Методическая разработка урока учебная дисциплина «Экономика отрасли» тема «Экономическая эффективность производства»

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский геологоразведочный техникум»













Методическая разработка
урока
учебная дисциплина «Экономика отрасли»
тема «Экономическая эффективность производства»




Преподаватель
ГБОУ СПО МО «Московский геологоразведочный техникум»
Смирнова Ирина Геннадьевна
Клинский район р.п. Решетниково
























р.п. Решетниково
2015
Учебная дисциплина: «Экономика отрасли»
Тема занятия: «Экономическая эффективность производства»
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: изучение экономической эффективности производства, значение экономического эффекта
Задачи урока:
1.Дать понятие НТП и экономической эффективности.
2.Изучить виды НТП и экономической эффективности.
3.Обозначить порядок определения наиболее эффективного варианта вложений.
4.Развивать профессиональные умения, навыки и познавательные возможности при изучении данной темы.
5.Воспитание личностных качеств, обеспечивающих исполнительность, внимательность и самостоятельность.
Время урока: 90 минут.
Обеспечение занятия:
Подготовка кабинета: обеспечение обучающихся рабочими местами и раздаточным материалом для выполнения заданий.
Наглядные пособия – электронная презентация по уроку.
Раздаточный материал – карточки с тестовыми заданиями и вопросами для проведения контроля знаний по теме «Прибыль и рентабельность», карточки с задачами для проверки уровня усвоения материала по теме «Экономическая эффективность производства», практическая работа.
Технические средства обучения – компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Учебные места – кабинет
Основная литература – В. А. Швандар «Экономика предприятия», Москва, 2008г.
Дополнительная литература – Е.Л.Гольдман «Экономика геологоразведочных работ», Москва, 2003.

Межпредметные связи
Внутрипредметные связи

1.Определяющие – Экономика отрасли.
2. Определяемые – Основы экономики
1.Предприятие – основное звено экономики.
2. Ресурсы организации.
3. Планирование на предприятии.
4. Кадры и производительность труда.
5. Формы и системы оплаты труда.
6. Продукция предприятия.
7. Издержки производства и обращения.
8. Калькуляция и калькулирование.
9. Прибыль и рентабельность.





Ход занятия (структура, содержание)
Оргмомент – приветствие обучающихся (1-3 мин.)
Постановка цели и задач преподавателем и обучающимися (1-2 мин.)
Контроль знаний (проверка домашнего задания) - просмотр тетрадей с решением задачи (2 мин.)
Методы контроля: решение тестовых заданий и устный индивидуальный опрос (дифференцированный подход) (10 мин.)
Формирование знаний, умений, навыков:
Методы: разминка, беседа, изучение нового материала, самостоятельная работа, индивидуальная работа, практическая работа.
Актуализация и мотивация – значение изучаемой дисциплины и темы для приобретения нового экономического мышления, повышение самооценки обучающихся, показ места и значения изучаемой темы, связь с другими темами и дисциплинами, формирование практических навыков и умений увязывать теорию с практической деятельностью, самоанализ и самооценка, оценка ответов товарищей.

Действия обучающихся
Действия преподавателя

1 этап - разминка:
активизация для работы на уроке – обучающиеся прослушивают условия и порядок проведения разминки и принимают участие в разминке.
2 этап - контроль знаний:
прослушивают условия и порядок выполнения задания, выполняют дифференцированные тестовые задания (3 варианта) по теме «Прибыль и рентабельность».
Карточки зелёного цвета – медленное усвоение материала и выполнение задания.
синего – со средней степенью усвоения материала;
красного цвета для успешных и сильных студентов;
получают карточки с вопросами, готовятся к ответу, устно отвечают на вопросы по теме «Прибыль и рентабельность» (каждый конкретно на свой вопрос).

3 этап – слушают объяснение нового материала, просматривают слайды.

4 этап - закрепление и контроль знаний: прослушивают условия и порядок выполнения задания на данном этапе, решение задач. Заслушивают общие результаты работы на уроке и оценки.
5 этап – выполнение практической работы:
получают практическую работу, изучают условия и порядок
выполнения работы, устно отвечают на вопросы по теме практической работы, читают задания, начинают производить расчёты. Работу выполняют самостоятельно.

