Конспект урока Образование новых слов при помощи суффиксов»

Тема: Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.


Цели:

Образовательные: конкретизировать представления обучающихся о строении
слова, его значимых частях;
формирование умений образовывать однокоренные слова
при помощи данных суффиксов;
уточнение представлений обучающихся о суффиксе как
части основы слова, который может придавать слову
оттенки значений или образовывать слово с новым зна-
чением.


Развивающие: развивать устную и письменную речь обучающихся;
активизировать словесно-логическое мышление;
формировать устойчивость внимания;
продолжить работу над каллиграфией.


Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к языку, взаимопомощь друг
к другу.








Оборудование: карточки со словарными словами, «Цветик-семицветик», карточки для самостоятельной работы, таблички со словами для разбора по составу.










Ход урока.
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!


Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем тренироваться в образовании слов с помощью суффиксов.


Минутка чистописания.




- Из каких элементов состоит буква «в»?
Расскажите всё, что знаете о букве «в». ( ответы детей)

- Запишите соединения.

-Прочтите предложение.
Солнце осветило лес и позолотило верхушки деревьев.

-Запишите предложение, поставьте ударение над каждым словом.
-Какие безударные гласные вы можете проверить?
Подберите (устно) проверочные слова.
Подчеркните главные члены предложения. Что заметили?
- Хорошо, ребята, вы все справились.

Словарная работа.
- На доске «Цветик-семицветик». Отгадайте, о ком или о чём речь. Нужно вписать словарные слова, подчеркнуть безударную гласную, правописание которой нужно запомнить.






Крупный населённый пункт, в котором есть фабрики и заводы (город).
Инструмент для колки дров (топор).
Стужа, холод (мороз).
Какой конь землю пашет, а сена не просит (трактор).
Красненька Матрёшка,
Беленько сердечко.
Её любят очень дети
И в лесу густом медведи (малина).
6.Он учит детишек
Читать и писать.
Природу любить
Стариков уважать (учитель).
Ребёнок, который учится в школе (ученик).

- Запишите с новой строчки новые словарные слова:
яблоко, аннотация.
-Посмотрите на табличку, так ли вы написали эти слова.
-Известно ли значение слова аннотация? (краткое изложение содержания книги, статьи).


Повторение ранее изученного.
(звёздочка, бородища, шубёнка, пересадка)
- Посмотрите на слова и прочитайте. Разберём их по составу. Вспомните, что значит разобрать слово по составу?

Работа по теме урока.
– А сейчас, ребята, мы с вами будем тренироваться в образовании слов с помощью суффиксов.
- Откройте учебник с.128, упр.99.
Прочитайте задание.

Цветок - цветочек (чередование суф.)
Изба - избёнка
Руки - ручки (чередование в корне)
Двор - дворник
Трактор - тракторист

- В каких словах суффиксы дали новый оттенок значению слова: уменьшительно- ласкательный или пренебрежительный? меняют значение слова?
- Найдите слова, в которых суффиксы дали слову своё самостоятельное значение.
Итак, ребята, попробуйте рассказать, как же суффиксы
- Найдите сведения о суффиксе в учебнике с. 130. Прочитайте.

Самостоятельная работа.
- К данным словам подберите (если можно) и запишите однокоренные слова с суффиксами:
-оньк – (-еньк), -ушк-, -к.
(зима, берёза, деревня, речка)
Проверка.
-Какой оттенок придают однокоренным словам данные суффиксы?
- Вы молодцы!

Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Наклонились и прсели.
Дружно встали.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели, вновь за дело.

Работа над пройденным материалом.
1)Самостоятельная работа по карточкам.

а) Средние получают карточку:
- Подбери к каждой схеме своё слово.

вода

водный

подводник

безводная

б) Карточка для Кати:
- К каждому слову подбери однокоренные по схемам:

говорить

море

школьница


-Проверка самостоятельной работы.


2)Немного поиграем.
- Составьте новые слова.
- Корень такой же как в слове лётчик. В нём приставка такая же, как в слове переход, суффикс и окончание, как в слове классный
(перелётный)
-Корень такой же , как в слове подъезд, приставка такая же, как в слове побежал, суффикс и окончание, как в слове ёлка (поездка)
-Корень найдите в слове написать, приставку и суффикс в слове заморозки, окончание- в слове бумага (записка).
-Хорошо, молодцы.

Разбор предложений по членам предложения и по частям речи. Показать стрелками связь слов в предложении.
-Какое время года у нас сейчас? Составьте предложения о зиме.

Итог урока.
- Ребята, что же мы уточнили о суффиксах как частях основы слова?
-На уроке вы все работали хорошо. Все получаете оценки. Спасибо за урок.

Д/з. упр. 103 с. 131


Дополнительный материал:- Запишите отгадки, выделите в них суффиксы.(с. 154).







Взаимное приветствие, настраиваю на учебную деятельность, создаю доброжелательную атмосферу, развиваю речь обучающихся






Готовлю к восприятию.



Упражнения для работы над формой отдельных букв, тренировка мелкой моторики рук, выработка аккуратности и чистоты письма.


Сравните образцы и ваши соединения. Подчеркните карандашом самые красивые.












Заинтересовываю детей.
Коллективная работа.
Активизация словесно-логического мышления.





















Расширяю лексический и словарный запас слов, тренирую речь обучающихся.





Слова на карточках.
Уточняю порядок разбора слов по составу(каждый разбирает у доски)




Работа с учебником.
Коллективная работа.







Частично-поисковый метод





Проверяю внимание обучающихся при работе с учебником.






Фронтальная проверка.



Повышаю эмоциональное состояние детей, не допускаю переутомления, соблбдаю санитарно-гигиенические нормы.





Дифференцированный подход
(чтобы каждый справился, получил удовлетворение от урока, почувствовал уверенность в своих силах)









Упражнение позволяет развивать самоконтроль и взаимоконтроль.





У сильной проверяет учитель,
средние – взаимопроверка.




Это задание развивает процессы анализа и обобщения, требует внимательности.











Один работает у доски.