, но четырех частное деление на нем отсутствует, хотя и подразумевается. Левая половина круга соответствует лету и осени, правая зиме и весне. На периферии круга нарисованы знакомые нам марал, баран, дерево, птица, диски и полнолуния. Диски окрашены в желтый, оранжевый и красный цвета, полнолуние -в сиреневый и желтый. Животные, птицы - черные и серые.

Рисунок 23 - Алтайский календарь на бумаге
Центральное поле круга занято изображением оранжевой лягушки или жабы, с узлом «счастья» на спине, окрашенным в фиолетовый цвет. Это, видимо, та космическая лягушка, которая, согласно легендам, поддерживает собою землю. Особо можно отметить, что среди народов Южной и Восточной Сибири традиционный для буддийской культуры образ золотой черепахи, держащей земную твердь, часто заменялся на более известное местным жителям изображение лягушки.

Рисунок 24 - Традиционный алтайский календарь









Рисунок 25 - Растительный орнамент расположенный по периметру квадрата








Рисунок 26 - Растительный орнамент расположенный по углам квадрата







Рисунок 27 - Стилизованный орнамент расположенный по углам
квадрата








Рисунок 28- Геометрический орнамент расположенный по периметру
квадрата









Рисунок 29 – Алтайский орнамент расположенный по углам и по периметру квадрата

Рисунок 30 – Традиционный алтайский календарь
Информационный анализ аналогов объекта, позволили разработать несколько собственных вариантов изделия, представив их в виде эскизов и описаний.
Для реконструкции алтайского войлочного ковра «Алтайский календарь», выбираем рисунок календаря в книге В.И. Эдокова (рисунок Ковер имеет квадратную форму размером 120х120 см (рисунок 30).
Разработаем эскиз будущего ковра в масштабе 1:10 (рисунок 31 ):




























Рисунок 31 – Чертеж войлочного ковра М 1:10
По разработанному эскизу выполним лекала деталей ковра в натуральную величину (приложение А).
Таким образом, разработан эскизный проект алтайского войлочного ковра, аналогом которого является фотография, размещенная в книге Эдокова. Определены размеры ковра и его деталей.
Перейдем к следующему этапу проектирования – более детальной проработке конструкции ковра.
Для этого определим размеры всего ковра в целом, а также его отдельных деталей. Для этого, увеличим эскиз до натуральных размеров, получится трафарет, который будет использовать для изготовления ковра в материале. Выполненный трафарет представлен в приложении А.
Следующий этап проектирования – определение последовательности изготовления войлочного ковра. Для изготовления изделия требуются: брезент, ручка, ножницы, шерсть, хозяйственное мыло, вода, москитная сетка, иглы для валяния.
Разработаем технологическую карту изготовления ковра «Алтайский календарь» (таблица 3).
Таблица 3 – Технологическая карта ковра из войлока «Алтайский календарь»
Название
Последователь
Рисунок

1
2
3

Выполнение каймы по технологии «мокрого валяния»
Выложить брезент размером 200-200см.








Нанести рисунок орнамента каймы мелом по эскизу.







Вытянуть прядки черных шерстяных волокон толщиной 2,5 см, подкрутить и уложить на брезент по нарисованному орнаменту.






Выложить шерсть белого цвета толщиной 15 см.




Продолжение таблицы 3
1
2
3


1.5 Развести мыльный раствор: на 15 литров горячей воды 200 мл жидкого хозяйственного мыла.









Обильно сбрызнуть разложенную шерсть мыльным раствором.



Накрыть москитной сеткой.
Еще раз сбрызнуть мыльным раствором.



Полученное полотно туго навернуть на круглую скалку. Свернутый рулон перевязать в трех-четырех местах тесьмой.



Рулон катать возвратно- поступательными движениями 30 минут.



В процессе 30 минутного катания рулона брезент раскрыть несколько раз, и войлок снова сбрызнуть горячей мыльной водой.



Войлок вновь туго свернуть в рулон и катать еще 20 минут.



По окончании валки готовый войлок просушить на ровной поверхности в расправленном виде.




Выполнение календаря в технике «аппликация».
2.1 Свалять войлок толщиной 1 см по технологии мокрого валяния двух цветов: белого цвета 150х150 см; коричневого цвета 150х150 см.


Продолжение таблицы 3
1
2
3


2.2 Разметить детали на белом войлоке:
1) Круг центральный (1 шт.), диаметром 30 см.
2) Сегмент малый (6 шт.)
3) Сегмент средний (6 шт.)
4) Сегмент большой (6 шт.)
5) Рисунки животных, птиц и рыб (13шт.)











Разметить детали на коричневом войлоке:
Сегмент малый (6 шт.)
Сегмент средний (6 шт.)
Сегмент большой (6 шт.)
Рисунки по центру (2шт.)
Кольцо диаметром
(1 шт.)_____









2.3 Все детали сшить между собой по эскизу .Для соединения деталей. При использовании этих стежков почти исключается сдвиг деталей друг от друга


Продолжение таблицы 3
1
2
3


2.4 Все аппликации пришить к войлоку в соответствии с разработанным эскизом.



2.6 Готовый календарь пришить к заранее приготовленному войлоку.





2.7 Все швы на календаре прошить шнуром в прикреп.


