Урок М. Ю. Лермонтов Стихотворение «Парус»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА М. Ю. Лермонтов Стихотворение «Парус»
(Тема урока)















Цель урока: обучение анализу поэтического текста
9. Задачи:
- обучающие: Познакомить учащихся с личностью поэта, и идейным содержанием стихотворения «Парус», почувствовать настроение стихотворения, осознать символическое значение образов в этом стихотворении;
-развивающие: Развивать умение анализировать поэтические тексты, логическое мышление, память, внимание, воображение;
-воспитательные: Воспитывать любовь к природе, чувство к прекрасному, свободолюбие.
Тип урока: Изучение нового материала
Формы работы учащихся: индив. сообщения, работа с текстом, комментированное чтение
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран
Структура и ход урока:







Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)


1
2
3
4
5
6

1
Орг. момент



1

2
Вст. слово учителя
1*

















2*
- Сегодня мы поговорим о творчестве М.Ю.Лермонтова, стихотворения которого вы знаете, наверное, с детства. Запишите в тетрадях тему урока.
- Какие произведения М.Ю.Лермонтова вы помните?
А знаете ли вы, что поэт Лермонтов оставил и другие произведения- живописные?
Он был талантливым художником. Посмотрите на его картины (показ)
- Посмотрим на его автопортрет, репродукция которого помещена в учебнике (стр.156).
- Каким изобразил себя поэт?






(запись темы урока)


«Бородино»
5

3
Викторина «Внимательный читатель»

Сейчас проверим домашнее задание. Часть детей готовили вопросы по биографии поэта. Может, мы поймем причину печали в глазах поэта?
1 ученик:
1.Как звали его бабушку? (Елизавета Алексеевна Арсеньева).
2. Где находилось имение бабушки? (В Тарханах).
3.Где получил первоначальное образование будущий поэт? (Дома).
4.Сколько лет было поэту, когда умерла его мама?(2года)
2ученик:
5.Куда в детстве М.Ю.Лермонтов ездил вместе с бабушкой для поддержания здоровья? (На Кавказ).
6.Как называется полезная вода в тех краях? (минеральная)
7.Куда поступает Лермонтов в 14 лет? (В Благородный пансион).
8.Когда пробует писать юный Лермонтов? (Учась в Благородном пансионе).
3 ученик:
9.Какими языками свободно владел поэт? (Французский, немецкий).
10.На каком музыкальном инструменте играл Лермонтов? (На скрипке).
11. Куда поступает учиться поэт после окончания пансиона? (В университет).
12. Сколько лет прожил поэт? (27лет)

5



3*
В нашей беседе часто упоминается бабушка М.Ю.Лермонтова – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Что это был за человек, какова ее роль в становлении гения, расскажет
Рассказ ученика
2

4
Слово учителя

Фамилия у поэта необычная. Считают, что его предки происходили от испанского герцога Лермы, который бежал сначала в Шотландию, а потом в Россию. От него пошла русская ветвь Лермонтовых.
Современники , друзья чувствовали, что перед ними необычайно талантливый человек – с детства проявились многие его способности. Склонность к литературе, языкам, рисованию, музыке и т.д.
- Я просила вас узнать, когда было написано стихотворение «Парус» ?
- Сколько лет было в это время поэту?
- Оставлено все, что поэт любил. Спокойной и безмятежной жизни не предвиделось.


























1832, написано вскоре после переезда Лермонтова в Петербург: университет оставлен, он поступает в военную школу.
18
3

5
Чтение и анализ стихотворения «Парус»
4*
Чтение стихотворения
Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Какое слово определяет это настроение?
-Какой рисуется главный лирический образ ?
-Назовите к слову парус эпитеты.
-Какой из этих эпитетов вы считаете главным?
- Почему парус назван мятежным?
-Поэтому это главное свойство паруса отражено в эпиграфе нашего урока.
-Обычно эпитет мятежный связан с образом человека, а здесь он отнесен к парусу, почему это стало возможным?
-Согласитесь ли вы, что в этом произведении слово парус обозначает всего лишь предмет?
-Почему Лермонтов выбрал именно парус?
- Назовите свойства, состояния, характерные для паруса.
-Какой смысл вложил поэт в слово парус? Что он хотел выразить, создавая этот образ?
-О каком счастье говорится в стихотворении? Почему парус «счастья не ищет и не от счастья бежит»?

Тревога, грусть, сожаление, неприкаянность, надежда
В первой строке -эпитет «одинокий», оно стоит на необычном месте, на него падает смысловой акцент. Это слово задает тон всему стихотворению)
Парус
Мятежный
Спокойная жизнь не для него. Может, такую жизнь он и кинул в краю родном? Он жаждет чего- то другого. Не столько цель важна, сколько стремление к недостижимой гармонии)
Как человек- олицетворение




Нет










Себя подразумевал
19



























5*
- Слова в художественном поэтическом тексте могут изменять свое обычное положение. Это называется инверсией. Запишем в тетрадь.
Инверсия – необычный порядок слов в предложении.
- Еще найдите инверсию
- Лермонтов рисует словами, стихами картину моря, вызывает эту картину в нашем воображении.
- Как представляете море вы? Какие картины, образы возникают перед глазами?
- Кто из писателей, художников писал о море?
Когда на море спокойно, как называется такая погода? Неспокойно?
- Море волнует человека безбрежным, величественным простором, необъятностью, изменчивостью состояния, цвета. Красота моря, его стихийная сила всегда поражают. Картина моря настраивает на возвышенный лад, рядом с морем мелкие проблемы и суетные дела отступают, меркнут.
- Как вы себе представляете то, что услышали в стихотворении, мы видим по вашим рисункам, которые вы рисовали дома.






Запись в тетради





в тумане моря голубом, что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?






Новиков – Прибой, Эрнест Хемингуэй, Айвазовский

Штиль

Шторм





















Рассказ уч-ся о своих рисунках
























6*
- Стихотворение рисует яркую картину: белый парус, голубой туман моря, игра лазурных волн, золотые лучи солнца, свист ветра – складывается ощущение движения, красоты, стремительности, порыва.
-Как вы считаете, где больше чувствуется движения: в рисунках или в стихотворении?
А сейчас послушаем романс на слова М.Ю.Лермонтова в исполнении Л.Казаковой.(запись)

















В стихотворении


6
Словарная работа

Мятежный-
Лазурь-
Мачта-
Чтение из словаря
5

7
Знакомство с поэтами Татарстана

Мотив одиночества в творчестве был не только у Лермонтова, но и в поэзии наших земляков. Это Г. Тукай, М. Аглямов

2

8
Итог

-Какое впечатление у вас осталось от стихотворения?
Д.З. Выучить ст-ие «Парус». Прочитать стихотворения «Три пальмы», «Тучи», составить устный рассказ по ним.


стремление к невозможному, желанному. Есть какая – то тайна, глубина
3


* - номер ресурса, см. табл.2.





Приложение к плану-конспекту урока
М. Ю. Лермонтов Стихотворение «Парус»
(Тема урока)



Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Локальные автономные ЭОР (статичные)

иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Локальные автономные ЭОР (статичные)

иллюстрации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Локальные автономные ЭОР (статичные)
иллюстрация
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

4
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Локальные автономные ЭОР
аудиофайл
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

5
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Локальные автономные ЭОР (статичные)
иллюстрации
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

6
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Локальные автономные ЭОР
аудиофайл
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













15