Записывают домашнее задание и обсуждают порядок и условия выполнения задания.

1 этап - разминка: (5 мин.)
преподаватель даёт объяснение по проведению разминки.


2 этап - контроль знаний: (10 мин.)
преподаватель раздаёт карточки с тестовыми заданиями, учитывая возможности и успешность обучающихся, объясняет порядок и условия выполнения заданий.
Преподаватель предлагает обучающимся вытянуть карточку с вопросом для устного ответа и даёт время 3 – 5 мин. для подготовки.

3 этап – объяснение нового материала, использует презентацию.

4 этап - закрепление и контроль знаний: преподаватель предлагает обучающимся решить задачи и даёт время 3 – 5 мин. для подготовки.
Во время подготовки обучающихся, преподаватель выставляет оценки каждому обучающемуся по итогам 2 этапа.
Заслушивает устные ответы обучающихся по решению задач.
Подводит итоги работы обучающихся по 4-м этапам, выставляет оценки на основании критериев оценивания.
5 этап – выполнение практической работы: (40 мин.)
преподаватель выдаёт практическую работу для самостоятельного выполнения обучающимися, даёт необходимые пояснения по работе, назначает ответственного обучающегося для осуществления контроля над выполнением работы.
Даёт домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод (3 – 5 мин.)


5.Выводы по уроку: подведение итогов занятия, отметить активность и самостоятельность обучающихся при выполнении самостоятельной работы.
6.Домашнее задание: завершить выполнение практической работы, написать краткий вывод.
Возможны корректировки по ходу занятия.



Условия проведения разминки

Разминка проводится в целях активизации работы обучающихся на уроке. Кроме того пополняется словарный запас, повторение экономических терминов, категорий и ключевых выражений, устанавливается междисциплинарная связь.
Условия и порядок проведения разминки:
Участие принимают все обучающиеся. Преподаватель на доске записывает формулы, а обучающиеся определяют показатели.
Время проведения разминки 3 – 5 минут.

Пп = ( Ц - С) * Q – прибыль от продаж
П = ( Дп + До + Дв) – (Сп + Ро + Рв) - сумма прибыли до налогообложения
ЧП = П – Нп + Пчр - чистая прибыль
Р = (( Ц – С) / С) * 100 - рентабельность конкретных видов продукции

Инструкция для выполнения тестовых заданий

Тема: Прибыль и рентабельность.
На выполнение теста даётся 10 минут. Тест состоит из 5-и заданий различной степени сложности.
Каждое из 4-х заданий состоит из одного вопроса, на который даны четыре варианта ответов, нужно выбрать один правильный ответ и отметить его любым знаком. Пятое задание практическое, нужно записать решение и выделить правильный результат решения. Задание выполнять в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте вопрос, на который не удаётся ответить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным вопросам и постараться найти правильный ответ. Постарайтесь правильно ответить на как можно большее количество вопросов. Работа выполняется на листе с выданным заданием.

Условия и критерии оценивания:

Каждый правильный ответ из 5 - и заданий оценивается одним баллом, при оценивании выполнения практического задания учитывается следующее:
правильное решение – 5 баллов;
описка или несущественная ошибка в решении – 4 балла;
решение выполнено, но допущена ошибка – 3 балла;
задание не выполнено – 0 баллов
подсчитывается общее количество полученных баллов за решение тестового задания и выставляется в оценочную карточку.

Вопросы для устного ответа

Вопрос первый
Перечислите виды дохода и дайте им определения?

Вопрос второй
Назовите виды прибыли. Как распределяется прибыль на предприятии?

Вопрос третий
Что такое рентабельность? Перечислите показатели рентабельности.

Критерии оценивания:
Оценивание устных ответов проводится студентами по 5-бальной системе.


