Образование слов при помощи суффиксов (6 класс каз.шк.)

6 класс. Русская речь.
Тема: Образование слов при помощи суффиксов.
(С™здіS жaрнаK арKылы жасалуы.) §20-21.
Цель урока :1.усвоить образование новых слов при помощи суффиксов; 2.развитие умений и навыков разбора слов по составу; 3.воспитать уважение к труду людей разных профессий. Тип урока : стандартный, урок усвоения нового материала. Оборудование: интерактивная доска,компьютер, слайды,рисунки, ватман,фломастеры,суффиксы-чик-щик и т. д., схема «Основа слова», карточки, цифры к игре. Методические приёмы: выразительное чтение, взаимопроверка, диктант, самостоятельная работа, занимательная лингвистика.
Ход урока: 1.Организационный момент. Приветствие.
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
2. Психологический настрой на урок. Игра «Сети счастья». Суть этой игры заключается в том, что учащиеся(по цепочке), передавая друг другу клубочек, желают что- то приятное.
3.Проверка д/з
Упр. 4 (стр.66)-письменно.
Упр.8(стр.67) выраз. чтение стихотворения
«Письмо» Л.Бутякова.
4.Повторение темы «Словообразование»
1.С целью повторения проводится групповая работа-построение схемы «паучок» (Части слова)
2.Графический тест на интерактивной доске. На доске таблица.
Слово
Слово
Однокоренные слова
Форма одного слова

гулять
прогулка
+


свистеть
свисток
+


дом
домовой
+


карта
карту

+

книга
книжный
+


книга
книги

+

ходить
походка
+


Учащиеся должны определить, в каком случае два слова являются однокоренными словами,а в каком-формой одного и того же слова.(Для этого они по одному подходят к доске и ставят отметку в нужном поле).
5.Изучение нового материала.
1.Работа над текстом «Почему мы должны строить»(упр.1, стр.68-69). Прочит.,выполн. задания к тексту: составить словосочетания, опираясь на схемы.
Здания прочные, здания удобные, здания разнообразные; надо строить прочно, надо строить быстро, надо строить дёшево.
2. Фонетическая зарядка. Произносим правильно:
Пещера храм вокзал тоннель
Хижина крепость аэропорт плотина
3.Работа у доски.
Вставить пропущенные буквы (стр.70)
Человек учился строить ж...лые д...ма и храмы, замки и креп...сти, з...воды и фабрик..., ш...ссе и ж...лезные д...роги, в...кзалы и аэропорт..., тоннел... и пл...тины.
Дополнительное задание: Что ты можешь сказать о словах - фабрика, шоссе, вокзал, аэропорт?
Какого они происхождения?
4.Самостоятельная работа. Выполн.упр.1(стр.70) «Как строили дом»-выписать в начальной форме слова, обозначающие названия лиц по роду их профессии, выделить суффиксы.
Планировщик кровельщик
Экскаваторщик плотник
Бетонщик стекольщик
Каменщик водопроводчик
Штукатур маляр
5.Объяснение.
После согласных д,т,з,с,ж - пишется суффикс -чик
6.Выполнение упражнений №2,3 (стр.71).
№2(устно) опираясь на словообразовательные схемы, скажите, как образованы данные слова:
Водопроводчик-водопровод Бетонщик-бетон
Экскаваторщик-экскаватор.
Слово каменщик образовано от слова камень при помощи суффикса – щик.
№3(письменно)от данных слов при помощи указанных суффиксов образуйте названия лиц (профессии):
чик –водопроводчик, грузчик щик –барабанщик
тель –писатель, строитель ист - тракторист, журналист
ник - лесник, дворник.
7.Разминка. Работа по карточкам. Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся (на основе упр.4,6,7,стр.71)
2.Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами (групповая работа):
2 9 1 10 1 9 12
13 8 2 1 9
14 1 15 10 16 9
6 1 14 4 7 4 17 10
10 1 18 17 4 17 10
Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Я Ь П Ш Х Ё С К
11 12 13 14 15 16 17 18
8.Словарно-орфографическая работа. Запись нового слова в словарики, дать ему толкование (стр.74). Диалог.
9.Подведение итогов урока.
Графический диктант. Закрепим сведения о профессиях, выполнив графический диктант. Знаком «+» обозначим названия профессий, а знаком «-» остальные слова.
Ученик, космонавт, прохожий, пассажир, пастух, моряк, дежурный, маляр, продавец, родственник, учитель.
10.Задание на дом.
1.Стр.70 «Новые дома»-составить из данных слов предложения,чтобы получился рассказ.
2.Упр.12(письм.)
11.Комментирование оценок. Завершение урока.
Шђ Заголовок 1Шђ Заголовок 215