Конспект урока по русскому языку на тему: Перенос слов с буквами й и ь в середине слова


Русский язык №35 «31»октября 2013 гТема:  Перенос слов с буквами й и ь в середине слова
 Цель:
Ознакомить учащихся с правилами переноса, формировать умение переносить слова с учетом правил
Развивать внимание, мышление, воображение, речь учащихся;
Прививать любовь к родному языку, природе.
Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, самостоятельная
работа
Формы: коллективные, работа по рядам, работа по вариантам
 Оборудование: МЭУП (фонетика/17), эл.«Программа заданий по чистописанию», ноутбук, картина “Золотая осень” И.Левитана, палитра осенних красок;
карточки с подсказками; диск с музыкой П.И.Чайковского “Времена года”.
Ход урока:
I Организационный момент
Эмоциональный настрой. Улыбнулись друг другу.
Тема урока. Перенос слов с буквами й и ь в середине слова
Оформление тетради под диктовку с доски
4. Каллиграфическая минутка (Слайд 44, )

II . Введение в тему. (Звучит музыка из альбома П.И.Чайковского “Времена года”.)
Послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нём говорится?
Кружатся листья над дорогой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушки и полян.
Мы идём и под ногами
Слышим шорох золотой,
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
– Правильно, это стихотворение написано об осени. Принесла нам Осень в подарок эти замечательные листочки, да не простые, а с заданиями. Хочет Осень проверить: всё ли вы о ней знаете, нравится ли она вам?
III .Сообщение темы урока.Задание 1.
– Выполнив первое задание, вы узнаете тему урока.
Прочитайте слова, разделите на слоги. Как узнать, сколько в слове слогов ? А теперь надо разделить на слоги для переноса. На сколько частей необходимо делить слова. Трудно ли делить слова на слоги? Представьте, вы в лесу заблудились. Вы будете кричать имена подружек, друзей.
На доске слова: и-голка, шиш-ка, ого-нь, кл-ен, ма-льчик, зай-ка. Вы согласны с таким делением?
Давайте исправим. Скажем правила переноса слов.
– Итак, тема урока: « Перенос слов»
– Сегодня на уроке мы будем учиться правильно делить слова для переноса, записывать их, проговаривая по слогам.
С первым заданием вы справились, молодцы! Давайте поставим этот листик в вазочку.
IV. Работа над темой урока. МЭУП (фонетика/17)
“Интеллектуальная разминка”.
– Вот и второй листик с заданием к нам прилетел.
– Осень, время сбора урожая. Знаете ли вы, какие овощи собирают осенью, мы сейчас проверим. Отгадайте загадки, которые для вас приготовила Осень, отгадки запишите, проговаривая их себе по слогам.
(показ иллюстраций овощей)
1 На одном быке 7 шкур (лук).
2. Над землёй трава,под землёй – алая голова (свёкла).
3. Маленький, горький, луку брат,к пище приправа, а на микробов – управа (чеснок).
4. Под листочком, у оградки,лягушонок спит на грядке:весь зелёный, прыщеватый,
А животик беловатый (огурец).
5. Красный Макар по полю скакал и в борщ попал (перец).
6. Что копали из земли, жарили, варили?Что в золе мы испекли, ели, да хвалили (картофель)?
7 Стоит матрёшка на одной ножке, закутана, запутана (капуста).
– Назовите односложные слова. Почему мы их называет односложными?
– Назовите двусложные слова, трёхсложные. Докажите. Разделите слова на слоги для переноса.
– А четырёхсложные, пятисложные слова бывают? От чего это зависит? (от количества гласных в слове). Каким правилом вы пользовались при делении слов на слоги и для переноса?
– Молодцы! И со вторым заданием вы справились отлично!
V Задание 3.– Вы подтвердите свои ответы, если выполните третье задание, которое
приготовила для вас Осень.
– Прочитайте стихотворение Владимира Степанова “Воробей”.
На доске:
Заглянула осень в сад -птицы улетели.
За окном с утра шуршат жёлтые метели.
Под ногами первый лёд крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт, а запеть –стесняется.
– Как вы понимаете слова автора “жёлтые метели”, “запеть стесняется”.
– Сейчас мы будем списывать часть этого стихотворения в тетрадь. Напомните, пожалуйста, как правильно списать стихотворение?
1 вариант – спишите только 2 строчки, разделит слова на слоги для переноса,
2 вариант – спишите 3, 4 строчки и тоже разделите слова на слоги для переноса.