Тест № 1

1 .Выберите относительный показатель эффективности деятельности предприятия:
а. доход;
б. рентабельность;
в. прибыль;
2.Функции прибыли:
а. стимулирующая;
б. регулирующая;
в. распределительная.
3.Чистая прибыль это:
а. прибыль от продаж;
б. налогооблагаемая прибыль;
в. налогооблагаемая прибыль минус налог на прибыль;
г. налогооблагаемая прибыль минус налог на прибыль, плюс чрезвычайные доходы, минус чрезвычайные расходы.
4.Операционная прибыль-это:
а. разность выручки от продаж и себестоимости продаж;
б. разность операционных доходов и расходов;
в. разность между штрафами полученными и уплаченными.
5.Рентабельность производства:
а. отношение суммы прибыли от продаж и операционной деятельности к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств;
б. отношение прибыли от продаж к выручке от продажи продукции;
в. отношение прибыли от продаж к себестоимости продаж.



Тест № 2

1.В состав операционных доходов входят:
а. выручка от реализации продукции;
б. арендная плата;
в. штрафы, пени;
2.Рентабельность к себестоимости - это:
а. отношение удельной прибыли к себестоимости единицы конкретного вида продукции;
б. отношение прибыли от продаж к себестоимости от продаж;
в. отношение суммы прибыли от продаж и операционной деятельности к среднегодовой стоимости производственных фондов.
3.При формировании прибыли предприятия от продажи продукции:
а. в расчет берутся цены без НДС и акцизов;
б. в расчет берутся цены с учетом НДС и акцизов;
4.Под понятием «доход от продаж» подразумевается:
а. объем товарной продукции;
б. объем валовой продукции;
в. чистая прибыль;
г. выручка от продажи продукции за вычетом НДС, акцизов и других косвенных налогов и платежей.
5.Задача.
Цена единицы товара составляет 235 руб. На производство единицы товара затраты составили 196 руб. Определить относительный показатель?


Тест № 3

1.Сумма прибыли до налогообложения складывается как:
а. сумма доходов от продаж, операционных доходов, внереализационных доходов;
б. сумма прибыли от продаж, операционной прибыли, внереализационной прибыли;
в. сумма прибыли от продаж и операционной прибыли.
2.Налоги и сборы, уплачиваемые в законодательном порядке за счет финансовых результатов, входят в состав:
а. доходов от продажи продукции;
б. чрезвычайных доходов;
в. внереализационных доходов;
г. операционных доходов.
3.Рентабельность к производственным фондам - это:
а. отношение удельной прибыли к себестоимости единицы конкретного вида продукции;
б. отношение прибыли от продаж к себестоимости от продаж;
в. отношение суммы прибыли от продаж и операционной деятельности к среднегодовой стоимости производственных фондов.
4.Прибыль от продаж (реализации) формируется как:
а. разность операционных доходов расходов;
б. разность выручки от продажи продукции и себестоимости проданной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы;
в. разность между объемом валовой продукции и себестоимостью по смете затрат на производство;
г. дивиденды по ценным бумагам;
д. поступления от продажи основных средств.
5.Задача.
Предприятие произвело и реализовало 15000 шт. продукции. Оптовая цена продукции 230 руб., себестоимость единицы продукции 135 руб. Определить доход от продаж, прибыль от продажи продукции, рентабельность к себестоимости.
Ключи к тестовым заданиям

Тест № 1
1
2
3
4
5

б
а
г
б
а


Тест № 2
1
2
3
4
5

б
б
а
г
20 %


Тест № 3
1
2
3
4
5

б
г
в
б
18 %



Объяснение нового материала

1. Сущность и основные направления научно-технического прогресса.
2. Экономическая эффективность производства.

