ОБРАЗОВАНИЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ К, НИЦ, ЩИЦ


Тема: Образование родственных слов с помощьюсуффиксОВ к, ниц, щицЦели деятельности учителя: учить составлять схемы образования новых слов; формировать умение выполнять разбор слова по составу; закреплять умение писать слова с сочетаниями чн, чк.
Планируемые результаты (предметные): научатся обозначать схемой образование нового слова; самостоятельно разбирать слова по составу; применять на письме правила орфографии.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.

– Как изменился состав слова? Значение слова?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные – используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о способах проверки сомнительных написаний.)
– Прочитайте отрывок из сказки С. Козлова (упражнение 43).
– Покажите письменно, от каких слов образовались слова, выделенные цветом. (Лампочка  лампа; лисичка  лиса.)
– Покажите, как образовалось слово «лампочка».

– Выполните проверку всех сомнительных написаний. (Из коро[п]ки – коробок; игру[ш]ки – игрушек; ежику – ежи́; по большому – бо́льше; [шы]ше[ч’к’]е – ши́шки, чк-чн; лампо[ч’к’]и – чк-чн без ь; на гру[т’] – на груди; лиси[ч’к’]и – чк-чн без ь; весело – веселый; засветились – све́т.)
– Запишите текст, вставив пропущенные буквы.
– Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской (упражнение 44).
– Выполните проверку слов с безударными гласными в корне.
Летать – полет,глядят – взгляд,
полетит – полет,глядит – взгляд.
– Как надо писать сочетание чк? (Без мягкого знака.) Спишите так, как будто это не стихотворный текст.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
– Образуйте от данных слов новые слова в форме женского рода, используя суффиксы. Что обозначают эти суффиксы?
журналист, пианист, теннисист;
учитель, писатель, воспитатель, ученик, дачник, молочник;
барабанщик, гонщик.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
– Образуйте родственные слова при помощи суффикса . Как вы думаете, какое значение вносит суффикс – уменьшительно-ласкательное или увеличительное? Запишите их.