Мотивы одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

Техн6ологическая карта урока. Литература. 6 класс.
 
Тема урока: Мотивы одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».
 
                                    
 
1. 
 
 
ФИО (полностью)
 
 
 Ягодова Надежда Николаевна

 
2.
 
 
Место работы
 
 
 МАОУ «Горюновская СОШ»

 
3. 
 
 
Должность
 
 
 учитель русского языка и литературы

 
4.
 
 
Предмет
 
 
 литература

 
5.
 
 
Класс
 
 
 6

 
6.
 
 
Тема и номер урока в теме
 
 
 Мотивы одиночества в стихотворении
М.Ю. Лермонтова «Парус».
 

 
7. 
 
 
Базовый учебник
 
 
 Литература 6 класс: учебник для 6 кл. общеобр. учр.:. в 2-х ч. Ч.1. /авт.-сост. Меркин Г.С.-2 изд.-М.;ООО»Русское слово-учебник», 2013.- 328 с.- (ФГОС. Инновационная школа).

 
 Используются технологии: «ИКТ в образовательном процессе», «Технология критического мышления» и личностно-ориентированное обучение.

10.Тип урока: Смешанный. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. Смешанный.
 
11.Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, творческая.
 
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Цели урока:
Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
чтение и анализ стихотворения «Парус».

Дидактические задачи урока:
Учебные:
расширить представление о передаче эмоций через художественный текст;
познакомить с понятиями «инверсия» и «антитеза».
Развивающие:
развивать умение учащихся анализировать лирическое произведение;
развивать умение строить монологические аргументированные высказывания по теме;
развивать творческие способности учащихся.
Воспитательные:
способствовать формированию нравственных качеств у учащихся;
способствовать эстетическому воспитанию на примере произведений и картин М.Ю. Лермонтова;
формировать положительное отношение к знаниям;
нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
УУД:
 
Предметные
Метапредметные
Личностные

Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Формирование представлений о смысле жизни как ценности гуманизма.





СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
                                                           
 

 
Этап урока
 
Деятельность учителя
 
Деятельность ученика
 
Время (в мин.)

№ 1
 
Организационный
момент.





Целеполагание.



 
  Здравствуйте, ребята!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и садитесь!

 На доске дана таблица:
Знаю: Хочу узнать: Узнал(а) новое

Слайд 1. Читает наизусть стихотворение Лермонтова М.Ю. «Парус» (на слайде рисунок Лермонтова М.Ю. «Парус»)
Слайд 2. Посмотрите на доску, прочитайте тему урока и определите цель нашего урока.
Запишите в раздел таблицы «Хочу узнать» цель урока.
Слайд 3. «Цели и задачи урока»


Учащиеся встают, приветствуют учителя, смотрят друг на друга и садятся.


Обращают внимание на доску.
(На доске дана тема, таблица и слова:
Эпитет, повтор, антитеза, инверсия, метафора, исследовать).

Учащиеся читают формулировку темы урока, написанную на доске, и выдвигают предполагаемые цели урока.

Записывают в раздел таблицы
(«Хочу узнать») цели урока.
Учащиеся слушают учителя

Записывают цель урока.

Вносят дополнения в раздел таблицы «Хочу узнать»
 1 мин.




2 мин.




№2.
Актуализация
изученного
ранее материала.
(Проводится в игровой форме по принципу»Своя игра» (когда учащиеся называют ответы, учитель
разворачивает в разделе «Знаю» листочки с правильными
ответами)
Предлагает вспомнить факты биографии М.Ю.Лермонтова.
«Знаю»:
Примерные ответы учащихся:
1.15 октября 1814 г. –
родился М.Ю.Лермонтов.
2. Бабушка- Елизавета Алексеевна Арсеньева.
3. Имение Тарханы Пензенской
губернии.
4. Московский университетский
Благородный пансион.
5. Гусарский полк.
6. «Смерть поэта». Ссылка на Кавказ.
7.«Стихотворения Лермонтова – самая полная его биография»
8. 1841г- смерть поэта.
5 мин.