Сущность и основные направления научно-технического прогресса
Научно-технический прогресс, являясь способом непрерывного совершенствования всех сторон общественного производства на базе достижений науки и техники, включает в себя:
фундаментальные и прикладные исследования проблем естествознания и общественного развития;
доведение результатов исследования до научно-технических разработок, инженерных решений и практического применения;
организацию на базе научно-технических разработок и инженерных решений производства новой техники, позволяющей решить комплекс социальных и экономических задач, стоящих перед каждым предприятием;
совершенствование технических средств, форм и методов организации труда, производства и управления;
расширение сферы применения новой и прогрессивной техники организации производства, техническое перевооружение на этой основе всего народного хозяйства;
совершенствование на научной основе структуры материального производства в целях реализации научно-технического процесса, повышения эффективности производства и достижения поставленных обществом целей;
техническое перевооружение непроизводственной сферы и быта.
Таким образом, научно-технический прогресс представляет собой процесс взаимосвязанного поступательного развития науки, техники и производства, образующих единый и последовательно сопряженный комплекс «наука техника производство потребление».
Эпохи различаются не тем, что они производят, а тем, как производят, какими средствами труда.
Под научно-техническим прогрессом понимается тот процесс в знаниях, связанных с производством, который делает возможным создание новых производств, новых вариантов существующих продуктов и совершенно новых видов продукции и услуг. Если научно-технические знания это фонд достижений общества, связанных с производством, с хозяйственной жизнью, то научно-технический прогресс представляет собой механизм материального роста данного фонда.
Причем этот рост находит свое выражение в новых методах производства существующих изделий, в конструкторских решениях, позволяющих производить продукцию с новыми важными характеристиками, а также в новых методах организации и управления.
Научно-технический прогресс (НТП) взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники. Он ведет к постоянному совершенствованию средств и предметов труда, технологии и организации производства, обусловливающих качественное преобразование материального производства и непроизводственной сферы.
НТП это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.
НТП – проявляется в двух взаимосвязанных и взаимозависимых формах – эволюционной и революционной.
Эволюционная форма НТП – характеризуется постепенным, непрерывным усовершенствованием традиционных технических средств и технологий.
На определенном этапе происходит накопление технических усовершенствований, что создает базу для коренных, принципиальных преобразований производительных сил. Возникает революционная ситуация.
Понятие НТП шире, чем понятие НТР научно-техническая революция.
НТР это высшая ступень НТП, которая означает коренные изменения в науке и технике, оказывающие существенное влияние на общественное производство.
Таким образом, НТР это составная и более существенная по значимости часть НТП. Но если НТП может развиваться как на эволюционной, так и на революционной основе, то НТР это скачкообразный процесс.
Различают макро- и микрореволюцию.
Макрореволюция результаты которой коренным образом затрагивают все общественное производство или многие его сферы. Примерами макрореволюции могут быть электрификация, внедрение ЭВМ, радиофикация и др.
Микрореволюция результаты которой затрагивают только отдельные отрасли народного хозяйства или промышленности, например бездоменное получение стали в черной металлургии, ГПС в машиностроении и др.
Таким образом, основными отличиями макро- от микрореволюции являются масштабность распространения и значимость результатов НТР
За все время существования и развития человечества происходило много научно-технических революций, и этапы этого развития называются по эволюции применяемых орудий труда: каменный век, бронзовый век, железный век. Многие ученые и специалисты говорят о том, что на смену железному веку, в котором мы сейчас живем, придет век легких металлов. Наш век чаще всего называют веком атома, кибернетики, ЭВМ и т. п.
Современная НТР существенно отличается от предшествующих по качественным параметрам и масштабности применяемых новых орудий труда и технологических процессов. Она имеет ряд особенностей, которые отличают ее от предшествующих. Эти особенности следующие:
превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Известно, что к производительным силам относятся средства производства (орудия + предметы труда) и рабочая сила. Но из этого не следует, что наука превращается в четвертый элемент производительных сил общества, она просто существенным образом влияет на каждый из этих элементов в качественном плане, тем самым усиливая каждый из них, а следовательно, и производительные силы общества в целом;
сокращение временного интервала с момента появления открытий и изобретений до их реализации на практике. Например, человечеству потребовалось 112 лет, чтобы фотография из научной сферы стала применяться на практике, для электродвигателя 56 лет, квантового генератора 2 года. Но это не значит, что сейчас все открытия и изобретения можно реализовать на практике за столь короткое время;
опережение развития науки, т. е. теория опережает практику. Из этого следует очень важный вывод, что сейчас можно достаточно точно спрогнозировать, какая техника и технология появятся в реальной жизни через 51020 и более лет;
расширение границ проникновения современной НТР и ее масштабности; современная наука все глубже проникает в познание космоса, земли и океана, атома и человека и других сфер.
НТП оказывает влияние на различные стороны производства, сбыта продукции и социальные стороны общественной организации в стране.
Влияние НТП на основные социально-экономические аспекты деятельности следующее.
1. С ростом технической вооруженности труда значительно увеличивается объем выпускаемой продукции в единицу времени. Происходит экономия общественного труда при относительном росте овеществленного труда и снижении доли живого труда. Такой путь развития экономики представляет собой интенсивный путь развития.
2.Технический прогресс обеспечивает повышение качества продукции. Этому способствует механизация, автоматизация производства, автоматический контроль за ходом технологического процесса, работой оборудования.
3. Под влиянием научно-технического прогресса совершенствуются формы организации производства: повышается концентрация, углубляется специализация, усиливается кооперирование. Новые технические средства требуют более широкого фронта работ. Простои дорогостоящих технических средств невыгодны предприятию. Для полной загрузки высокоэффективных станков требуется укрупнение предприятия либо его специализация.
4.Технический прогресс является важнейшим фактором размещения производства. Он способствует освобождению производства от влияния природных и географических условий.
5.Для отрасли, связанной с природными ресурсами, одним из важнейших является влияние НТП на создание материальных ресурсов взамен природного сырья. Создание искусственных видов сырья со свойствами природных компонентов позволило значительно удешевить сырьевую составляющую многих отраслей промышленности. Так, были синтезированы такие полезные ископаемые, как кварц, в том числе пьезооптический, алмаз, рубин, слюда и ряд других.
Достижения химии направлены на более полное извлечение полезных компонентов из добытой руды, что способствует не только достижению высоких экономических показателей на добывающем предприятии, но главное позволяет более рационально использовать невозобновляемые природные ресурсы.
6. НТП имеет огромное социальное значение. Он предъявляет более высокие требования к работнику. Сложную технику, тонкую технологию производства, тесную увязку отдельных производственных циклов могут выполнять кадры со специальным уровнем квалификации, культуры труда, общей культуры и дисциплины.