Таким образом, разработаны наглядные пособия для обучения школьников войлоковалянию: эскизы ковра, чертеж войлочного ковра «Алтайский календарь», трафарет ковра в натуральную величину, технологическая карта на изготовление ковра из войлока «Алтайский календарь».
1.4 Расчет себестоимости проекта
Себестоимость изделия это выраженные в денежной форме затраты, связанные с производством и реализацией готовой продукции. Затраты, образующие себестоимость разработанной продукции Собщ определяется соотношением по формуле:
Собщ = С1+С2+С3+С4+А; (2.1)
где С1 – материальные затраты, руб.;
С2 – затраты на электроэнергию, руб.;
С3 – затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта, руб.;
С4 – затраты на оплату труда рабочих, руб.;
А – амортизация основных средств, руб.
Данные расчета сведены в таблице 3.
Таблица 3 - Затраты на сырье и материалы
Наименование
Цена за единицу
Количество
Затраты (руб.)

Набор шерсти для валяния
1 шт - 190
1
190

Шерсть для основы
1 кг - 200
3
600

Игла № 36
1 шт – 55
1
55

Брезент
1 метр - 150
1
150

Москитная сетка
1 шт – 20
1
20

Мыло
1 шт – 10
1
10

Итого
1125


Итого, затраты на материалы для платья составили 1125 руб.
Рассчитаем затраты на электроэнергию, которая рассчитывается по формуле:
С2 = W * t * S
где W – мощность оборудования, кВт;
t – время работы оборудования, час;
S – стоимость 1 кВт/час электроэнергии, руб.
С2 – затраты на электроэнергию при работе электрических лампочек
Мощность электрических лампочек– 0,15 кВт.
Время работы электрических лампочек – 5 часов.
Стоимость 1 кВт/час = 3,50 руб.
Итого С2 = 0,15 * 5 * 3,50 = 2,62 руб.
Затраты на оплату интеллектуального труда по разработке проекта СЗ складываются из затрат на оплату труда научного руководителя проекта СЗнр и теоретической стоимости оплаты труда исполнителя проекта СЗисп.
Оплата труда научного руководителя определяется по формуле:
Снр = Тнр + tнр,
где Тнр – тарифная ставка почасовой оплаты научного руководителя (110 руб.)
Tнр – 3 часа – норма времени на руководство курсовой работой
Снр - 110 * 3 = 330 руб.
Теоретическая стоимость оплаты труда исполнителя Сисп определяется из соотношения:
Сисп = Тисп * tисп,
где Тисп – тарифная месячная ставка рабочего (минимальная оплата труда) 9000 руб.;
tисп – 7 дней, время работы студента над проектом.
Сисп = 9000* 0,23 = 2100 руб.
Итак, С3 = 330 + 2100 = 2430 руб.
Оплата труда за изготовление ковра из войлока производится по формуле:
С4 = Траб * t,
где Траб – тарифная месячная ставка рабочего, руб.;
t – время изготовления ковра – 7 дней.
С4 = 9000 * 0,23 = 2100 руб.
Таким образом, себестоимость разработки и изготовления ковра из войлока составила:
Собщ = 1125 + 2,62 + 2430 + 2100 = 5657,62 руб.











ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были решены поставленные задачи, теоретически подтверждена выдвинутая гипотеза. Результаты исследования подтверждают актуальность и практическую значимость работы. Данные полученные в результате теоретического исследования, позволяют сформулировать окончательные выводы.
Согласно требованиям ФГОС необходимо «формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения». Но, к сожалению, большинство школ Республики Алтай, там, где проживают коренные народы – алтайцы, не могут обеспечить педагогические условия для организации работы кружков, в которых ученики могли изучать алтайские народные промыслы. Для ускорения и облегчения процесса валяния на занятиях кружка необходимо использовать больше наглядности, которых в специализированных магазинах не продается и учителю приходится изготавливать их самостоятельно.
Выявлены технологические процессы мокрого и сухого валяния войлока, которые позволили спроектировать наглядное пособие по изготовлению ковра из войлока «Алтайский календарь». Проект включает в себя следующие этапы работы: составление списка материалов и инструментов, проектирование технологической карты изготовления изделия.
Произведен расчет себестоимости разработки проекта и изготовления прихватки, который составил: 5657,62 рублей.







ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Березина, В.А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. М.: Диалог культур, 2007. 512 с.
Голубева, О.Л. Основы композиции. [Текст] / О.Л. Голубева/ М.: Изобразительное искусство, 2008. 120 c.
Зайцев, А.С. Наука о цвете и живопись. [Текст] / А.С. Зайцев. М.: Искусство, 1986. 147 с.
Кнаке, Ж. Мягкие картинки своими руками. Практическое руководство. [Текст] / Ж. Кнаке. М.: Ниола - пресс, 2007. 32 с.
Мюллер, А., Вильденрадт, К. Войлочные игрушки. [Текст] / А. Мюллер, К. Вильденрадт. М.: АРТ – РОДНИК, 2007. 32 с.
Фельт. Фильцнадель. Валяние. Серия материалы и технологии [Текст] / Русский кукольный дом, ред. Попова Ю. М.: ООО Дизайн Кора, 2006. 23 с.
Художественная школа. Журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.art-publish.ru – (дата обращения – 24.04.13)
Художественный совет. Журнал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gammabook.ru – (дата обращения – 24.04.13)
Эшер, Ш., Бейтман, Дж. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти. [Текст] / Ш. Эшер, Дж. Бейтман. М.: Контэнт, 2007. 80 с.
Юный художник. Журнал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://y-art.ru – (дата обращения – 24.04.13)
Исторические периоды развития декоративного искусства Горного Алтая. [Текст] / В.И.Эдоков,2006. – 179с





ПРИЛОЖЕНИЕ А – Трафарет войлочного ковра «Алтайский календарь»










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415







Рисунок 2Рисунок 7Рисунок 4voko1 (1)voko1 - копиярис 1ђ Заголовок 1щђ Заголовок 2”ђ Заголовок 3+ђ Заголовок 4 Заголовок 63ђ Заголовок 915