 
№ 3
 



 Объяснение нового материала

Беседа с учащимися
Сейчас мы совершим небольшое путешествие «М.Ю. Лермонтов - великий русский поэт». Вы узнаете новые интересные факты из биографии поэта. Будьте внимательны.
Слайды 5 – 8.
- Ребята, что из увиденного вам запомнилось, может быть, удивило?
 Учащиеся зрительно воспринимают новые для них сведения о Лермонтове.
Дети рассказывают о своих впечатлениях от увиденного.

3 мин.



№4



Чтение и анализ стихотворения «Парус»
.Индивидуальная работа


Теперь мы познакомимся с одним из стихотворений Лермонтова - «Парус».

Предлагает рассказать подготовленному ученику рассказ об истории написания стихотворения «Парус».
Обращает внимание учащихся на термины:
Эпитет
Метафора
Инверсия
.повтор
антитеза



Учащиеся читают стихотворение «Парус» (про себя).
Рассказ ученика об истории написания стихотворения.

Знакомятся с терминами по раздаточному материалу, предложенному каждой группе.
2 мин.


№5

2. Исследование
(работа в группах).
1 группа.


Предлагает в группах провести небольшое исследование по отдельным четверостишиям.
Предлагает карточки для исследования 1 четверостишия:
1. Какая картина представляется вам во время прочтения первых двух строф?
2. “Ключевой” образ четверостишия.
3. Какой эпитет использует автор в обрисовке образа паруса?
4. В каком состоянии он (парус) находится? Найдите антитезу?
5. Каким рисуется море?

Группа получает «Лист оценивания».
1 четверостишие.
Чтение четверостишия и его анализ по плану:
1. Какая картина представляется вам во время прочтения первых двух строф?
2. “Ключевой” образ четверостишия.
3. Какой эпитет использует автор в обрисовке образа паруса?
4. В каком состоянии он (парус) находится? Найдите антитезу?
5. Каким рисуется море?

10 мин.


2 группа.

2 четверостишие.
Анализ четверостишия по плану:
1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках?
2. Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе?
3. Как вы понимаете значение слова “увы», с каким чувством оно произносится.
4. Что передают звуки “св”, “чн”, “скр”?
5. С какой целью слово “счастье” повторяется дважды.
Группа получает «Лист оценивания».
2 четверостишие.
Анализ четверостишия по плану:
1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках?
2. Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе?
3. Как вы понимаете значение слова “увы», с каким чувством оно произносится.
4. Что передают звуки “св”, “чн”, “скр”?
5. С какой целью слово “счастье” повторяется дважды.
-


 

 











 3 группа.






 





3 четверостишие.
Анализ четверостишия по плану:
Какая картина рисуется в первых строках?
Где теперь находится парус, что значит «под» - «над»?
Какие эпитеты использует Лермонтов в этом четверостишии?
Что значит слово «мятежный»?
Какой вывод делается в последних двух строках?

 Группа получает «Лист оценивания».
3 четверостишие.
Анализ четверостишия по плану:
Какая картина рисуется в первых строках?
Где теперь находится парус, что значит «под» - «над»?
Какие эпитеты использует Лермонтов в этом четверостишии?
Что значит слово «мятежный»?
Какой вывод делается в последних двух строках?

 
 
 
 


№6
Защита исследовательской работы
(творческой отчёт групповой деятельности)
Предлагает учащимся прочитать четверостишие, использовав «Шляпы(у) настроения» и изложить свои выводы и наблюдения.
Обобщение учителя:
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием поэта, но и символом тревожной молодости, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Учащиеся читают четверостишие, использовав «Шляпы (у) настроения» и излагают свои выводы и наблюдения, которые они сделали, читая и анализируя своё четверостишие.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя
10 мин.