Основные направления НТП являются более или менее общими для всех отраслей и сводятся к главным направлениям, характерным для любого производства. Все направления НТП тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Важнейшие из них:
1.Электрификация. Электрификация представляет собой перевод оборудования и технологических процессов на электрическую энергию. Электрификация является основой комплексной механизации, автоматизации, систем вычислительной техники, электроники, связи и т. д.
2. Комплексная механизация и автоматизация производства. Одной из самых острых проблем является проблема комплексной механизации. Сегодня наряду с высокоавтоматизированными комплексами остается целый ряд производственных процессов, где преобладает ручной труд. Сюда относятся погрузочно-разгрузочные, складские, подсобные и вспомогательные работы. На сегодняшний день доля рабочих, занятых тяжелым ручным трудом, почти в 3 раза выше, чем на основных видах работ. Высшей ступенью механизации является автоматизация, особенно комплексная автоматизация, когда управление, контроль и регулирование машин, механизмов и хода технологического процесса производятся в автоматическом режиме.
3.Достижения химии и физики, а также исследования на стыке наук приводят к принципиальному изменению технологии. Переработка веществ и энергии на базе новых достижений физики, химии, биологии значительно расширяет минерально-сырьевую базу страны, способствует сокращению потерь сырья и материалов, дает возможность широкого использования вторичного сырья, минимизации ряда узлов и деталей. Так, использование при обогащении золотосодержащих руд кучного выщелачивания позволило снизить минимальное промышленное содержание золота в рудах до 1 г/т и даже ниже.
4.Использование математических методов в управлении, организации и контроле за ходом производства, при анализе управления рисками, выборе оптимальных параметров производства. ЭВМ и программное обеспечение широко применяются практически во всех сферах производственной и экономической деятельности предприятия. Существующие сегодня программы дают возможность выбора наиболее рационального и экономически эффективного вскрытия и отработки месторождения, выбора оценочных, разведочных и эксплуатационных кондиций, проектирования работ на объекте.

Эффективность научно-технического прогресса степень достижения цели НТП, измеряемая отношением эффекта к обусловившим его затратам.


Экономическая эффективность производства.