– Какое правило будете использовать при делении слов на слоги? (хором)
– Умницы! И с этим заданием вы справились!
VI Физминутка. (под музыку) Задание 4. Листик.
А с этим листиком осень вам предлагает отдохнуть.
Представили листопад. Ветерок подул на листик, он сорвался с дерева и закружился по кругу (следим глазами за листиком), вправо, влево
–. Закрыли глаза. Открыли. Сделали глубокий вдох, выдохнули на четыре счёта.
– Наш лист приземлился в вазу.
VII Задание 5. Выборочный диктант. Выписать слова с ь и й посередине, разделяя их знаком для переноса.
На улице льет дождь. Значит, мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.
Проверка: на доске готовые ответы.
VIII. На доске: (пословица об осени)
Осень припасиха – зима прибериха.
– Объясните смысл пословицы.
– Подобрать синоним к слову “припасиха”, т. е. близкое по значению (собирает, запасает, заготавливает).
– Спишите пословицу. Разделите слова на слоги.
– Поменяйтесь тетрадями, побудьте учителями, проверьте друг у друга это задание.
– Поднимите руку, у кого нет ни одного исправления. Умницы!
– Молодцы! Вы прекрасно справились и с этим заданием!
IX .Задание 6. (Стихи.)
– А что же нам принёс вот этот листик? Я сейчас посмотрю!
– Послушайте отрывки из стихотворений и скажите одним словом, какого цвета осень?
Лес, точно терем расписной лиловый, золотой, багряный.
Стоит над светлою поляной весёлой пёстрою стеной.
Вот художник, так художник –все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Красит рыжим, алым, синим ,разбавляет краски ливнем,
Чтобы вышло разноцветным, но совсем не так как летом.
– Какие именно цвета, давайте уточним. Названия цветов прячутся в отгадках загадок.
1. Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
– Какого цвета солнце? Как по-другому можно назвать жёлтый цвет? (жёлтый – золотой)
2. Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
– Какого цвета морковь? (оранжевый – рыжий)
3. В сенокос – горькая,
А в мороз – сладкая.
Что за ягодка?– В какой цвет окрашены гроздья рябины? (красный – алый, бордовый)
4. Эти кусты цветут в мае (сиреневый – лиловый).
(по мере отгадывания открывается палитра красок)
– Посмотрите на картину Исаака Левитана “Золотая осень” и скажите, правильно ли мы выбрали цвета?
– Вам очень нравится осень, потому что вы отлично справились со всеми её заданиями.
– Все листочки облетели, но это не беда! Зато, у нас получился красивый букет, который будет радовать нас ещё много дней.
X. .Итог урока.– Чему учились на уроке? (учились делить слова на слоги)
– Как переносить слова?
XI. Рефлексия .Расскажите, нравится ли вам осень. Как вы относитесь к этому времени года? Используйте мои слова подсказки.
(на столе у детей подсказки)
Я доволен…. Я благодарен……. Мне приятно……..
Я восхищаюсь……. Меня удивляет……… Мне нравится….. Я согласен…….
– Послушайте, какие замечательные стихи написаны об осенних месяцах.
1) В сентябре, в сентябре
Много красок на дворе.
Мы их вместе соберём,
Пёстрой песней назовём.
А небо то нахмурится,
То снова синева,
И пёстрая на улице
Осенняя листва.
2)Октябрь уж наступил – уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешенной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
3)Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало.
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора.
– Спасибо за урок!
IV. Итог урока.
Выборочный диктант. Выписать слова с ь и й посередине, разделяя их знаком для переноса.
На улице льет дождь. Значит, мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.
Выборочный диктант. Выписать слова с ь и й посередине, разделяя их знаком для переноса.
На улице льет дождь. Значит, мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.
Выборочный диктант. Выписать слова с ь и й посередине, разделяя их знаком для переноса.
На улице льет дождь. Значит, мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.
Выборочный диктант. Выписать слова с ь и й посередине, разделяя их знаком для переноса.
На улице льет дождь. Значит, мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.
Выборочный диктант. Выписать слова с ь и й посередине, разделяя их знаком для переноса.
На улице льет дождь. Значит, мне сегодня нельзя гулять. Я сижу у окна и смотрю на дождь. Маленькие дождевые капельки текут по стеклу, сливаются друг с другом и ручейком стекают на подоконник.