КОНСПЕКТЫ Литература 5 класс Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми» Урок 41 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Смысл названия повести В.П. Катаева

КОНСПЕКТЫ
Литература 5 класс

Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми»
Урок 41 Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус».
Смысл названия повести В.П. Катаева


Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания

Цель урока


На данном уроке: учащиеся производят анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Белеет парус одинокий», сопоставляют его с содержанием повести Катаева.


II. Введение в тему.
1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.




III. Работа с текстом.
1. Работа с текстом до чтения




- Мы уже говорили о том, что можно сказать об одном и том же разными способами. Попробуем сопоставить повесть Катаева и стихотворение «Белеет парус одинокий» и найти связь между ними.
- Формулируем тему урока: «Смысл названия повести В. Катаева».



- Давайте попробуем определить, сколько раз стихотворение «Белеет парус одинокий» звучит в повести Катаева?
(Трижды: в самом начале, в главе «Море», в середине, в главе «Упрямая тетя», и в самом конце, в главе «Попутный ветер»).
- Прочитаем эти фраменты (эти фрагменты (из главы «Море» от слов: «Между тем солнце еще немножко поднялось над горизонтом» до слов: «Петя залюбовался морем»; из главы «Упрямая тетя» от слов: «Петя быстро отставил ногу» до слов: «Петя был ошеломлен»; из главы «Попутный ветер» от слов: «Торопиться было некуда» до конца главы).





2. Работа с текстом во время чтения.






3. Работа с текстом после чтения.











































3. Формулирование вывода.
- Читаем стихотворение М.Ю. Лермонтова.
- Самостоятельно перечитываем его про себя и выполняем задание II.1 в тетради (с. 25).
(самостоятельно определяем тему, записываем её в тетради.)
- Ещё раз читаем про себя стихотворение и анализируем его (работа в парах, комментированное чтение, задание II.2, с. 25).


- В стихотворении парус назван «мятежным» (см. значение этого слова в сноске). Почему поэт избирает именно такое определение?
- Как вы думаете, есть ли в стихотворении скрытый смысл?
- В чем он состоит?
- Что такое море и парус для самого Лермонтова?
- Можем ли мы заглянуть в душу поэта, читая это стихотворение?
- Является ли это стихотворение обычной пейзажной зарисовкой?
- Как построение стихотворения (первые две строки каждой строфы – пейзаж, вторые две строки каждой строфы – рассуждения поэта), помогает понять его идею, содержание.

- Выполняем задания 3 и 4 (с. 26).















Материал для учителя:
М.Ю. Лермонтов первую строчку заимствовал из поэмы декабриста А.А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский», что для современников поэта подчеркивало свободолюбивое звучание «пейзажного» лермонтовского стихотворения. Стихотворение было создано на берегу моря, по предположению А. Потебни, в несколько минут, когда автор смотрел на парус. Оно представляет собой тонкий эскиз мгновенной поэтической реакции на наблюдаемое, слепок авторского «потока сознания».
Стихи из повести А.А Бестужева -Марлинского «Андрей, князь Переяславский :
Белеет парус одинокий
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
У ног колчан, в руку весло.



- Почему В.П. Катаев назвал свою повесть строчкой из стихотворения М.Ю. Лермонтова? Какая связь между этими двумя произведениями? (Вся повесть В.П. Катаева, как и стихотворение М.Ю. Лермонтова, проникнута жаждой свободы, мыслью о том, что буря близка. Все символы стихотворения: море, парус, волны, ветер, туман, солнце – находят свое отражение в повести.)

Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.

Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?

Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


IV. Итог урока.
- Мы пришли к выводу, что тема стихотворения и тема повести Катаева близки. Пробуем определить, что является свободой для автора повести и для автора стихотворения (работа в парах, записываем и комментируем результат) .



V. Домашнее задание
К следующему уроку учащиеся учат стихотворение наизусть, выполняют задание III (1,2,3) в рабочей тетради. Составляют план развёрнутого ответа«Свобода в представлении героев повести Катаева и автора стихотворения «Парус»)
.











© ООО Баласс, 2012











15