Понятие эффективности применительно к экономической деятельности следует рассматривать как отношение результата производства к затратам на его осуществление.
Результат выражается показателями объемов производства, снижением себестоимостью, прибылью. Затраты существуют в виде текущих (издержки производства) и единовременных (капитальные вложения).
Для полного представления об эффективности производства необходимы обобщенные характеристики стоимостных и натуральных показателей.
Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служит:
1.Производительность труда
2.Фондоотдача
3.Материалоемкость
Критерием экономической эффективности производства служит уровень производительности труда.
Фондоотдача – отношение объема произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов.
Материалоемкость – отношение общего объема материальных затрат на производство продукции к объему произведенной продукции.
Данные показатели характеризуют лишь эффективность использования определенного вида ресурсов.
Для полной характеристики эффективности затрат служат показатели общей и сравнительной экономической эффективности затрат.
Общая экономическая эффективность определяется как отношение эффекта к капитальным вложениям.
Она рассчитывается с учетом места применения затрат. Так, если определяется экономическая эффективность народного хозяйства, то экономическая эффективность определяется по формуле
Эн/х =
·ВВП (НД) / К
Если определяется экономическая эффективность предприятия, тогда формула расчета:
Эп/х =
·П / К
По вновь строящимся предприятиям экономическая эффективность определяется:
Энп = (Ц – С) / К
Полученные в результате расчетов показатели сравниваются с нормативными, либо аналогичными показателями других производств.
Срок окупаемости капитальных вложений Т = К /
·П
При составлении вариантов хозяйственных или технических решений рассчитывается следующий вид экономической эффективности – сравнительная экономическая эффективность.
Сравнительная экономическая эффективность определяется при выборе оптимального варианта хозяйственных и технических решений из двух или нескольких возможных вариантов.
Показателем наилучшего варианта определяемого на основе сравнительной экономической эффективности является минимум приведенных затрат.
Приведенные затраты по каждому варианту представляют собой сумму текущих затрат, себестоимости и капитальных вложений, приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом эффективности.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Зпр – приведенные затраты;
С – себестоимость единицы продукции;
К – удельные капитальные вложения;
Е – нормативный коэффициент эффективности капитального вложения.

Расчет годового экономического эффекта от применения новых технологических процессов, механизации и автоматизации производства производится по формуле:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
З1 и З2 – приведенные затраты на единицу продукции производимой с помощью базовой и новой техники;
АГ – годовой объем производства продукции производимой с помощью новой техники.
Срок окупаемости капитальных затрат на внедрение технических решений:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] - коэффициент эффективности капитальных вложений.
Необходимым условием расчетов экономической эффективности является обеспечение сопоставимости сравниваемых вариантов по объемам производства, по срокам службы и по условиям эксплуатации.

Закрепление и контроль знаний

Задача 1.
По данным таблицы определить оптимальный вариант технического решения
Показатели
Единица измерения
Варианты



1
2
3

Себестоимость единицы продукции
руб/шт
200
180
230

Удельные капитальные вложения
руб/шт
400
460
300

Норма дисконта
доли единицы
0,2
0,2
0,2


Решение:
Приведенные затраты
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1. З1 = 200+0,2 *400 = 280 руб/шт
2. З2 = 180+0,2 *460 = 272 руб/шт
3. З3 = 230+0,2 *300 = 290 руб/шт
Оптимальный вариант характеризуется минимум приведенных затрат, этому удовлетворяет второй вариант.

Задача 2.
Объем капитальных вложений по объекту на планируемый год составляет 6500 тыс. руб. Прирост прибыли за это время ожидается в сумме 680 тыс. руб. Определить общую экономическую эффективность капитальных вложений, а также ее изменение по сравнению с прошлым годом, когда она составляла 9,3%; срок окупаемости капитальных вложений.

Решение:
Общая экономическая эффективность капитальных вложений составит
Эп/х =
·П / К Э = 680 тыс. руб / 6500 тыс. руб = 0,105 или 10,5 %
Изменение общей экономической эффективности капитальных вложений по сравнению с прошлым годом
0,105 – 0, 093 = 0, 012 или 1,2 %
Срок окупаемости капитальных вложений
Т = К /
· П
Т = 6500 тыс. руб / 680 тыс. руб = 9,56 года
Задача 3.
Сравниваются 3 варианта решения одной и той же хозяйственной задачи, но с различными показателями эксплуатационных затрат и с разным эшелонированием капиталовложений в производственные фонды (табл.).
Известно значение нормативного коэффициента эффективности: Ен = 0,15
Требуется определить наиболее эффективный вариант вложений.
Решение: наиболее эффективный вариант вложений определим по минимуму показателя ежегодных приведенных затрат