№7
Романс «Парус»
Предлагает послушать романс «Парус»
Какие мысли и чувства владеют вами сейчас?
Слушают романс «Парус»
Учащиеся отвечают на вопрос учителя и записывают свои выводы в таблицу «Узнал(а) новое»

3 мин.

№8.
Домашнее задание:
Выучить стихотворение «Парус» (всем).
Задания по выбору:
а) нарисовать картину к стихотворению «Парус»
б)Написать небольшое рассуждение на тему «Мой Лермонтов»
Записывают в дневники задания на дом.
Заполняют «листы оценивания»
2 мин.

№9
Рефлексия
Вот и подошёл к концу наш урок.
Прошу выразить своё настроение при помощи «рожиц» на полях тетради.
Урок окончен! До свидания!

Учащиеся рисуют «рожицы» и сдают тетради и «листы оценивания» на проверку.
2 мин.





























Приложение 1 к плану-конспекту урока: «Мотивы одиночества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». Перечень средств:
 

 
 
Название ресурса
 
 
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
 
 
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР, ссылка на Интернет-ресурс
 (если использовался)
 

 1.
 
 электронный
 Презентация

 
 

2.








m3u
Фотографии,
текстовый документ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Тарханы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Лермонтову 4-6 лет
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] картины
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] крестовая гора
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] биография
Романс Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова.





Приложение 2. Карточки с ответами «Знаю»:
15 октября 1814 г. – родился М.Ю.Лермонтов.

Бабушка- Елизавета Алексеевна Арсеньева.

Имение Тарханы Пензенской губернии.

Московский университетский Благородный пансион.

Гусарский полк.

«Смерть поэта». Ссылка на Кавказ.

27 июля 1841г- смерть поэта.





Приложение 3.
Анализ стихотворения

1 четверостишие.
1. Какая картина представляется вам во время прочтения первых двух строф?
2. “Ключевой” образ четверостишия.
3. Какой эпитет использует автор в обрисовке образа паруса?
4. В каком состоянии он (парус) находится? Найдите антитезу?
5. Каким рисуется море?

2 четверостишие.
Анализ четверостишия по плану:
. 1. Какую картину природы создает поэт в первых двух строках?
2. Какой мотив продолжается в 3 и 4 строфе?
3. Как вы понимаете значение слова “увы», с каким чувством оно произносится.
4. Что передают звуки “св”, “чн”, “скр”?
5. С какой целью слово “счастье” повторяется дважды

3 четверостишие.
Анализ четверостишия по плану:
Какая картина рисуется в первых строках?
Где теперь находится парус, что значит «под» - «над»?
Какие эпитеты использует Лермонтов в этом четверостишии?
Что значит слово «мятежный»?
Какой вывод делается в последних двух строках













Приложение 4:
Лист оценивания:
Группа №___


Ф.И.
Задание1
Задание 2
Задание3
Задание 4
Задание 5
Итог

1








2








3








4








5




















Приложение 5. История написания стихотворения «Парус».
Стихотворение «Парус» было написано М. Лермонтовым в 1832 г. Вынужденный оставить Москву и университет, Лермонтов уезжает в Петербург. Оставлено всё, что любил поэт. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось. И однажды, бродя по берегу Финского залива, он пишет это стихотворение, о чем свидетельствует М. Лопухина, в письме к которой Лермонтов послал первый вариант стихотворения. Быть может, грустное восприятие паруса, переходящее в глубокое философское раздумье, и сам образ были навеяны стихами А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:
Белеет парус одинокой, Как лебединое крыло, И грустен путник ясноокой;
У ног колчан, в руке весло.
Вывод:
 Эпитеты: одинокий, мятежный, в далёкой, в родном, золотом.
Метафора: луч солнца золотой.
Инверсия: парус одинокий.
Олицетворение: парус ищет, кинул, просит; играют волны, ветер свищет.





Приложение 6. «Шляпы настроений, ассоциаций»:13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Root EntryОбъект 7Объект 8Объект 915