Таблица
Варианты решения хозяйственной задачи
Объекты (варианты) вложений
Объемы капиталовложений, млн. руб.
Эксплуатационные затраты ,
тыс. руб./год

I
II
III
9,01
5,79
5,85
4,43
4,21
4,00

1. Определим показатели ежегодных приведенных затрат по следующим вариантам:
З1 = 4,43 + 0,15*9,01 = 5,78 млн. руб./год;
З2 = 4,21 + 0,15*10,5 = 5,79 млн. руб./год;
З3 = 4,00 + 0,15*12,4 = 5,85 млн. руб./год.
2. Сравнив полученные показатели приведенных затрат: 5,78; 5,79; 5,85, выбираем вариант с наименьшими значениями 5,78 млн. руб./год.
Следовательно, первый вариант вложений является наиболее эффективным.























Инструкционно - технологическая карта по выполнению практической
работы
Предмет: Экономика отрасли.
Тема: Экономическая эффективность производства.
Наименование работы: Расчет показателей эффективности производства.
Норма времени: 20 минут.
Цель работы: Уметь рассчитывать показатели эффективности производства.
Оснащение урока: инструкционная карта.
Литература: "Экономика отрасли".
Содержание и последовательность выполнения работ
Инструкционные указания

1.Ознакомление с заданием


2.Определить оптимальный вариант технического решения
Задача № 1.

3.Заполнить таблицу 2.
Задача № 2.

4.Заполнить таблицу 3.
Задача № 3.

Провести анализ полученных данных, написать выводы.
Консультацию по выполнению работы получить у преподавателя или студента, успешно выполнившего работу.
Работа оценивается в целом, по итогам выполнения работы ставится «зачтено» и подпись лица, проверившего работу

Задание для отчета: После выполнения расчетов студенты представляют тетрадь.
Контрольные вопросы: Дать определение понятиям
эффективность;
виды эффективности;
приведенные затраты.
Индивидуальное задание:

Задача № 1.
По данным таблицы определить оптимальный вариант технического решения


Вариант
Себестоимость руб/шт
ед. прод.,
Удельные капитальные вложения, руб/шт.
Норма дисконта



1
2
3
1
2
3
1
2
3

1
200
180
230
400
460
300
0,2
0,2
0,2

2
300
150
400
500
450
250
0,2
0,2
0,2

3
400
160
350
600
440
300
0,2
0,2
0,2

4
500
170
200
300
430
250
0,2
0,2
0,2

5
600
180
450
200
420
300
0,2
0,2
0,2

6
700
200
360
400
410
250
0,2
0,2
0,2

7
200
210
350
500
600
300
0,2
0,2
0,2

8
300
230
240
600
500
250
0,2
0,2
0,2

9
400
240
250
300
230
300
0,2
0,2
0,2

10
500
250
270
400
250
250
0,2
0,2
0,2

Задача № 2.
На основе имеющихся данных заполнить таблицу № 2:

№ п/п
Стоимость зданий и
сооружений, млн.руб.
Стоимость
машин и
оборудования,
млн.руб.
Всего
стоимость
основных
производственных фондов, млн.руб
Объем
продукции,
млн.руб.
Фондоемкость
продукции,
руб./руб.

1
46
56
102
146


2
20
37


0,71

3

94

125
1,31

4
84

200

0,8

Задача № 3.
На основе имеющихся данных заполнить таблицу № 3:
№ п/п
Себестоимость
единицы продукции, руб.
Удельные
капитальные
вложения, руб.
Норма
доходности, доли
единиц.
Приведенные
затраты на
единицу
продукции, руб.

1
120
200
0,15


2
140

0,2
220

3

280
0,18
215

4
300
500

360




Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
















Список литературы

Котерова Н.П. Экономика организации. Учебник- М.: Изд.центр «Академия», 2014 г.
Гольдман Е.Л. Экономика геологоразведочных работ. Учебное пособие- М, 2003 г.
Лисов В.И. Управление, организация и планирование геологоразведочных работ. Учебное пособие, 2011 г.







15